НОД по художественно-эстетическому развитию «Секреты русских узоров»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Юдина Елена Алексеевна

Данная образовательная ситуация разработана с учётом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs_uchu_uchitsya.docx873.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Юдина Елена Алексеевна, высшая квалификационная категория

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: художественно-эстетическое  развитие

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Секреты русских узоров»

Основные цели: Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности.

Дидактические материалы: Русские народные костюмы, куклы в национальных костюмах; иллюстрации с изображением национальной одежды, образцами вышивки; таблицы с изображением символов; игра «Составь узор»; бумажные силуэты кукол; краски гуашь; кисти; стаканчики с водой; фломастеры;  макеты берёз.

Оборудование: Проектор, экран, мультимедийная презентация.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей возле себя.

- Дети, на адрес нашего детского сада пришло видео-письмо из Франции от куклы Софи. Прослушаем его.

(Воспитатель организует просмотр презентации, в которой кукла рассказывает, что во Франции открывается неделя показа старинного русского костюма. Софи необходимо создать коллекцию русских костюмов, но она не знакома с русской историей  и она просит помочь ей в создании коллекции - прислать образцы узоров,  которыми были украшены русские костюмы.)

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170512_132826.jpg

- Дети, поможем кукле Софи создать коллекцию русских костюмов?

2. Актуализация.

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о предметах русского народного костюма (мужского, женского);

- активизировать познавательную деятельность, художественное мышление, творческое воображение;

- формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Игра «Одень куклу в русский народный костюм».

- Вспомните, какую одежду носили в далёкие времена на Руси женщины и мужчины. Подберите предметы русской национальной одежды и оденьте её на кукол. Назовите предметы мужской (женской) одежды.

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170512_124516.jpgC:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170512_124701.jpg

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;

-  формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения,

понимания его причины и опыт целеполагания;

- развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление, речь.

- Посмотрите, какая яркая, красивая и нарядная одежда на наших куклах, но вся разная. Чем отличаются русские костюмы друг от друга? (цветом, украшениями, узором)

- Вы знаете, из каких элементов состоит узор? Как правильно и красиво составить узор на русском костюме? (нет)

- Что делать, если чего-то не знаешь, или в чём-то сомневаешься? (нужно спросить у того, кто знает)

- А где сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? (в книгах, на выставках, в музеях)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

- формировать подводящий диалог с детьми, направленный на открытие нового знания, формировать опыт преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

-  развивать образное мышление, воображение, память.

- Я приглашаю вас, в музей нашего детского сада полюбоваться на одежду нарядную, да на узоры диковинные

(Воспитатель ведёт детей в мини-музей кукол). 

DSC06019

- В старину, на Руси, употребляли слово «узор». Это слово происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту русского костюма. Русские народные костюмы мастерицы украшали цветной тесьмой, кружевом, драгоценными камнями и вышивкой. Вышивка на одежде – это не только украшение, но и «оберег». Как вы думаете, что такое «оберег»? (Ответы детей).

- Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от бед, злых сил, болезней и приносит в дом счастье. Посмотрите внимательно на кукол, картины, иллюстрации и скажите, на какой части одежды вышиты обереги. (Ответы детей).  

(Воспитатель просит детей перейти  к другому экспонату).

DSC06007

- Мотивы вышивки были богаты и разнообразны. Знаки – символы, которые вышивали мастерицы, были не случайными. Они отражали красоту окружающего мира. Одни  символы  похожи на людей, другие на животных и птиц, третьи на диковинные цветы. А есть и такие, которые похожи на геометрические фигуры.  Посмотрите  внимательно, какие геометрические фигуры вы видите на вышивке? (Ответы детей)

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170515_132810.jpgC:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170515_132343.jpg

- Я вам предлагаю разгадать тайну, которая скрывается в геометрических символах (Воспитатель предлагает  детям  присесть на ковёр).

- О первой фигуре я расскажу сама. Это круг – означает он солнце. Есть легенда появления этого знака. Послушайте её. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что и заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету».

- «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Вот такая красивая легенда.  

- Но знаки солнца изображаются не только одним кругом, но и крестом, крестом в круге (Воспитатель показывает таблицу с изображением знаков солнца).

- Дети попробуете вы  отгадать тайну прямых линий. На какую стихию похожа линия:  вода, земля, огонь, солнце (Воспитатель сопровождает вопрос движениями руки). (Ответ детей).

- А что могут означать волны? (Ответы детей).

- Часто встречаются в русских вышивках квадраты и ромбы, это знаки земли. А если они поделены крестом на четыре части и внутри есть точки, то это засеянное поле (Воспитатель показывает несколько знаков-символов).

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170504_090942.jpg

- Ну вот, вы и разгадали тайну знаков. Какие знаки-символы вы запомнили? (Ответы детей).

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи:

- развивать умение составлять узор из предложенных элементов;

- формировать умение самостоятельно применять усвоенное знание и способы действий для решения новых задач.

Игра «Составь узор».

- Разделитесь на три команды и соберите узор на полосе.

(Дети выполняют задание)

DSC06010

- Молодцы, очень красивые узоры у вас получились.

- В вышивке важно всё, даже цвет имеет своё значение. Какие цвета использовали мастерицы? (Ответы детей).

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170504_091651.jpgC:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\20170504_091543.jpg

- Белый обозначал чистоту, красный – благополучие, жёлтый – тепло, ласку, синий – радость, зелёный – жизнь, чёрный – богатство.

- Я предлагаю вам расписать одежду на куклах понравившимися знаками-символами.   Напоминаю, что знаки должны чередоваться, повторяться, чтобы получился настоящий русский орнамент.

DSC06011

(В процессе выполнения работы воспитатель наблюдаетт за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью. Готовые работы - силуэты кукол разного размера в костюмах расставляются вокруг берёз в форме хоровода).

DSC06017

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

- формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

- Где мы сегодня побывали?

- Кому смогли помочь?

- Чем украшали костюмы мастерицы?

- Какие знаки – символы вышивали мастерицы?

- Какое значение имел цвет?

DSC06028

- Какие красивые, яркие работы у вас получились.

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

- Вот такими добрыми мастерами  были и вы. Спасибо вам!

Комментарии к сценарию. Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л.Г. Петерсон,  образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Используемая литература:

  • Петерсон Л.Г. , Лыкова И.А. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий»
  • М.А. Фисенко  ДОУ. ОБЖ. Серия: Детский сад Издательство: Корифей (2008 г.) Мягкая обложка, 96 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...

Конспект ОД по художественно-эстетической деятельности деятельности на тему: «Узоры из песка»

Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования кинетическим песком....

Календарно-тематический план воспитательной работы для предоставления образовательных услуг художественно-эстетической направленности в центре русской культуры и быта "Русская изба".

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, ...