Статья "Развитие творческих способностей"
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Рекомендации воспитателям. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные этапы развития творческих способностей.

Традиционно способности рассматривают как условия успешного овладения деятельностью. Из этого следует непосредственная связь деятельности и способностей, среди которых  выделяют общие и специальные. Общие способности необходимы для осуществления нескольких видов деятельности. Специальные необходимы для соотнесения с каким- либо одним видом деятельности. Разница между этими способностями относительна, так как и те и другие  формируются в процессе той деятельности, для которой необходимы. К тому же общие способности существуют и проявляются не в чистом виде, они являются общими и отвечают общим условиям.

Для развития изобразительных способностей (общих и специальных) дошкольный возраст является сензитивным. Поэтому педагогам важно представить логику последовательности формирования этих способностей.

Ведущими являются сенсорные способности. Они появляются в области восприятия света, цвета, линий, форм. Восприятие- первая ступень познания изобразительного искусства. На его основе строятся память, мышление, воображение.

Для детской изобразительной деятельности характерно освоение предметно- орудийных действий. В основе этого процесса лежит освоение ребенком сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов. Сенсорные эталоны всегда выработаны культурой. В европейской культуре в качестве эталонов цвета выступают семь цветов радуги. Также мы ориентируемся на геометрические фигуры, метрическую систему мер.

На первом этапе ребенок начинает называть треугольные предметы крышей, круглые мячиком и т.п. То есть происходит опредмечивание или предметные предэталоны. Иными словами, при восприятии одного предмета используется другой.

Второй этап (3-4 года). Происходит переход предэталонов в собственно эталоны. Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образы (семь цветов спектра). дети овладевают названиями цветов в дидактических играх. При знакомстве с эталонами цветов и форм, как правило, педагог не должен добиваться точного называния их. При этом он обращает внимание на деятельность. Важно, чтобы каждый ребенок выполнял действия с предметом. Особое место на этом этапе занимают эталоны величины.

На третьем этапе происходит  овладевание сенсорными эталонами. Педагог помогает детям выстроить последовательность семи цветов радуги, а также выделять теплые и холодные тона, узнавать их оттенки, называть их.  а на уровне восприятия создавать вариации.

Процесс развития творческих способностей включает в себя не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию (перцептивные действия). Перцептивные действия относятся к группе ориентировочных, поэтому всегда направлены на обследование объекта. В любой деятельности всегда можно выделить как ориентировочные, так и  исполнительные действия. Когда перед ребенком стоит задача выразительного художественного исполнения, ребенок привлекает собственный опыт, а затем переходит к его практическому выполнению.

если задача решается при помощи репродукции, показа, без учета опыта ребенка, то это не перцептивные действия.

Действия по соотнесению предмета (художественный образ соотносим с выразительной его подачей) представляет собой второй более сложный вид перцептивных действий. Они необходимы если какое- либо свойство воспринимаемого образа не точно или не похоже на сенсорный эталон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...