Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "В гости к дымковским мастерам"
учебно-методический материал (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Васина Елена Васильевна

Тема: "В гости в дымковским мастерам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_dymkovskim_masteram.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «В гости к дымковским мастерам»

Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла.

Оборудование:

  1. Географическая карта
  2. Изделия дымковских мастеров
  3. Иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек
  4. Презентация «Дымковская игрушка»

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране и поедим в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Чем же знаменит Киров? Почему о нем знают во всем мире? В этих местах в далекую старину зародилась игрушка, которую сейчас ласково и нежно называют дымка.

Дымковская игрушка (Презентация).

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Оттого – та деревенька

Дымково зовется.

Кто хоть раз попал туда –

Не забудет никогда,

Вспомнит – улыбнётся

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками:

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Барашками игривыми,

Конями златогривыми.

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки.

Просто загляденье –

Всем на удивленье!

Вот на карусели

Все игрушки сели,

По кругу помчались –

Все цвета смешались!

   С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (воспитатель показывает на карте). Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.

   В начале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку, то в петушка.

   И вот – на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его и взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья».

Проводиться подвижная игра «Ловишки»

   Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много – много лет. Вот уже придумали лепить из глины и другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабушки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, - художественные мастерские дымковской игрушки.

   Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками. Коробки с яйцами. Молоко. Вот почти все, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, кто увидит глиняных барышень, индюков, барашков.

   Традиционный прием приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растирают на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом.

   В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промытые куски глины, смешанные с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают лепешки, из которых и создается основа, корпус для будущей игрушки.

   Приступая к выполнению барыни или кормилицы (показать фотографии), прежде всего, лепят юбку, или ступу – пустотелый, широкий у основания конус – все время вертя ее в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на нее укрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют сначала торчком в стороны руки – колбаски, потом их осторожно сгибают, складывают на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют волосами, витыми или лежащими крупными полукружиями, их венчает шляпа, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, вверх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами. Места всех соединений смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой, окончательно фигурку оправляют мокрыми пальцами.

   На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать они обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах. «Ворота» в печи широкие, внутри нее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу много игрушек. Топили печь березовыми дровами. Почему? Потому, что береза больше других дров дает жару. Оттого, что в печи бушует огонь, а в дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики.

   От огня игрушки становятся ярко-красными, затем покрываются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прозрачными и легкими.

   Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их слоем разведенного на молоке мела. Их ставят сушиться на сквознячок. И тут-то наступает пора расписывать их.

   Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а точки, пятна, например, румянец на щеках кукол, наносился торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас для росписи применяются кисточки.

   Если посмотреть узор, он необычайно прост: всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки горошины и клетки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, оранжевые, синие.

   Но, оказывается еще не все. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото»

   Листочки золота тонкие, легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтобы листочки не улетели. Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барышням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки…

   И вот игрушки засветились, и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно и празднично!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"

конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

конспект непосредственно- образовательной деятельности "Капитошка в гостях у ребят"

цель: познакомить детей со свойствами воды, для чего она нужна........

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Мышка в гостях у ребят"

Конспект непосредственной образовательной деятельности на английском языке в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Музей дымковской игрушки»

Комплексное занятие на закрепление знаний детей о дымковской игрушки. Занятие построено на творческом подходе детей к передаче своих знаний....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Роспись дымковской игрушки».

Продолжать знакомить детей с элементами дымковской росписи. Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам  игрушки, используя разные элементы дымковской росписи....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МАСТЕРСКАЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

конспект является планированием хода непосредственной образовательной деятельности детей в рамках продуктивной деятельности (рисования) по теме «Дымковская игрушка» с использованием информ...