Занятие - развлечение "Ярмарка игр"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Мероприятие «Ярмарка игр»
(рекомендуется проводить в ДОУ в конце тематического периода «знакомство с народной культурой и традициями»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_igr.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Ярмарка игр»
(рекомендуется проводить в ДОУ в конце тематического периода «знакомство с народной культурой и традициями»)
Предисловие
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них мощное воспитательное средство.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством.
Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, в школе, так и в свободное время в кругу семьи..
Цели: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.; расширять представления о своей Родине, приобщать детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры; продолжение знакомства с устным народным творчеством; использование фольклорных произведений в ходе режимных моментов.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Ход занятия:
Входит воспитатель в русском народном костюме:
- Ребята, вчера я была на ярмарке, но ярмарка эта не обычная, то есть ярмарка то самая обычная, да вот только товаров на ней нет, а вместо товаров продавались игры, давно забытые, никому не известные. Далеко-далеко шли купцы с этим товаром, из самого далекого прошлого, когда девки с ребятами запросто собирались вместе, водили хороводы, играли в игры, игры эти были самые разные – и календарные, и обрядовые и беговые…
Так мне захотелось узнать, что это за игры. Спросила я, почем стоит одна игра, а купец мне и отвечает:
-« Девица –сестрица,
Если знаешь небылицу,
Ты загадку загадай,
И игру забирай!
Знаешь загадку – забирай игру, а не знаешь, уходи ни с чем!»
Ребята, а вы какие загадки знаете?
(ответы детей)
Молодцы, а теперь я вам загадки загадаю:
• Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга) И т.д. Покажу я вам первую игру. Она хороводная, для нее нужно двое ведущих, как мы его выбираем, конечно же считалкой: За морями, за горами, За жемчужными столбами На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отомкни! Игра «Тетёра» Вибираются двое ведущих, которые образуют воротики, остальные участники держутся друг за другом змейкой, проходят сквозь воротики, приговаривая: « Тетёра шла, моховая шла, шла по каменю, да по раменю, сама прошла, детей провела, самого лучшего оставила!» На последних словах песни воротики смыкаются и в них остается один или два человека, которые также превращаются в воротики. |
Игра «Мышка»
Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов: «Раз, два, три – купи! » играющие пересаживаются на соседний стул, а «Мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот и «Мышка».
Мышка, мышка, серая кубышка,
Продай теремок, продай невысок!
Раз, два, три – купи!
Следущего ведущего выберем такой считалкой:
Тили-тели, птички пели,
Взвились, к небу полетели,
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!
Игра «Шлепанки»
Играющие становятся в круг, повернувшись лицом к центру круга, на расстоянии шага друг от друга. По считалочке выбирают водящего. Водящий выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч на землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его – шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча – по предварительной договоренности, но не больше пяти, чтобы остальным играющим не пришлось долго ждать своей очереди. После отбивания мяча играющий перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, становится на место водящего.
Игра «Море волнуется»
Правила игры: все делают плавные движения под слова и легкую музыку. Ведущий говорит: Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Фигура, похожая на животного замри! (птицы, расчески, звезды и т. д.) . Выбирается самая забавная фигура. Обладатель этой фигуры становится ведущим.
Воспитатель: - Ну что, подустали, пора и присесть, а пока послушайте, что еще я на ярмарке услыхала, вот такие прибаутки:
ВЫШЛИ ШУТКИ — ПРИБАУТКИ
Вышли шутки -прибаутки,
Отозвались сразу дудки,
Отозвались дудари –
Шуткой, что ни говори!
Дударики-сударики,
Сударики-дударики!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шутки копятся опять…
Зайка
За берёзовым пеньком
Зайка спит под лопухом.
Бросил тёмный лес шуметь.
За реку идёт медведь.
Лис давно ушёл с лисой.
Баю-баю, Спи, косой!
Опенок
Влез опенок на пенек,
Простоял один денёк,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
КУРИЦЫ НА УЛИЦЕ
- Ку-ка-ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку-ка-ре-ку! Десять раз –
Беспокоюсь я за вас,
Беспокоюсь, хлопочу,
Громко крыльями стучу.
Воспитатель: Ну вот, хорошо было на нашей ярмарке игр, но, пора и честь знать.
Сейчас топну я ногою,да притопну я другою,
раза три оборочусь, да волчком я заверчусь,
Свежим ветром вас обвею, Мигом будете бодрее!
Конец.