Занятие - развлечение "Ярмарка игр"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гречиха Наталья Владимировна

                   Мероприятие «Ярмарка игр»

(рекомендуется проводить в ДОУ в конце тематического периода «знакомство с народной культурой и традициями»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_igr.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

                   Мероприятие «Ярмарка игр» 

(рекомендуется проводить в ДОУ в конце тематического периода «знакомство с народной культурой и традициями»)

Предисловие

             Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

           Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основа для  развития патриотических чувств. Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

        Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

       Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

      Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

       Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

       Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

       К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них мощное воспитательное средство.

      Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

      Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством.

     Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

        Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

         Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, в школе, так и в свободное время в кругу семьи..

      Цели:  воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.; расширять представления о своей Родине, приобщать детей к истокам русской народной культуры  через русские народные подвижные игры; продолжение знакомства с устным народным творчеством; использование фольклорных произведений в ходе режимных моментов.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Ход занятия:

Входит воспитатель в русском народном костюме:

      - Ребята, вчера я была на ярмарке, но ярмарка эта не обычная, то есть ярмарка то самая обычная, да вот только товаров на ней нет, а вместо товаров продавались игры, давно забытые, никому не известные. Далеко-далеко шли купцы с этим товаром, из самого далекого прошлого, когда девки с ребятами запросто собирались вместе, водили хороводы, играли в игры, игры эти были самые разные – и календарные, и обрядовые и беговые…

       Так мне захотелось узнать, что это за игры. Спросила я, почем стоит одна игра, а купец мне и отвечает:

-« Девица –сестрица,

Если знаешь небылицу,

Ты загадку загадай,

И игру забирай!

Знаешь загадку – забирай игру, а не знаешь, уходи ни с чем!»

Ребята, а вы какие загадки знаете?

(ответы детей)

Молодцы, а теперь я вам загадки загадаю:

• Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга)

• Из нее берешь, она больше становится. (Яма)

• На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

• У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц? (Одна)                      

                        И т.д.  

         Покажу я вам первую игру. Она хороводная, для нее нужно двое ведущих, как мы его выбираем, конечно же считалкой:

За морями, за горами,

За жемчужными столбами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни!

Игра «Тетёра»

Вибираются двое ведущих, которые образуют воротики, остальные участники держутся друг за другом змейкой, проходят сквозь воротики, приговаривая:

 « Тетёра шла, моховая шла, шла по каменю, да по раменю, сама прошла, детей провела, самого лучшего оставила!»

На последних словах песни воротики смыкаются и в них остается один или два человека, которые также превращаются в воротики.

                                                Игра «Мышка»

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов: «Раз, два, три – купи! » играющие пересаживаются на соседний стул, а «Мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот и «Мышка».

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три – купи!

     Следущего ведущего выберем такой считалкой:

Тили-тели, птички пели,

Взвились, к небу полетели,

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить!

Игра «Шлепанки»

           Играющие становятся в круг, повернувшись лицом к центру круга, на расстоянии шага друг от друга. По считалочке выбирают водящего. Водящий выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч на землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его – шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча – по предварительной договоренности, но не больше пяти, чтобы остальным играющим не пришлось долго ждать своей очереди. После отбивания мяча играющий перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, становится на место водящего.

Игра «Море волнуется»

          Правила игры: все делают плавные движения под слова и легкую музыку. Ведущий говорит: Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Фигура, похожая на животного замри! (птицы, расчески, звезды и т. д.) . Выбирается самая забавная фигура. Обладатель этой фигуры становится ведущим.

     

   Воспитатель: - Ну что, подустали, пора и присесть, а пока послушайте, что еще я на ярмарке услыхала, вот такие прибаутки:

ВЫШЛИ ШУТКИ — ПРИБАУТКИ
Вышли шутки -прибаутки,
Отозвались сразу дудки,
Отозвались дудари –
Шуткой, что ни говори!

Дударики-сударики,
Сударики-дударики!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шутки копятся опять…

Зайка
За берёзовым пеньком
Зайка спит под лопухом.
Бросил тёмный лес шуметь.
За реку идёт медведь.
Лис давно ушёл с лисой.
Баю-баю, Спи, косой!

Опенок
Влез опенок на пенек,
Простоял один денёк,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!

КУРИЦЫ НА УЛИЦЕ
- Ку-ка-ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку-ка-ре-ку! Десять раз –
Беспокоюсь я за вас,
Беспокоюсь, хлопочу,
Громко крыльями стучу.
Воспитатель: Ну вот, хорошо было на нашей ярмарке игр, но, пора и честь знать.

  Сейчас топну я ногою,да притопну я другою,

раза три оборочусь, да волчком я заверчусь,

Свежим ветром вас обвею, Мигом будете бодрее!

Конец.