Конспект непрерывной образовательной деятельности "Филимоновские узоры"
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Филимоновские узоры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_filimonovskie_uzory.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

 «ФИЛИМОНОВСКИЕ УЗОРЫ»

Группа детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Ушакова Н.В., воспитатель

Тульская область, г. Новомосковск

2017 г.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно – прикладного искусства, выделять элементы росписи.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Закрепить приём рисования концом кисти. Активизировать речь детей, подбирать эпитеты прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров умельцев, интерес к их работе, желание повторить узор игрушки.

Материал: силуэты из бумаги филимоновских петушков, кисти толстые и тонкие, краски акварельные, вода в непроливайках, павло-посадский платок, корзина маленького размера, игрушки-свистульки филимоновских мастеров: девица с петухом, уточка, петушок; плакат «филимоновские узоры», счётные палочки жёлтого, зелёного, красного цвета, музыка релакс.  

Предварительная работа:

- рассматривание филимоновских игрушек;

- беседа о народных промыслах;

- чтение стихотворений, потешек, загадок;

- рисование филимоновского козлика;

- рассматривание альбома « Филимоновские игрушки - свистульки».

- зажелтение силуэтов филимоновского петушка.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Дети встают полукругом на ковре, здороваются с гостями.

Воспитатель:  Ребята, вам нравятся сюрпризы? (ответы детей)  

Дети: Да, нравятся.

Воспитатель: Посмотрите, на столе нас ждёт какой-то сюрприз. В красивом узелке. Вам интересно узнать, что же там лежит?

Воспитатель развязывает узелок, а в нём корзинка, в ней филимоновские игрушки-свистульки.

Воспитатель:

« Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы, что добро в дома несут,

А добро там не простое, и не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.»

Эти игрушки сделали в деревне Филимоново. Что вы можете о них рассказать?

Дети: это разноцветные игрушки, ни свистят

Воспитатель: Да, верно, все эти игрушки являются свистульками. У них длинные шеи.

Воспитатель: а какие цвета используют мастера?

Дети: жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель: что делает сначала мастер?

Дети: делает зажелтение, т. е. делает её жёлтой, а потом уже рисует узоры, сначала красным цветом, а затем зелёным.

Воспитатель обращает внимание детей на плакат «филимоновские узоры».

Воспитатель: Дети, какие узоры вы узнаёте на этом плакате?

Дети: колесо, ёлочки, звёздочки, полоски, точки, круги.

Воспитатель: Посмотрите ребята ещё раз на филимоновские игрушки, у них есть одна отличительная особенность. Может кто-то из вас догадался?

Дети: длинная шея, маленькая головка.

Воспитатель: Верно, они вытянуты, будто чему-то удивляются. Молодцы, вы назвали все отличительные особенности филимоновских игрушек.

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столам и изобразить филимоновский узор ёлочку из счётных палочек. ( Дети выкладывают узоры разнообразя различными сочетаниями цвета палочек). Работают стоя у столов.

В завершении дети рассматривают узоры друг у друга, обращают внимание что кто-то сделал узор из одного цвета палочек, а кто-то применил все 3 цвета: жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает стихи о филимоновских мастерах, игрушках

1. « Индя – индючок, ты похож на сундучок

Сундучок не простой: зелёный, красный, золотой».

2. « Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил».

3. « Посмотри, как хороша, эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в село Филимоново. Сядьте все на  стулья, закройте глаза и представьте, что вы на космическом корабле отправляетесь в прошлое.

Звучит космическая музыка

 Воспитатель: А теперь можно открыть глазки и посмотрите на экран: на нём

(Слайд 1)

Филимоновская деревушка. Синий лес, холмы косогор. Лепят там из глины игрушку. И расписывают до сих пор.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

(Слайд 2)

Именно туда прибыл гончар (человек делающий посуду из глины) Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

(Слайд 3)

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки.

(Слайд 4)

А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям понравилось.

(Слайд 5)

Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом ходить, за помощью.

(Слайд 6)

Гончарили (делали посуду) мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки.

(Слайд 7)

Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.

(Слайд 8)

Все игрушки очень весёлые, и когда их много - это праздник.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратится в филимоновских мастеров. А что мы с вами будем делать вы узнаете из моей загадки.

« Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю».

Про кого моя загадка?

Дети: « про петушка».

Воспитатель: Правильно! Давайте перед работой разомнём наши пальчики. Повторяйте вместе со мной.

«Он встаёт на заре, (соединяем большие и указательные пальцы)

Он поёт во дворе, (открываем и закрываем «клювик»)

На голове гребешок, (смыкаем пальцы в открытый замок)

Кто же это? Петушок ». ( открываем и закрываем замок из пальцев)

Рассматриваем образец.

Самостоятельная деятельность детей, декоративное рисование.

Воспитатель обращает внимание детей на правильную посадку за столом, придерживание силуэта петушка левой рукой, рисование концом кисти, кисть держать тремя пальцами там, где у неё металлическая рубашка.

Во время рисования звучит музыка релакс.

 Воспитатель: Сейчас мы вновь превратиться в детей: 1, 2, 3 возвращение приди.

Пока работы подсыхают воспитатель проводит рефлексию:

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось?

- Чем вы сегодня занимались?

- Вам было трудно рисовать филимоновский узор?

- Какие красивые петушки у вас получились!

(Дифференцированная оценка работ, дети отмечают лучшие, рассказывают о своей работе, воспитатель показывает творческие находки в рисунках детей).

Воспитатель:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования «кляксография с трубочкой» (средняя группа) «ЗИМНИЕ УЗОРЫ»

Развивать навыки общения и речь. Воспитывать интерес к зимним явлениям. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы.   Совершенствовать навыки нетрадиционного и...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация на тему: «Узор на круге»

Конспект НОДОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Аппликация на тему: «Узор на круге»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация на тему: «Узор на круге»

Возрастная группа: Вторая младшая группаЦель: Развивать навык приклеивания, распределяя на шаблоне (круг).Задачи: Развивающая:Развивать воображение и творческие способности. Воспит...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) Тема НОД: «Гжельские узоры» Тема недели: «Школа. Школьные принадлежности»

Задачи:Продолжать знакомить детей с гжельской росписью.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Раз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация. Тема «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

Цели:1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.3. Воспи...