"Арт-терапия – одно из условий успешной адаптации детей в ДОУ"
учебно-методический материал по рисованию на тему

Автамонова Анна Алексеевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_avtamonova_lermontov.docx873.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад – ясли комбинированного вида № 1«Солнышко»

Мастер – класс

«Арт-терапия – одно из условий успешной адаптации детей в ДОУ»

C:\Users\Администратор\Desktop\child-paint.jpg

Воспитателя:

Автамоновой

Анны

Алексеевны

г. Лермонтов

Ставропольский край

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и  посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя боди-арт, как одну из форм арт-терапии;

3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной работы.

Необходимый материал: краски (гуашь), стаканы с водой, кисти и влажные салфетки на каждого участника, подносы.

Оборудование: столы, стулья, мультимедийный проектор и экран.

Ход мероприятия:

Добрый день,  уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об арт-терапии.

Это метод воздействия на ребенка с помощью разных видов искусств, а именно: лепки, рисования, пения, музыки, танцев, сказки и песка – всем, что интересно детям в любом возрасте.

Арт-терапия в процессе познавательной деятельности и игры развивает: активность и любознательность детей, кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, речевую активность и коммуникативные навыки, внимание и память, способность сопереживать и сочувствовать, и конечно вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Всевозможные занятия искусством раскрывают творческий потенциал ребенка, всесторонне его развивают и способствуют формированию правильного мировоззрения.

В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

Для успешной социализации и адаптации воспитанников, в своей группе использую разные арт-терапевтические методы.

Песочная терапия–это ресурс для коррекционно-образовательной и развивающей работы с ребенком. Благодаря данной терапии у ребенка более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательных процессов, улучшается его психоэмоциональное состояние.

Сказкотерапия–это направление, где, при анализе и использовании образов героев, ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. Работая через сказку-игру, можно скорректировать направления в поведении, в отношении со сверстниками и взрослыми, а также помочь повысить самооценку ребенка.

Изотерапия – это лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Цель: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование – мощное средство для самовыражения, которое обеспечивает путь для проявления чувств. Дети любят, обмакнув палец в краске оставлять следы на бумаге. В зависимости от настроения ребенок выбирает ту или иную краску. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Что дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления и зрительно-моторной координации.

Одним из направлений изотерапии является Боди-арт.

Это рисование на теле человека, его руках или лице. С помощью рисунка на лице или руках, ребенку легче перевоплотиться в какого-либо персонажа. Боди-арт развивает у детей фантазию, помогают найти свое место в мире и лучше понимать чувства и переживания окружающих.

Мастер-класс по боди-арту «Тучка-солнышко» был проведен с родителями. Техника нанесения краски простая: сжав руку в кулак, нанесли на него краску синего цвета (тучка), раскрытую ладонь покрыли краской желтого цвета (солнышко).

Дождик вылился из тучки

Стало влажно и свежо. 

Солнце вышло из-за тучки.

До чего же хорошо!C:\Users\Администратор\Downloads\DSC_7674.JPG

Слегка раскрываем и сжимаем руку в кулачке.

Раскрываем и сжимаем обратно кулак, раскрываем  ладонь полностью. Двигаем попеременно всеми пальчиками-лучиками.C:\Users\Администратор\Downloads\DSC_7711.JPG

На фото видно, как родители увлеченно наносят краску своим детям, также они решили поэкспериментировать со своей рукой         и нарисовали человечков, которые могут передвигаться. Данный вид совместного творчества им очень понравился.

В детском саду любая работа не обходится без мам и пап, участие родителей в педагогическом процессе является очень важным. C:\Users\Администратор\Desktop\DSC07554.JPG

Вы видите одно из совместных мероприятий с родителями с использованием нетрадиционной техники рисования и игротерапии. 

Особое значение в организации непрерывного образовательного процесса имеет взаимодействие коллег в ДОУ. Педагоги стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и единый стиль работы в целом. Чтобы это обеспечить у нас в детском саду активно работаем Методический кабинет и Школа молодого специалиста, где мы обмениваемся своим опытом на Педагогических совещаниях, Мастер классах, показываем Открытые занятия и участвуем в Конкурсах профессионального мастерства.

А также выступаю на методических объединениях, делюсь опытом на образовательных порталах (педагогический мир, nsportal.ru, maam.ru, педагогическая газета) и соц.сетях. Имею свой личный сайт, который находится в свободном доступе. G:\DSC06965.JPG

И сейчас мы переходим к практической работе.

Перед Вами лежат карточки с персонажами, которых вы будите изображать на своей руке. Вы видите образцы (приступаем к работе).

