Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования
статья по рисованию по теме

Жарикова Людмила Александровна

Опыт работы по подготовке руки к письму через декоративное рисование (старшая и подготовительная к школе группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования».

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

          Это высказывание Сухомлинского очень просто объясняет значение развития мелкой моторики руки.

Часто от родителей и педагогов мы слышим такие фразы: интеллект ребенка развит хорошо; разбирается в азах грамоты и математики, знает об окружающем мире. Вот только не развита рука.

Слабую руку ребенка можно и нужно развивать.

Особая роль в подготовки руки к письму отводится декоративному рисованию.

Для дошкольников декоративное рисование интересно и увлекательно. Узоры привлекают детей яркостью красок, ритмом движения, возможностью украшать разные предметы.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче форм, величины, пространственного расположения элементов.

Рисуя орнаменты дети: узнают приемы расположения элементов на плоскости, учатся правильно определять направления линий и движения руки, знакомятся с протяженностью, овладевают умением определять на глаз. Благодаря декоративному рисованию рука, кисть ребенка становятся сильными, движения ловкими и уверенными.

Организуя работу по подготовке руки к письму с детьми старшего дошкольного возраста на начало года было проведено обследование. Анализ диагностических данных позволил сделать вывод, что из 25 детей на низком уровне развития находятся 10 детей (40%), на среднем 13 детей (52%),на высоком 2 детей (8%). На основе полученных результатов выделили следующие задачи:

Создание условий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративного рисования.

Выявление эффективных методов и приемов работы с детьми.

Обеспечение целенаправленной работы по взаимодействию с семьей.

Работа по реализации поставленных задач включала 3 этапа (подготовительный,основной, итоговый) и была простроена по следующим направлениям:

работа по созданию предметно-развивающей среды,

работа с детьми,

работа со специалистами,

работа с родителями.

          Чтобы активизировать детей в самостоятельной деятельности возникла необходимость организовать предметно - развивающую среду в группах для подготовки руки детей к письму.

        Поэтому был подобран  соответствующий материал, изготавливались дидактические игры на развитие мелкой моторики, приобретались альбомы с разными видами декоративной росписи, тетради для упражнения в рисовании декоративных элементов и т.д.

        Так же пополнялась предметно – развивающая среда:

различными художественными материалами «Домик художника»,

изготовленными  таблицами с элементами хохломской, городецкой, жостовской росписями,

прописями, тетрадями с узорами для развития тонкой моторики рук,

подлинными изделиями мастеров Городца, Хохломы, Дымки, народной игрушки.

        Был оформлен уголок «Мое настроение», где дети пальцами, ладошками отражали свои впечатления от занятия.

        В работе использовались разнообразные методы и приемы, которые ориентированы на развитие мелкой моторики руки: дидактические и пальчиковые игры, использование шаблонов и трафаретов, прорисовывание узоров в тетрадях по клеткам и в линейку.

        В педагогическом процессе также использовались и нетрадиционные методы для развития руки ребенка и подготовке ее к письму.

        Это:

пальчиковый конструктор,

мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания,

бисероплетение,

вышивание,

прорисовывание пальчиками узоров на песке, мелких крупах,

игровое упражнение «Золушка»,

бассейны с разными наполнителями, где дети отыскивают мелкие предметы,

разминание пальцами теста, глины, пластилина и паролоновых шариков.

        Далее был намечен перспективный план работы, который определил содержание деятельности на год.

        Свою работу начали со знакомства с изделиями народных мастеров и многообразием орнаментов Городца, Семенова, Дымково. Учили детей рисовать орнаменты на полосе, в квадрате, в круге, подбирать декоротивные узоры для украшения платьев, косынок, салфеток.

Знакомили с дымковской игрушко        й, учили использовать различные возможности кисти при рисовании дымковских узоров: концом, всем ворсом, обратной стороной, плавным неотрывным движением при рисовании кругов и овалов, учили рисовать пальцами точки.

Усложнением в работе была лепка из глины и роспись объемных форм элементами дымковского орнамента сначала лошадку, затем барышню.

Продолжением работы было знакомство с русской матрешкой: семеновской, загорской, полхов - майдан. Учили детей закрашивать элементы одежды правильно, рисовать элементы узора, используя наложение более темных красок на светлые.

Далее знакомили с изделиями народных умельцев Городца, учили наносить основу цветов - круги широкой кистью двумя мазками, тонкой кистью оттенять узор дугами, штрихами, капельками, оживлять узор белилами, смешивать цвета с белилами для получения более светлых оттенков.

При знакомстве с хохломскими узорами учили приемам нанесения элементов: ягоды, травка, листья, завитки, используя разный нажим кисти, ватные палочки - тычки для симметричного нанесения элементов узора.

Для подведения итогов работы по подготовки руки к письму было проведено занятие на тему: «Русская ярмарка», целью которого было  проанализировать уровень сформированности руки ребенка и овладение детьми знаний о характерных особенностях каждого вида. Результаты диагностики улучшились: из 25 детей - 14 человек на высоком уровне (56%), 11- на среднем (44%), на низком уровне развития ни одного ребенка.

В работе по подготовке руки к письму важна была и связь со специалистами по согласованию планов работы с детьми: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом - психологом.

Тщательно продумывали содержание занятий в режиме дня, использовали разнообразные методы и приемы:

Проведение совместных эколого- оздоровительных походов, экскурсий в природу, рисование плакатов, участие в природоохранных акциях

Подбор и разучивание физкультурных минуток и пальчиковых игр

Знакомство с русскими народными промыслами, с народным костюмом

Чтение русских сказок, разучивание стихов, потешек

Проведение совместных праздников «Масленица», «Рождественские колядки»

Большая роль в подготовке руки к письму отводится родителям.

Важно было простроить работу с родителями и убедить их в значимости темы,  ее актуальности, обеспечить себя их помощью и поддержкой. В работе с семьей использовались такие формы работы, как

Анкетирование

Консультации на темы «Подготовка руки к письму», «О пользе изобразительного творчества»

Папки- передвижки

Поездка в музеи с родителями

Открытый просмотр занятия

Совместная подготовка костюмов к народным праздникам: украшение кокошника, вышивка платочков, изготовление украшений из бисера и бусинок

Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:

В группах созданы условия для подготовки руки к письму.

Выявлены эффективные методы и приемы в работе с детьми. Дети  научились управлять движением рисующей руки. Рука, кисть, пальцы стали более сильными, движения ловкими, уверенными.

Повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах подготовки руки к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольника к письму средствами декоративного рисования

Детям трудно дается письмо. Воспитатели должны подготовить руку ребенка к письму. Они большое внимание уделяют ручному труду. Рисуя узоры, дети учатся держать строку. Многие узоры похожы на элементы б...

Консультация «Подготовка руки к письму средствами изобразительной деятельности»

Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.Тем не м...

Подготовка руки к письму, средствами декоративного рисования

Воспитатели часто слышат упреки от учителей в свой адрес из-за качества подготовки детей к школе. В основном их претензии связаны с тем, что детям достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют &laq...

Каплеграфия - прекрасная подготовка руки к письму статья по рисованию (старшая группа)

Чем же полезна каплетерапия?  1. Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации в...