Консультация «Подготовка руки к письму средствами изобразительной деятельности»
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Арис Елена Николаевна

Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.

Тем не менее воспитателям не стоит брать на себя задачу школы - учить детей писать. В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Подготовка руки к письму средствами изобразительной деятельности»

Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей к школе от учителей начальных классов. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.

Тем не менее воспитателям не стоит брать на себя задачу школы - учить детей писать. В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.

В условиях ДОУ решению проблемы способствует ручной труд. Вырезание, наклеивание  развивают мелкую моторику руки, но одного этого недостаточно.

Что же может помочь подготовить руку к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка?

Опыт предыдущих лет и анализ нашей работы показали, что наиболее эффективно это делает рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: штрихи, овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Как же можно использовать рисование при решении воспитательных и образовательных задач, помимо подготовки руки к письму?

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.

В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Детский рисунок также может послужить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.

Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.

Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

Еще одно преимущество изобразительного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.

Разнообразить изобразительную деятельность детей можно, организуя ее не только в группе, но и других помещениях детского сада: на веранде, в музыкальном зале, холлах.

Во время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубоко и эмоционально воспринимать декоративный узор.

Перечень музыкальных произведений:

“Осень к нам пришла”, муз. В. Костенко.

“Осень”; “Зима”, муз. И. Кишко.

“Веснянка”, муз. В. Герчик, сл. С. Вышеславцевой.

“Летний танец”, муз. В. Блага.

“Времена года”, муз. П.И. Чайковского.

“Детский альбом”, муз. П.И. Чайковского.

Опера “Снегурочка”, муз. Н. Римского-Корсакова.

“Хороший день”, муз. Д. Шостаковича.

“Парень с гармошкой”, муз. Г. Свиридова.

“Ах, улица, улица широкая”, русская народная песня.

“Вальс цветов”, муз. Е. Доги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования

Опыт работы по подготовке руки к письму через декоративное рисование (старшая и подготовительная к школе группа)...

Педагогический проект: " Развитие руки к письму и речевой деятельности"

Педагогический проет: Развитие руки к письму и речевой деятельности", разработала этот проект  проблема  у детей слабо развита мелкая моторика пальцев, причина: Родители не понимают важности...

Подготовка руки к письму, средствами декоративного рисования

Воспитатели часто слышат упреки от учителей в свой адрес из-за качества подготовки детей к школе. В основном их претензии связаны с тем, что детям достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют &laq...

Статья .Консультация "Подготовка детей к обучению письму"

Консультация "Подготовка детей к обучению письму"...