Учебный проект Воспитатель: Тищенко Наталья Николаевна
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Тищенко Наталья Николаевна

Тема :" Формирование интереса к ИЗО деятельности  у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_po_izo.docx88.23 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект
«Планирование и построение образовательного процесса
в условиях введения ФГОС ДО  (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Тема:  Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

     

Оглавление

Формулирование проблемы                                                            3-6

Цели и задачи проекта                                                                     7-9

Планируемые результаты                                                                 10

Анализ  методических разработок и опыта работы в

Данной области                                                                               11-16

Перспективный план образовательной деятельности

В данной области                                                                            17-18

Организационное обеспечение образовательного

Процесса                                                                                           19-24

Планы занятий                                                                                 25-27

Формирование системы оценки результатов

Образовательной области                                                                28

Описание критериев проводимого в рамках проекта

Образовательного процесса                                                             29-31

Отчёт о результатах мониторинга                                                   32-34

Список использованной литературы                                               35-36

Формулирование проблемы

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям  радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться  в своих рисунках   рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но  чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями. Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

       Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие - это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений - психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей. За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.)психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо  Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых. Работой русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций - с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств. Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает. Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится. В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка. Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований - выявление закономерностей детского творчества. Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей .Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании ,в частности в руководстве рисованием  недооценивалась .Программный материал для первой и второй групп раннего возраста расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам. Такое построение материала связано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы по закреплению навыков в течении всего года, а расположение материала по кварталам для других групп обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.

       В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирование в изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

       Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление .Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.  Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

       На первом этапе - репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

       На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

       Как утверждают многие педагоги все дети талантливы. Поэтому, необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. ( Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.)

       Для себя чётко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

       Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.        

Цели проекта:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи проекта:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.

Одна из основных задач обучения детей - воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

       Изобразительные возможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что ребенок воспринимает, может служит темой для его рисунка.

       Ребенок младшего дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

       Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

Следующая задача обучения - развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

       Задачи создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи - как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т.д.  Овладение этими изобразительными приемами - задача довольно сложна, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построении использование ярких, контрастных сочетаний цветов для создания выразительной композиции.

Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности - овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

       Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей . Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме. Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.

       Развитием, предшествующих изобразительной деятельности  имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является широкой  базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразительной деятельности может быть организованно в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей - познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.

Планируемые результаты
У детей активизируется интерес к постижению прекрасного. 
Дети освоят способы работы с художественными материалами, овладеют первоначальными формообразующими движениями 
У воспитанников повысится оптимальный уровень навыков и умений 
У родителей
Активизируется педагогический потенциал по вопросам художественно-эстетического воспитания детей 
Я как педагог смогу 
-установить тесное взаимодействие детского сада, семьи и социума в художественно-эстетическом развитии детей 
-повысить профессиональный уровень по проблеме художественно-эстетического воспитания детей 
Для решения поставленных задач выполняю ряд условий: 
-учитываю индивидуальные особенности, возможности и потребности каждого ребенка 
- руководствуюсь основными дидактическими принципами в обучении: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности 
-осуществляю интеграцию деятельности совместно с музыкальным руководителем; 
- приобщаю родителей к активному участию в создании эстетически развивающей среды. 
       Последнее условие очень важно и актуально, так как в детском саду ребенок живет большую часть своего времени , занимается, отдыхает. Книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий доступны детям и радуют их не только своим назначением, но и эстетичным видом. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми , так как внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Поэтому все игрушки, подобраны таким образом, что способствуют формированию у детей правильных представлений об окружающей действительности, обладают высокими художественными достоинствами и выглядят занимательными и очень добрыми .Для совместной самостоятельной деятельности детей в группах оснащен уголок творчества, который соответствуют возрастным особенностям детей. Эффективно используется раздевалка, в ней размещаются выставки фотографий, рисунков детей, совместные поделки детей и родителей.

       Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Анализ методических разработок и опыта работы в данной области.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учится чувствовать и любить красоту, учится выражать свои эмоции, учится понимать творчество других людей  и все это легко, радостно в игре.
На первом году жизни малыши любят рассматривать яркие красочные иллюстрации к детским сказкам, водят пальчиком по изображениям, отмечают знакомые ему части тела персонажа (глазки, носик, хвостик). Затем появляется черканье по бумаге каракулей, и чтобы оно появилось, малыш должен уметь подражать взрослому. Подражание движению руки создает изображение, которое узнается лишь по завершению рисунка. К концу третьего года жизни ребенок уже начинает рисовать по замыслу, но он быстро меняется, и на одном рисунке появляются самые разные изображения. Малыш активно экспериментирует, и эту увлекательную игру взрослый должен помочь разнообразить и поддержать.
Вначале учебного года все малыши нашей группы пришли из дома. Период адаптации проходил у всех детей индивидуально. Большая часть ребят нашей группы, войдя в детский коллектив, долго привыкала к режиму детского учреждения, некоторые дети очень часто болели, по-разному складывались взаимоотношения со сверстниками. По этим причинам занятия на сентябрь мы не планировали, а использовали этот месяц для того, чтобы узнать, какой художественный опыт имеют дети, изучали их индивидуальные особенности. Для некоторых из детей рисование оказалось знакомым. Несколько детей знали о материалах для рисования и имели навыки работы с ними (правильно держали карандаш и уверенно им действовали). Остальные дети нашей группы использовали изобразительный материал не по назначению: карандаши катали, бросали, стучали ими по столу и пробовали на вкус, бумагу мяли и рвали.
На первых занятиях по рисованию мы не давали детям карандаши. Из своего опыта работы мы знаем, что в этом возрасте руки у ребенка еще слабы и не слушаются. Ребенок или очень сильно зажимает карандаш в руке, и она становится очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, и карандаш вываливается из рук. При сильном нажатии карандаш рвет бумагу, а при слабом оставляет еле заметный след. Мы считаем, что более целесообразно давать детям фломастеры и маркеры. Они не вызывают напряжения руки и оставляют на бумаге яркий красивый след.
      Так как большинство детей  к моменту начала наших занятий не умели правильно держать в руке фломастеры, то много времени мы уделяли технике рисования, учили детей брать фломастер тремя пальчиками, учили правильно действовать фломастером. Некоторые дети после показа и объяснения уверенно взяли в руки фломастер. Некоторым до сих пор трудно удерживать тычки и кисти в руке. Приходится их постоянно исправлять. Мы стараемся терпеливо от занятия к занятию перекладывать тычки и кисти в их руки правильно. А есть такие дети, которые боятся фломастера, никак не решаются начать рисовать. Поэтому мы на первых занятиях использовали прием «рука в руке»: брали руку малыша в свою и рисовали вместе с ним. После двух-трех таких показов дети начинают действовать уверенно сами.
      Занятия по рисованию  в нашей разновозрастной  младшей группе мы проводим по подгруппам. Вначале года мы берем на занятие лишь 4-5 ребенка, затем постепенно увеличиваем их количество до 6-8. Подгруппы создаются с учетом знаний умений, навыков детей, а так же с учетом их индивидуальных особенностей. Такой подход позволяет нам уделять внимание каждому ребенку :вовремя поправить позу, добиться правильного использования материалов, помочь, если что-то не получается. Это особенно важно именно на начальном этапе овладения рисованием, чтобы не упустить из поля зрения ни одного ребенка. Не позволить закрепиться неправильным навыкам.
      Чтобы малыши не потеряли интереса к рисунку, в течение года мы знакомим их с простейшими и доступными способами изображения. Сначала мы рисуем фломастерами штрихи: «дождик», «водичка льется из леечки», «зернышки для цыплят», потом линии горизонтальные и вертикальные: «нитки к шарам», «дорожки», «лесенки», «заборчики».