Всем известно, что моторика рук взаимосвязана с отделами головного мозга, использовав оздоровительные технологии с детьми, такие как: массаж шариками Су Джок, пальчиковая гимнастика, жестовые игры, мы развиваем речь детей, а также их память, мышление и логику и т.д.

Как уже говорила, изотерапия развивает кинестическую чувствительность. Чувствуете, как приятно водить кистью по руке, пальцам. Смелее используем краску, чтобы персонажи получились яркими и радовали глаз.

Совместно с Вами мы сейчас сочиним сказку. В процессе герои могут вступать в диалог, а также общаться друг с другом. А я буду в роли автора.

На сегодняшний день, в современном мире, дети сильно подвержены воздействию героев из мультфильмов. Одним из самых известных у малышей является мультфильм «Маша и медведь», и поэтом мы придумаем «Машину новую сказку».

Сказка:

Жила-была Маша! (выходит «Маша») У нее были гуси: серый и белый (выходят «гуси»). Гуси любили петь песню («... у Маруси два весёлых гуся…  спрятались от Маруси»)

Однажды гуси спрятались от Маруси. И отправилась Маша их искать. Шла по тропинке, шла, а ей на встречу Мышка спешит(выходит «Мышка»).

Поздоровалась Маша с Мышкой, и спросила:

- Здравствуй Мышка, не видела моих гусей?

Мышка ответила:

-Нет, не видела!

Побрела Маша сквозь лесную чащу, прямо к пруду. А там сидит Лягушка, и квакает (выходит «Лягушка»).

Поздоровалась Маша с Лягушкой, и спросила:

-Здравствуй Лягушка, не видели моих друзей-гусей?

Лягушка ответила:

-Не видела!

Ах, какая досада - вздохнула Маша и отправилась дальше. Шла она, шла и услышала знакомый лай. Это была собака «Жучка»(выходит «Жучка»).Поприветствовала Маша «Жучку» и спросила:

- Здравствуй «Жучка», не видела моих гусей?«Жучка» ответила:

- Не видала…

Совсем расстроилась Маша! Стала звать их «А-у». Долго ли, коротко ли бродила Маруся и все-таки нашла своих друзей–гусей! Они были голодные, уставшие, но так обрадовались, когда увидели Машу, что принялись гоготать от радости.

Вернулись они домой.Маша вспомнила, что в огороде у нее вот-вот вырастет репка(выходит «Репка» и «вырастает» (раскрывая свои листья). Пошли они в огород и стали репку тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвала Маша – «Мышку».

Мышка за Машу,

Маша за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала мышка – «Лягушку».

Лягушка за мышку,

Мышка за Машу,

Маша за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала лягушка – «Жучку».

Жучка за лягушку,

Лягушка за мышку,

Мышка за Машу,

Маша за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка«Гусей»: серого и белого.

Гуси за Жучку,

Жучка за лягушку,

Лягушка за мышку,

Мышка за Машу,

Маша за репку –

Тянут-потянут – и вытянули репку большую-пребольшую.И такого угощения хватило на всех! Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Благодарю Вас за помощь уважаемые коллеги!

Итог: наш мастер класс подошёл к концу, и я предлагаю подвести итоги.В мастер-классе мы с Вами использовали «ТРИЗ-технологию»(теорию решения изобретательских задач, а именно воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности). Сегодня – это был метод «мозгового штурма». «Сказкотерапия» помогла всем справиться с личностными, поведенческими и эмоциональными проблемами, тем самым мы с Вами сдружились и весело провели время, сочинив веселую сказку на новый лад. И, конечно же, «Боди-арт», с помощью которого нам было легко и интересно перевоплотиться и раскрыть свои творческие способности.

Благодарю за внимание!

Список литературы:

1. Киселева М. В.  «Арт-терапия в работе с детьми» Издательство».: СПб.: Речь. С. 160 – 2014г.

2. Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий».: СПб.: «Речь». С. 202 – 2016г.

3. Шевченко М.Г. «Я рисую успех и здоровье».:Феникс.: С. 154 – 2014г.

Интернет источник:

4. https://maminyzaboty.com/skazkoterapiya-dlya-doshkolnikov.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад – ясли комбинированного вида № 1«Солнышко» город Лермонтов

воспитатель Автамонова Анна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду"

Доверие и привязанность к воспитателю, необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду....

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.

Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду....

Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "

Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...

Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "

Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...

Консультация для родителей Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду

Консультация для родителейСотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Условия успешной адаптации:Готовность детей к детскому саду;Готовность родителей;Пси...