консультация для педагогов "Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования"
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Красюкова Марина Александровна

учебный материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» г. Северобайкальск

Консультация для педагогов

Воспитатель

Красюкова Марина Александровна

Тема: «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования»

         Воспитатели часто слышат упреки в свой адрес от учителей начальной школы из-за подготовки детей к школе.  

       В основном их претензии связаны с тем, что детям достаточно тяжело дается письмо, многие не умеют сохранить строку, во время остановиться, когда пишут буквы или слово, не справляются с написанием элементов букв. С этим можно согласиться, но мы не должны брать на себя решение задач школы, т.е. учить детей писать – мы должны подготовить руку ребенка к письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.

      В условиях детского сада этому способствует ручной труд: вязание, вышивание, вырезывание развивает мелкую моторику руки, но одного этого недостаточно. Что же помогает подготовить руку к письму и одновременно решать вопросы эстетического нравственного и интеллектуального воспитания?

      Опыт предыдущих лет показал:  эти задачи решает декоративное  рисование.

      Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т. п., ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма.

      Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои  движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах) завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б, ч и др.

       Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Как можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач

       Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность:  рисунок, по сути  представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами, характер мотивов и образов декоративного искусства, связан с задачами преображения среды, окружающей человека, а в соответствии с его представлениями о добре и красоте.

       Волшебное возникновение под карандашом или кистью изображение доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость малышам более понятны и близки работы народных мастеров, воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

       Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

          Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.

          Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображения животных и птиц).

          В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т. д.); материалы  из которых они изготовлены и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудри, гирлянды).

          Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

          Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что элементы дети рисуют красками, полученными с помощью наложения. Так, изображение Жостовских,  Городецких  узоров требует изменения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети  экспериментируют и решают самостоятельно, стоящую перед ними задачу.

Перспективный план по декоративному рисованию

(подготовительная группа)

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, пополнять знания, умения, навыки в прорисовке элементов (хохломской, городецкой, гжельской, дымковской росписи).

Задачи:

1.Обогатить словарный запас (чашка, ладья, матрешка, дымковская  игрушка и др.)

2.Усложнить роспись новыми более сложными элементами.

3.Закрепить умение сравнивать различные узоры, росписи, называть их элементы, находить сходство и различие.

4.Закреплять полученные навыки и умения, работать кистью, ее концом и всем ворсом. Правильно наносить мазки. Продолжать развивать мелкую моторику руки.

5.Продолжать учить детей смешиванию красок, учить наложению одной краски на другую.

6.Учить аккуратному раскрашиванию элементов росписи, а так же колориту красок каждой росписи.

7.Воспитывать у детей любовь к родному народу, традициям, обычаям.

8.Учить детей доброте, видеть красоту в своих работах и в работах своих товарищей.

9.Продолжать учить коллективному рисованию и умению работать вместе.

Октябрь

Тема

Цели и задачи

Материал

«В мастерской у народных умельцев»

Познакомить с предметами, которыми пользовался художник (мольберт, палитра). Учить находить сходство и отличие произведений живописи и изделий народных мастеров. Дать понятие орнамента и его основы.

Картинки с изображением мастерской художника и мастерской народного мастера, например дымковского. Изделия народного творчества.

«Платье для осени»

Учить подбирать декоративный узор для платья

Краски, кисти,  палитры, бумажные силуэты платьев.

«Чудо игрушки»

Познакомить детей с изделиями дымковских мастеров. Рассмотреть элементы дымковского узора, способы их чередования. Учить использовать различные возможности кисти (рисовать ее концом ворса обратной стороной), продумывать варианты использования своих работ.

Изделия дымковских мастеров. Плоскостные силуэты фигур для прорисовки, гуашь, кисти различных номеров.

Ноябрь

«Лепка дымковской игрушки «Индюк»»

Учить лепить из глины индюка.

Глина (пластилин), подставка под игрушку.

«Лепка дымковской игрушки «Барышня»»

Учить лепить из глины или пластилина более сложную, чем индюк, фигуру, используя все ранее приобретенные навыки, находить варианты лепки юбки у барышни, покрывать фигуру белой краской помощью кисти или заменителей.

Глина (пластилин), кисти, их заменители, гуашь белая, стеки.

«Украсим барышню»

Учить, самостоятельно украшать объемную фигуру дымковским узором, подбирая элементы и цвет. Воспитывать аккуратность в работе с краской.

Гуашь, кисти, подставки, объемные фигуры из глины (пластилина), образцы дымковских узоров.

«Хохломские чародеи»

Продолжать знакомить с изделиями хохломских мастеров. Показать красоту, своеобразие хохломской росписи.

Предметы хохломских мастеров, картинки с изображением хохломской посуды, посуда картонная, бумага, краски.

