Конспект "Укрась фигурку птички филимоновским узором"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Пронина Ирина Владимировна

Учить рисовать узоры в сочетании с многообразными элементами: точками, палочками, штрихами, овалами. Использовать в работе роспись гусиным пером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukras_figurku_ptichki_filimonovskim_uzorom.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

142180, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Школьная, д.16,  тел/факс.:8(4967)60-16-37

e-mail: klimovsk-mdou2@mail.ru, ОКПО 53908685, ОГРН 1025002690943, ИНН/КПП 5021011235/502101001

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(Художественное творчество. Декоративно – прикладное рисование(

           


             «Укрась фигурку птички филимоновским узором»

 (средняя группа)

 

Цель: продолжать знакомить детей с филимоновской росписью.

Интеграция образовательных областей.

1.  «Познание» – продолжать знакомство с родным селом,  формировать начальные представления о родном крае, его культуре, истории, воспитывать любовь к народным промыслам, учить детей разрешать проблемные ситуации (роспись гусиным пером).

2. «Художественное творчество» - закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах.  Продолжать учить рисовать узоры в сочетании с разнообразными мелкими элементами: точками, палочками, штрихи, овалами. (Использовать разнообразные приёмы рисования – роспись гусиным пером.)

3. «Труд» – формировать навыки самообслуживания, приучать детей приводить своё рабочее место в порядок, воспитывать аккуратность при работе с красками.

4. «Безопасность» – закрепить правила работы с кисточкой и другими подручными материалами.

 5.  «Коммуникация» - обогащать словарь детей: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные, пёстрые, добры молодцы, красны девицы, народная игрушка.

 Предварительная работа: рассматривание филимоновских игрушек и беседы о них; рассматривание альбома Филимоновские игрушки, рисование элементов филимоновского узора.

Методические приемы:

Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание филимоновских игрушек, ТРИЗ, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

НОД

Непосредственная обстановка.

Дети играют у макетов «Русская изба», «Дороги города».

Воспитатель:

- Скажите, где мы с вами живём – в деревне, в селе или городе? Как называется наше село? Чем отличается село от города? Кто из вас знает, чем было знаменито наше село в далёкие времена и от чего пошло название нашего села?

Предложить детям выбрать из серии картинок те предметы, которые подтверждают ответы детей.

Воспитатель:

- Какие сёла и деревни вы ещё знаете и чем они знамениты?

Рассматривание иллюстраций дымковских и филимоновских игрушек.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие в деревеньку Филимоново и посмотреть, как волшебные руки мастериц создавали такие известные на всю страну игрушки.

Есть под Тулой деревенька - Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Дети подходят к декорациям: домик, мастерица лепит игрушки.

Воспитатель:

- Здравствуйте, хозяюшка!

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

-Что делает мастерица? Из чего она лепит игрушки?

Мастерица:

- Я беру в руки комок глины, разминаю его долго – долго, грею своими руками, вытягиваю, вылепляю тело, ноги, голову, рога, уши. И глажу, ласкаю, разговариваю с ними. Игрушки должны быть очень красивые, добрые, веселые, чтобы глянул человек на них и сразу же полюбил.

Воспитатель:

- Чем отличаются филимоновские игрушки от других?

Мастерица:

-У всех животных сильно – сильно вытягивали шеи, так что коровы были похожи на жирафов, а медведи на Змей – горынычей одноголовых. И все фигурки по обожженной глине разрисовывали полосами: красными, желтыми, зелеными.

- Беда у меня… Хотела я на ярмарку, к празднику «Сорок сороков» свистулек да игрушек наделать – да вот не успеваю! Помогите, люди добрые!

Воспитатель:

- Поможем, ребята?

Дети:

- Да

Воспитатель:

- Все игрушки забавные, высокие, весёлые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Подойдите ближе, посмотрите на свистульки, рассмотрите со всех сторон. Скажите, где находится свисток?

(В хвосте животных или птиц.)

Воспитатель:

-  Правильно, а теперь послушайте, какой получается свист?

Дети: 

- Громкий, весёлый, звонкий.

Воспитатель:

- Давайте поиграем в игру «Чудо – мастера». Есть у хозяюшки чудесная расписная шкатулочка, а в ней разноцветные конвертики с разрезными картинками. Подумайте, с кем бы вы хотели составлять филимоновский узор. А если вы уже определились, то берите конверты и проходите за столы. Посмотрим, какие узоры получились у наших чудо – мастеров.

СТИХИ О ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШКАХ.

Свистульки — петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

Козлик и олень.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной :

Их рога на ель похожи,

Цвет их жёлтый, голубой,

Тёмно – красный и зелёный!

Стройный козлик и олень.

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моём охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

Олень

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Воспитатель предлагает детям помочь мастерице расписать фигурки животных.

Воспитатель:

- Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою птичку. Как вы думаете, с чего нужно начать работу? (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу).

- Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Решение проблемной ситуации - игра «Пропали кисточки» ТРИЗ.

Дети: Палочкой, стекой, гусиным пером …

Работа детей.

Воспитатель:

- Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная. Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, выполним с вами Гимнастику для пальцев рук «Рисовать мы захотели».

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладони)

Не сидится им опять.

(встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

(стучат)

Рисовать мы захотели.

(взмах пальчиками в воздухе, как-будто рисуют)

Воспитатель:

-Теперь можно смело приступать к работе! (работа детей, музыкальное сопровождение)

После окончания работы выполняется гимнастика для глаз.

Воспитатель:

- Ребята, возьмите пёрышки! Они помогут отдохнуть нашим глазам.

«Гимнастика для глаз».

Воспитатель:

- Поднимите пёрышко вверх, посмотрите на него. Теперь – влево, вправо. Поднесли к носу, вытянули руку вперёд, смотрим на своё пёрышко! - Замечательно! А теперь пёрышки положили на место, встали, потянулись, кому как хочется.

- Давайте покажем друг другу свои работы.

Итог занятия (дети выкладывают готовые изделия на подготовленном столе).

Воспитатель:

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас!!!

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на своих птиц. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой птичка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).

 Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами еще раз встретились с филимоновскими игрушками, побывали мастерами, помогли в трудную минуту хозяюшке и, вы очень хорошо справились со своей работой. А сейчас я предлагаю вам поиграть (потанцевать) со своими птичками.

Дети танцуют, а воспитатель читает стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение:

И в шесть, и в десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все что его интересует:

Цветы, машины, лес и сказки…

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле!

Есть под Тулой деревенька

- Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой

называется оно.

Свистульки — петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

Олень

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной :

Их рога на ель похожи,

Цвет их жёлтый, голубой,

Тёмно – красный и зелёный!

Стройный козлик и олень.

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моём охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....

Конспект занятия "Вот какие птички, птички - невелички".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в младшей  группе....

Дидактическая игра "Филимоновские узоры" пазлы.

Дидактическая игра "Филимоновские узоры" пазлы.Цель: Закреплять умение составлять целое из частей по предложенному образцу; упражнять в назывании декорвтивных элементов, развивать восприятие, мышление...

"Раз фигурка,два фигурка"

«Раз фигурка, два фигурка»Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько?\'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из о...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Филимоновские узоры"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Филимоновские узоры"...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей «Раз фигурка, два фигурка»

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей «Раз фигурка, два фигурка»...