" Дымковские мастера"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Маркевич Наталья Петровна

Конспект для детей среднего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские мастера»

Цель: Воспитание интереса к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства, фольклору России.

Задачи:

- Закреплять знаний детей о дымковской игрушке, навыки рисования при украшении заданной формы;

- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

- Развивать чувство цвета, эстетические чувства

- Способствовать развитию наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов, размышлению, обобщению результатов;

- Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приёмы.

Оборудование: Заготовки дымковских игрушек, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, поднос Мастерицы с разбитыми игрушками, карточки с элементами дымковской росписи к игре «Дымковские мастера», гуашь, кисточки, салфетки, ушные палочки, стаканчики для воды, проигрыватель с записями русских народных мелодий, павлово - посадский платок, фартуки.

Ход занятия:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя ощущаем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете.

Глаза открываем,

Здравствуйте , дети! (дети стоят кругом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Собрались мы все здесь не случайно. Прослышали наши гости, что есть у нас в детском саду музей- изба «Жили- были», экспонатов там видимо невидимо, со всех уголков нашей России. Подносы из Жостово, волшебная гжель, а разной утвари и не перечесть. Только вот беда приключилась с одними из экспонатов. Когда я сегодня шла мимо музея, повстречала  хозяюшку нашей русской избы. Наводила она сегодня порядок  к приходу гостей и вот что у неё случилось. Посмотрите на поднос, что дала мне Хозяюшка. Что же у неё случилось?  (на подносе хозяюшки, разбитые дымковские игрушки)

Дети: Игрушки разбились.

Воспитатель: Да, неприятность , Хозяюшка музея очень опечалена, что игрушки разбились, как же нам ей помочь? (Можно сделать новые игрушки и поставить их в музей) А как называются игрушки, которые разбились и из чего они сделаны , вы случайно не знаете? (Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками, мы уже такие игрушки лепили из глины, вот они. ( показывают игрушки вылепленные из глины).

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как появились дымковские игрушки?  (Жили в одном селе люди, когда на улице было холодно, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда игрушек, как у нас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, весёлые, задорные- полюбились они детям). (рассказ детей сопровождается показом картинок изделий дымковских мастеров)

Дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом .

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо- сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Белоснежны, как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

 Вся краса у оленя в рогах.

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки, так и хочется глядя на них пуститься в пляс.

Физминутка: «Русский перепляс»

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили, как появились дымковские игрушки и повеселились, глядя на них. А Хозяюшке нашей весело, как вы думаете?  (нет, у неё дымковских игрушек нет, все разбились) Так давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы дымковские игрушки снова оказались в нашем музее? (Нужно наши игрушки, которые мы лепили из глины расписать дымковскими узорами). Кто в селе Дымково расписывал игрушки? (народные умельцы, мастера) Так как нам быть, чтобы вернуть игрушки в музей? (нужно превратиться в народных умельцев) А мне Хозяюшка, нашего музея платок волшебный дала, и словам волшебным научила, которые помогут нам превратиться в дымковских мастеров : (под музыку дети превращаются в мастеров):

Ты платочек нас закрой,

Мастеров теперь открой.

Вот это да, посмотрите, рядом с вами появились какие- то вещи, что это? (Это фартуки). А для чего они нужны мастерам? (чтобы не испачкаться краской и глиной)

Д. и. «Дымковские мастера вы или нет?»

Воспитатель: А теперь я хочу проверить, настоящие вы дымковские мастера или нет? За каждый правильный ответ мастер получает карточку с изображением элемента дымковского узора. Они вам пригодятся в работе.

 (на доске висят картинки с элементами дымковской росписи).

- Из чего же мастера лепили дымковскую игрушку? (из глины)

- А где мастера брали глину? (на берегу реки Вятка, которая протекала рядом с селом)

- Какими узорами расписывают дымковскую игрушку?  (кружками, кольцами, полосками, змейками, точками, клетками, решётками).

- Какие цвета используют в дымковской росписи? (красный, оранжевый, синий, жёлтый, зелёный и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный).

- Как одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, весёлые, нарядные, праздничные).

- Что означает круг в дымковской росписи? (солнце).

- А как вы думаете, что может означать волнистая линия? (воду).

- Что же означают клетки и решётки? (поле, землю).

- Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)

- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)

- Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)

- Какими приёмами выполняются узоры? ( примакиванием, концом кисти)

Воспитатель: Теперь вижу, что вы самые настоящие мастера и Хозяюшке нашей русской избы, нечего горевать о разбитых игрушках, уж вы то ей сможете помочь. Пора нам приниматься за дело, давайте пройдём  в нашу мастерскую и гостей с собой пригласим. (дети и гости рассаживаются за столами)

Чтобы нам всем лучше работалось,  подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мастера пошли копать. (указательный и средний пальцы идут)

Накопали много глины, (пальцами делают копательные движения)

Её быстро замесили (имитируют замес)

И игрушечки слепили. (вращательные движения ладонями)

Их катали и равняли, (ладонями, движения- вперёд, назад, поглаживания)

Ими дружно любовались. (любуются на ладошки)

Краски яркие все взяли (имитируют, как одной рукой берут краску)

И игрушки расписали. (вторая рука- игрушка, её расписывают)

 Вот разложены перед вами краски, мастера и мастерицы. К слову сказать, в прежние времена, мало кто в деревне весной яичко отведывал, все шли на разведение красок. Мы же в краску добавили клей ПВА, для того, чтобы краска прочной была.

 Все краски на месте? (нет, нужно добавить красную и жёлтую)

А чего ещё не хватает? (кисточек)

Теперь всё к работе готово.  А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, с чего начнёте рисовать. Теперь открываем глаза и приступаем к рисованию. (дети вместе с гостями, под музыку, расписывают игрушки).

Вечера в ноябре длинные, то из одной, то из другой избушки льётся русская песня, так и создаётся дымковская игрушка- голосом и мелодией люди помогают ей на свет родиться.  ( Воспитатель вместе с детьми выполняет работу следит за последовательностью выполнения росписи, ведёт индивидуальную работу).

- С чего вы начнете работу? (нарисуем глаза, нос, рот чёрной краской, кончиком кисти и т. д.)

- Какие части мы закрашиваем полностью? (гребешок, бородку, рога, уши, хвост, копыта и т. д.)

- А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног и т. д.)

При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

- Женя, почему ты выбрал именно эту игрушку?

- Даша, какие элементы ты использовала для росписи своей игрушки?

- Посмотрите, мастера, как аккуратно выполнила работу Вика.

-…какой красивый узор придумал  Женя.

-…какие яркие цвета использовала Даша. И т. д.

- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?

- Скажите, что нового вы, узнали сегодня?

- Что еще вы бы хотели узнать в следующий раз?

Вот теперь  дымковские игрушки засветились от умелых рук наших мастеров. На душе стало радостно, празднично.  Подсохнут игрушки. Мастера, куда вы их понесёте тогда? ( в музей к Хозяюшке, уют и тепло принесут они русской избе). А вы гости, можете забрать игрушки, которые расписывали, себе на память о нашем занятии.

Вам, мастера, за руки золотые, Хозяюшка приготовила угощение.