Декабрь

«Хохломская роспись – алых ягод  россыпь»

Познакомить с приемами рисования ягод , травки, листьев на плоскостных фигурах (посуда). Закрепить умение планировать бумагу.

Плоскостные фигуры различных предметов посуды, образцы элементов хохломской росписи, кисти, краски, гуашь.

«Коллективная работа (рисование хохломской ладьи с ложками)»

Закрепить умение коллективно решать, из каких элементов будет составлен узор, какой фон и краски надо использовать, как распределить роли в процессе нанесения узора. Отработать навыки рисования элементов узора.

Плоскостные формы больших размеров, краски, кисти или их заменители.

«Мастерская елочных игрушек»

Учить намечать план работы и ее объем ( по своим силам), самостоятельно выбирать элементы узора, соотнося ее с выбранной фигурой.

Плоскостные и объемные елочные игрушки из бумаги, папье-маше, кисти, краски.

«Изготовление упаковки для рождественского подарка»

Учить использовать знания, навыки, умения рисования декоративного узора при изготовлении упаковки для подарков к празднику и проявить творчество при выборе формы и элементов узора.

Упаковки, изготовленные в свободное время, бумага., краски, кисти, ножницы.

Январь

« Украсим дощечки для кухни»

Закрепить навыки рисования Городецкого узора на дощечке (гирляндой либо букетами). Воспитывать вкус при выборе красок для украшения узора.

Деревянные дощечки, подставки для них, краски ,кисти, лак.

« Коллективная (дети и воспитатель) роспись панно»

Закрепить умения создавать в процессе коллективного творчества красивое изделие. Совершенствовать умение рисовать элементы узора Городецкой росписью на плоскости. Учить видеть результаты своей работы и испытывать радость и удовлетворение от нее.

Большое плоскостное панно из бумаги, краски, кисти.

«Сказочная гжель»

Познакомить с бело-голубым гжельским узором. Учит самостоятельно подбирать краски, путем смешивания различных оттенков от белого до темно-синего; называть предметы, в которых можно использовать узоры гжели .Побуждать рисовать какой-либо элемент гжельской росписи самостоятельно.

Изделия мастеров гжели; гуашь белая, синяя, кисти или их заменители.

Февраль

«Платье для Снежной королевы»

Закрепить технические навыки рисования гжельского узора на плоскости в соответствии с моделью платья и образом, который нужно создать. Учить находить образные сравнения для гжельского узора (белоснежная кайма инея, зимний сине-голубой день)

Гжельские изделия. Силуэты платьев разных форм (моделей), краски ,кисти.

«Рисование букета в холодных тонах»

Учить подбирать в букет цветы теплых тонов и каждый раз объяснять, почему именно этот цветок надо выбирать, назвать нарисованные в букете цветы. Знать краски теплых тонов.

Цветы живые или искусственные, карандаш графитовый, бумага.

«Жостовские кисти»

Познакомить с изделиями жостовских мастеров. Учить видеть красоту узора, находить аналогии ему в природе. Познакомить с процессом изготовления подносов.

Изделия (подносы) краски, кисти, бумага.

«На жостовском подносе в зеркальной глади лака»

Познакомить с техникой рисования жостовского  узора. Продолжать учить рисовать пальцами основу цветов и листьев в узоре и «оживлять» узор белыми и темными тонами.

Плоскостные бумажные подносы разной формы, краски, кисти.

Апрель

«Пасхальное яйцо»

Познакомить детей с праздником Пасхи, в его атрибутами, в том числе пасхальными яйцами. Учить делать яйцо из папье-маше.

Пасхальные яйца, бумага, клей, пластилин, белая краска.

«Писанки»

Учить подбирать узор для росписи  пасхального  яйца, используя  имеющий опыт рисования декоративного узора.

Яйцо деревянное яйцо, кисти, краски.

Май

Оформить выставку – ярмарку детских работ.

Учить  высказывать, отношение к собственной работе (описание, название узора, технике его использования)

Все работы детей выполненные в течении всего года.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования

Опыт работы по подготовке руки к письму через декоративное рисование (старшая и подготовительная к школе группа)...

Подготовка дошкольника к письму средствами декоративного рисования

Детям трудно дается письмо. Воспитатели должны подготовить руку ребенка к письму. Они большое внимание уделяют ручному труду. Рисуя узоры, дети учатся держать строку. Многие узоры похожы на элементы б...

Консультация «Подготовка руки к письму средствами изобразительной деятельности»

Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.Тем не м...

Подготовка руки к письму, средствами декоративного рисования

Воспитатели часто слышат упреки от учителей в свой адрес из-за качества подготовки детей к школе. В основном их претензии связаны с тем, что детям достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют &laq...

Каплеграфия - прекрасная подготовка руки к письму статья по рисованию (старшая группа)

Чем же полезна каплетерапия?  1. Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации в...