"Зимушка - зима"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Егорова Ольга Сергеевна

Цель: расширение представлений об образе природы в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_-_zima_2012g.odt723.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад № 18

                         Конспект интегрированного занятия

                                  по теме: «Зимушка – зима».

                                            (старшая группа)

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                                             МБДОУ детский сад № 18

                                                                             Егорова Ольга Сергеевна

                                       пос. Кубанская Степь   2012г.

Цель: расширение представлений детей об образе природы в зимнее время. Продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Пополнять словарный запас детей словами – названиями зимних явлений.

Задачи:

Образовательная:

  1. Продолжать расширять представления детей о зиме;
  2. Способствовать развитию познавательного интереса;
  3. Закреплять правильно строить предложения;
  4. Расширять представления детей о снеге и его свойствах.

Развивающая:

  1. Упражнять в умении согласовывать движения со словами;
  2. Обогащать словарь детей;
  3. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к зимним явлениям природы;
  2. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе;
  3. Учить выслушивать ответы детей, не перебивая;
  4. Учить логически мыслить, четко формировать свои ответы;
  5. Вызывать положительные эмоции у детей.

Словарная работа:

Сосулька, лёд, снег, метель, ветер, иней, снежинки, снегопад, вьюга, пушистый, липкий, искрящийся.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: картинки зимы с изображением зимних признаков.

Раздаточный: пластиковая посуда для опытов, кусочки льда, снег, вода, тонированные листочки бумаги, белая гуашь, кисточки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, её признаках, наблюдение на прогулках за изменениями растительного мира в природе, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о зиме, рассматривание картин, иллюстраций, зимний пейзаж; работа с календарем природы; чтение рассказов о зиме, о жизни животных, птиц в зимнее время года.

                                                 Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение « Вы узнаёте зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метёт и кружится пурга

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый

Повесим бусы мы на ней

Вы узнаёте зиму?

Ребята, по каким признакам вы узнали зиму? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите  зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)

Воспитатель: Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить… А длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, спеть песни, почитать стихи о зиме.

А какие стихи о зиме знаете вы, ребята? (Ответы детей)

 Воспитатель: Много хороших стихов о зиме написано русскими поэтами. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте сейчас я буду загадывать вам, а вы будете их отгадывать. Согласны? (Ответы детей)

 Воспитатель:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

На поселки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в… (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка… (снегурка)

На снегу – то посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Воспитатель: Какие слова – отгадки здесь повторяются?

(ответы детей)

Воспитатель: А что это за слова? Это слова родственники. Они похожи по звучанию и произошли от слова  СНЕГ.

Дети, а назовите слова от которых становится  холодно?

Дети: Сосулька, лёд, льдинка, снег, метель, ветер, иней, вьюга, снежинки и т.д.

Воспитатель: Ой, что – то холодно стало от таких слов. Нужно нам согреться.

Физкультминутка:

На полянку, на лужок выпал беленький снежок. ( Дети машут руками)

Ноги выше поднимаем – по снежку мы гуляем.  (Идут, высоко поднимая ноги)

В руки взяли мы снежок – и слепили комок. (Лепят руками снежок)

Покатали, покатали – в снежный ком превратили.  (Катят снежный ком)

Ком большой, потом поменьше, сверху маленький комок.  (Показывают руками)

Перед нами кто стоит? Это снежный…  (Вытягивают руки)

- Снеговик!

Воспитатель: А вам, ребята нравится зима? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем она вам нравится?

(дети перечисляют зимние развлечения: санки, снежки, катание с горки, постройки из снега.)

Упражнения на развитие речи:

  1. Один – много.

Снег - … (снега), лёд - … (льда), снежинка - … (снежинки), ветер - … (ветры), мороз - … (морозы), дерево - … (деревья), животное - … (животные).

  1. Скажи ласково:

Снег - … (снежок), лёд - … (ледок), ветер - … (ветерок), мороз - … (морозец), дерево - … (деревце).

  1. Нет чего?

Представьте, что пришёл волшебник, принёс с собой теплую погоду и унес всё, что бывает зимой. Я называю слово, а вы говорите «нет» и добавляете это слово. Например: трава – нет травы.

Мороз - … (нет мороза), ветер - … (нет ветра), пурга - … (нет пурги),

метель - … (нет метели), снег - … (нет снега), снежинки - … (нет снежинок),

лёд - … (нет льда), сугробы - … (нет сугробов).

  1. Подбери слова – действия.

Снег – что делает? (идёт, метёт, кружится, летит);

Солнце – что делает? (светит, но не греет, прячется за тучи);

Вода – что делает? (замерзает, превращается в лёд);

Ветер – что делает? (дует, воет);

Мороз – что делает? (морозит, щиплет, кусает).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь пройдём в лабораторию.

Опыт № 1.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмём снег в руки, подержим его немножко в руке. Что происходит со снегом в руке?

Дети: Снег тает в руке.

Воспитатель: Почему снег тает? (Потому что в комнате тепло.)

Воспитатель: Таким образом, мы можем сказать, что снег – это вода.

Опыт № 2.

Воспитатель: Опустим кусочек льда в стакан с водой. Что происходит со льдом?

(Лёд плавает в стакане.)

Воспитатель: Значит, что можно сказать про лёд? (Лёд легче воды.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы побывали с вами в лаборатории, в которой наблюдали опыты, и сделали правильные выводы.

Наступила зимушка – зима. Деревья и кусты стоят без листьев, только у ели и у сосны остаются зелёные иголки. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему?  (ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Вода в реках и озерах замёрзла и превратилась в лёд. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живёт около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелётные птицы улетели в тёплые края. По – разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своём теле, спят в берлогах. Ёжик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.

Люди надели зимние шапки и пальто. Солнце светит редко. Небо серое и пасмурное. А мороз разрисовал все окна, красивыми узорами.

Я думаю, что вы немного устали и предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка:

На дворе у нас мороз – (разводят руки в стороны)

Щиплет щёки нам и нос – (ладонями касаются щёчек и носа)

Чтобы ручки не замёрзли – (показывают ручки)

Ручками похлопаем – (хлопают руками)

Чтобы ножки не замёрзли – (показывают ножки)

Ножками потопаем – (топают ножками).

 Воспитатель: Ребята, а давайте с вами попробуем нарисовать такие же узоры, как у мороза. (дети выполняют белой краской узор на предварительно тонированных листах бумаги.

Итог занятия:

  1. Выставка рисунков.
  2. Дети рассматривают узоры на рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...