методическая разработка. Картотека художественно-развивающих игр.
картотека по рисованию на тему

Касянчук Лидия Анатольевна

 Картотека художественно-развивающих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx133.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование художественно-развивающих игр в изобразительной деятельности детей 3-5 лет».

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. На основе интереса проявляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Использование на занятиях музыкального сопровождения, способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Учитывая возрастные особенности детей, доминирующей может стать сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

 Задачи художественно- эстетического воспитания.

Основные задачи:

  • Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира, как эстетических объектов.
  • Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
  • Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Младший возраст:

  • Закреплять знания цветов, различать их, познакомить с оттенками.
  • Учить создавать несложные сюжетные композиции.
  • Познакомить с различными художественными материалами: гуашь, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастельные мелки.
  • Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

Средний возраст:

  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
  • Учить располагать изображение на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
  • Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
  • В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности, по порядку размещения цветов радуги, соблюдая переходы от одного цвета к другому.
  • Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.

Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоение образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение.

В течение каждого года дети младшей и средней группы осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, углем, тушью, восковым мелком, пастелью и т.д. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры игровые упражнения, которые помогают легче и быстрее усвоить новый материал. В рисунке ребенок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Исходя из этого, одной из важных задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие, и решаться она должна с учетом возраста детей. Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Основные задачи взрослого, работающего с детьми этого возраста -- вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с карандашами и красками, научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых линий. В младшем возрасте дети проявляют способность выявлять локальную окраску предметов, и мы ставим задачу выработать у них связь между цветом предметов и обозначающим его словом, научить находить знакомые цвета в различных окружающих предметах и называть их.

 В средней группе дети учатся правильно пользоваться карандашами и фломастерами, знакомятся с акварельными красками и их свойствами, учатся комбинировать различные материалы, учатся использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому.

Вывод:

В своей работе я использовала методические пособия, художественно развивающие игры, которые способствовали развитию художественно-творческого воображения. Знакомила детей с основными и добавочными цветами и разнообразной гаммой оттенков. Цвет дети выделяют сразу, он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Также на занятиях использовалось музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Подводя итоги работы можно увидеть, что цвет почти для всех детей стал средством выразительности образов, у тетей закрепилось умение свободно сочетать цвета, обдуманно подбирать их, добиваясь гармоничности. Дети научились изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно, путем создания отчетливых форм, подбора цвета, отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными

методами.

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Найди пейзаж»

Цель. Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор.

Материал. Репродукции картин по разным жанрам живописи.

                             

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Палитра»

Цель:  Закрепление цветов и их оттенков.  Развивать          умение выделять и называть цвет, развитие внимания.

Материал: палитра с кляксами красного, синего,  желтого, зеленого цветов, маленькие кляксы оттенков красного, синего, желтого, зеленого цветов.

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpghttps://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Времена года»

Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.

Материал. Разнообразные карточки со всевозможными оттенками теплых и холодных цветов.

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Перспектива»

Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем планом картины.

Материал. Картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, гор, облаков разной величины.

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpghttps://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Составь натюрморт»»

Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу.

Материал: силуэты цветов, посуды, овощей, фруктов, фоны.

«Жанр натюрморта»

Цель. Закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках. Найти его среди других жанров, обосновать свой выбор.

Материал. Репродукции картин по разным жанрам.

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Определи и найди жанр портрета»https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpghttps://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

Цель. Закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснять свой выбор.

Материал. Репродукции картин по разным жанрам.

«Узнай по силуэту»

Цель. Определить персонажей по силуэту. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж и его характер.

Материал. Вырезанные силуэты персонажей различных сказок.

«Придумай и собери портрет»https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpghttps://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

Цель. Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица.

Материал: разные формы лиц и различных частей лица.

«Рыбки»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение анализировать изображение по цвету.

Материал: овалы красного, синего, желтого, зеленого цветов, силуэты рыбок аналогичных цветов.

https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpghttps://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

«Узнай силуэт»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение анализировать изображение по цвету.

Материал: круги красного, синего, желтого, зеленого цветов, силуэты рыбок аналогичных цветов.

«Палитра»

Цель:  Закрепление цветов и их оттенков. Развивать умение выделять и называть цвет, развитие внимания.

Материал: палитра с кляксами красного, синего, желтого, зеленого цветов, маленькие кляксы оттенков красного, синего, желтого, зеленого цветов.


https://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpghttps://st.depositphotos.com/1005091/2912/v/950/depositphotos_29126547-stock-illustration-frame-with-pupil-theme-1.jpg

Осминожки

Цель: Закрепление цветов радуги и их оттенков,                                                                                         развивать умение распределять цвета

от светлого к темному и наоборот.

Материал: силуэты осьминожек разного цвета и оттенков.

Собери пейзаж

         Цель. Закрепить знания о составных элементах пейзажа,

      о признаках времен года. По собственному замыслу

составить композицию по заданному сюжету.

    Материал. Цветные изображения деревьев, цветов,

трав, отражающие сезонные изменения, фоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук детей 2-3 лет

В данной методической разработке подобраны игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения и сенсорных эталонов детей 2-3 лет...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКАРТОТЕКИ  ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ     Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, ...

Методическая разработка: Картотека стретчинговых упражнений «Оживи картинку».

Упражнения необходимы для профилактики различных деформаций позвоночника, для укрепления его связочного аппарата.  Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма.  В...

Методическая разработка - "Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы"

Картотека создана на основе книг, знакомых всем воспитателям. Удобна в употреблении, так как заменяет несколько книг на рабочем столе педагога....

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Картотека художественно-развивающих дидактических игр для детей второй младшей группы

В картотеке прдставлены 16 дидактических игр, направленных на художественно-эстетическое развитие детей второй младшей группы...