Занятие - развлечение "Весёлая Ярмарка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Морозова Татьяна Владимировна

Дать представление о гжельской росписи. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, учить расписывать дымковские игрушки в определённой последовательности, учить группировать цвета: яркие, тёмные и светлые.

  Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.

  Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-razvlechenie_yarmarka.docx260.41 КБ

Предварительный просмотр:

                       (старшая группа)

                                                            МКДОУ «Детский сад №3

«Искорка»

Воспитатель: Морозова

Татьяна Владимировна

                                                 

                       

                                                             

Предварительная работа.

  1. Знакомство с искусством «Рассматривание дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с одним из видов народно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой: учить выделять элементы росписи, её колорит.

  1. Рисование «Дымковский конь».

Цель: учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами, использовать в росписи – кружочки, точки.

  1. Рисование и аппликация «Кони на лугу»

Цель: продолжать развивать навыки общения в совместной деятельности.

  1. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами.

Цель: учить детей сочетать в узоре крупный элемент – кольцо с мелкими точками, кружочками, штрихами; учить равномерно располагать крупные элементы на вертикальной полосе.

  1. Рассматривание дымковских кукол. Рисование «Ткань на юбку дымковской кукле».

Цель: формировать умения различать несколько видов дымковских кукол. Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полос или клеток в сочетании с разнообразными мелкими элементами: точками, кружками и т.д.

  1. Рисование «Роспись дымковской куклы»

Цель: учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы.

  1. Рассматривание предметов с городецкой росписью.

Цель: познакомить с характерными особенностями городецкой росписи.

  1. Рисование «Узор на полосе из бутонов и листьев»

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи в виде симметричной гирлянды.

  1. Рисование «Кружка, украшенная цветочной гирляндой».

Цель: учить детей рисовать цветочную гирлянду с уменьшением величины элементов от центра к краям: ввести новый элемент в узор – цветок с узкими лепестками на круглом пятне.

 

  1. Рисование «Узор для городецкого панно или шкатулки».

Цель: учить рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном или купавкой, украшать концом кисти цветы белыми «оживками» - точками, дужками, штрихами.

  1.  Рисование «Узоры на кухонных досках».

Цель: закрепить умение рисовать прямые и закруглённые цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов.

Программные задачи.

Дать представление о гжельской росписи. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, учить расписывать дымковские игрушки в определённой последовательности, учить группировать цвета: яркие, тёмные и светлые.

  Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.

  Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.

Материал: изделия с гжельской, дымковской и городецкой росписью. У детей силуэты дымковских игрушек и городецких изделий. Акварельные краски, гуашь, мягкие кисти двух видов, салфетки, баночки для воды, палитра, простой карандаш.

Под весёлую ярмарочную мелодию дети парами входят в зал.

Воспитатель: - Ребятки, а мы с вами сегодня наверное на ярмарку попали. Смотрите, сколько здесь красивых расписных изделий. А что вы знаете о ярмарке?

1ребёнок.

Двести лет тому назад

Или триста

Лесом тёмным да густым,

Полем чистым.

2 ребёнок.

Как при сказочном царе

При горохе

Шли на ярмарку гурьбой скоморохи

3 ребёнок.

Первый всегда зазывала идёт,

Громко кричит,

Созывает народ

Входят четыре мальчика

1ребёнок.

Эй, вы, люди добрые

И не добрые!

Слушайте, слушайте, слушайте,

Как у нас было на святой Руси.

А то не соколы солеталися,

А то мастера соезжалися.

2 ребёнок.

«Стук – бряк» - катят гружёные подводы

Вдоль извилистых берегов рек

«Стук – бряк» - везут товары на ярмарку.

3 ребёнок.

Соезжаются люди добрые

Плясуны и игруны

Кукольники и певуны

Скоморохи и болтуны.

4 ребёнок.

Э – ге – гей! Солнце красное встаёт

Спешит на ярмарку народ!

Воспитатель: Да, с давних времён у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели, а некоторые люди приходили сюда себя показать, да и на других посмотреть.

  - Ну что ж, и мы с вами, не будем терять времени и отправимся в торговые ряды, посмотреть, какой товар сегодня привезли нам мастера.

             Звучит музыка, дети проходят к прилавкам.

- Ребятки, посмотрите, какие здесь выставлены белоснежные фарфоровые изделия, а чтобы узнать откуда они, отгадай те ка загадку

Чашки, чайники и вазы,

Отличите эти сразу

Белый фон снегов белей,

Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

Своё название «гжель» взяла от имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

    Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки ведёт рука художника кисточку с краской… То сильней, то слабей нажимает на неё. И  всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

Воспитатель. С этой росписью мы с вами ещё будем встречаться, а пока посмотрим, что у нас в следующей лавке.

  Посмотрите, а эта лавка ещё закрыта. Но здесь тоже очень красивые изделия народных умельцев. И если вы отгадаете сейчас мои загадки, то ширма откроется.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица –

Это значит… (Городец)

Девица в венце

Румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша

Хоть весь базар обойдёте

Лучше барышень не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходи скорей,

И вам понравятся! (Дымка)

Воспитатель.

- Нравятся ли вам Дымковские игрушки?

- А почему они вам нравятся? (яркие, красивые, приносят людям радость).

- А из чего они сделаны? (из глины)

- Какие цвета используют в своей росписи дымковские мастера?

- Какие элементы присутствуют в дымковской росписи? (кружочки, точки, кольца, полоски и т.д.)

 

Далее рассматриваем изделия городецких мастеров:

- А из какого материала выполнены эти изделия? (из дерева)

- Как называется роспись, нанесённая на эти изделия? (Городецкая)

- Какие элементы присутствуют в городецкой росписи? (розан, купавка, бутон, листья)

- Какие используются цвета? (красный, розовый, синий, голубой, зелёный, белый и чёрный для оживки).

- Молодцы! Всё знаете, всё рассказали нам про городецкую и дымковскую росписи.

- А что же нам осталось ещё сделать, чтобы стать настоящими мастерами? (самим расписать игрушку)

- Посмотрите, а вот как раз и не расписанные изделия здесь на прилавке лежат.

- Давайте мы их с вами распишем и тоже будем продавать на ярмарке, как настоящие мастера.

-  Согласны? (да)

- Тогда, как говорится – «делу время, а потехе час». Выбирайте себе изделия и проходите в мастерские. У нас есть мастерские где будут работать городецкие мастера, и есть мастерская для дымковских умельцев.

    Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в свои «мастерские» и садятся за столы. Начинают работу. Расписывают бумажные трафареты дымковскими и городецкими узорами.

Воспитатель. Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера.

Что же нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?

  1. Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

  1. Посмотри, как хороша эта девица душа

Щёчки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт.

  1. Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил.

  1. Через горные отроги

Через крыши деревень,

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Воспитатель.  А в этой мастерской работают городецкие мастера. Послушаем, что же они расскажут о своём промысле.

  1. Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

  1. Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают.

И кувшинки расцветают.

Воспитатель. Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело, гуляй смело! (Дети выходят из-за столов со своими изделиями и встают полукругом)

- Вот и стали наши ребятки настоящими мастерами. Как красиво они сегодня расписали свои изделия.

- Солнце разгорается, наша ярмарка открывается.

Вдоль ярмарки во конец

Шёл удалый молодец

Не товар продавать

Себя людям показать.

(в это время звучит народная мелодия и заходит коробейник)

Коробейник. Весь товар у вас на славу

                         Потрудились вы не зря

(рассматривает детские рисунки)  

Я на ярмарку собирался

Долго, долго наряжался

Поиграть хочу немножко

Ну-ка разбирайте …

Звонкие резные ложки расписные.

(Дети кладут свои рисунки в короб, а в замен берут ложки)

Проводится игра «Самый ловкий»

Дети под музыку бегут по кругу. По окончании музыки каждый берёт себе ложку, а кому не досталась, отходит в сторонку и т.д., пока не останется один участник.

После игры дети встают в круг, а идя по кругу произносят:

Солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась… 

Коробейник раздаёт детям сладкие подарки. Дети прощаются и уходят под музыку из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий. "Весенняя Ярмарка"

              Конспект занятий в старшей лого...

Занятие "Веселая ярмарка"

Итоговое занятие по знакомству детей саршего дошкольного возраста с народными промыслами России, мастерсвом народных умельцев и русским фольклором....

интегрированное занятие"Разноцветная ярмарка"

Приобщить детей к прошлому и нстоящему нашей культуры...

Занятие - развлечение "Ярмарка игр"

Мероприятие «Ярмарка игр»(рекомендуется проводить в ДОУ в конце тематического периода «знак...

Комплексное познавательное занятие «Кубанская ярмарка».

Познакомить  детей  с  новыми для них словами, костюмом кубанских казаков и казачек, а также  с трудом, бытом  и играми на  Кубани.  Развивать творчество, умение сос...

Презентация занятия "Осенняя ярмарка"

В наглядная  помощь педагогам и воспитателям ....