      На первых занятиях с красками предлагаем рисовать пальчиками, так как это более легко и понятно. Затем учим детей работать тычком: рисовать «горошинки», «снежок», «шарики на елку», «листочки», «шишки» и пр. После освоения тычка мы предлагаем детям для работы кисть. Это более сложный инструмент, ведь нужно хорошо насыщать кисточку и всем ворсом обмакивать ее в краску. Если дети вовремя забывают это сделать, и, не понимая, почему кисть не рисует, трут ею бумагу, то портится и кисть и рисунок, Изображение не получается. Это огорчает детей. Поэтому во время занятий мы постоянно напоминаем о том, чтоб ребята вовремя набирали кистью краску, а лишнюю обтирали о край баночки. Тогда со временем все получается, дети не расстраиваются, хотят рисовать еще и в следующий раз.
      В изобразительной деятельности детей этого возраста пока еще нет замысла – рисование имеет характер игры, ведь игра – это основная сфера деятельности детей 3-го года жизни. Поэтому все занятия по рисованию мы проводим в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
      Игры применяем на самих занятиях и непосредственно перед их началом. Вот, например, после игры «Солнечные зайчики скачут по стене» вместе с детьми вспоминаем, как прыгал «зайчик» сначала по стене, потом по полу и потолку. Дети рисуют приговаривая: «Прыг, со стены на потолок, а потом прыг на пол». Возникающие образы становятся живыми. Это делает осмысленным и интересным выполнение любого задания. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость, сострадание и желание помочь. Для занятий мы используем различные игрушки (маленькие и большие), игровые персонажи в виде плоскостных силуэтов из бумаги или переодеваемся сами. Стараемся не ограничиваться одной игрушкой для всей подгруппы, ведь каждый ребенок хочет иметь свой личный игровой персонаж.
      Чтобы привлечь внимание детей к нуждам и заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. Вначале мы показываем детям героев данного занятия, затем рассказываем о том, что игрушки оказались в затруднительном положении. Например, цыплята голодные, хотят кушать, и кроме детей им никто не поможет. Или зайчата убежали далеко, не видят свою маму. И только наши ребятки могут нарисовать для них лесенку. При этом игровые действия можно совершать даже по ходу создания рисунка. Нарисовал ребенок несколько ступенек – зайчик забрался на них, но, к сожалению, еще не видит маму. Надо еще выше лесенку сделать. Осуществляя промежуточное игровое действие, отдохнет рука ребенка, и малыш получит дополнительное побуждение к продолжению работы.
Для того чтобы ребята активно включились в работу по созданию изображения, мы объясняем, что для персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать. Например, чтобы котенок не плакал, нужно нарисовать ему клубочки для игры. Получается, что с одной стороны дети играют, а с другой действуют не «понарошку», а реально трудятся, накладывая один виток за другим. Маленькому ребенку, как и любому человеку, нужно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает кому-то необходимо. Поэтому очень важна оценка детских работ именно тем персонажем, помощь которому дети оказали. Зайчата поблагодарили детей за лесенку, цыплята довольные и сытые, ведь их накормили малыши, а котенок улыбается, потому что наигрался с клубочками.
      По окончании выполнения задания мы предоставляем детям возможность продолжить игру с рисунком, так как считаем это очень важным психологическим моментом, от которого зависит успех дальнейшего обучения. Ведь, если ребенок рисовал дорожку для медвежонка, то именно медвежонок должен по ней ходить. Иначе усилия ребенка будут бессмысленными, и в следующий раз ребенок может не включиться в бесполезную с его точки зрения работу.
      Большое внимание в своей работе уделяем приобретению детьми сенсорного опыта. Здесь внимание направляем на получение детьми впечатлений от цветового пространства. Это, во-первых, разные фоны: мы используем тонированную бумагу. Во-вторых, это разнообразные формы бумаги: квадрат, круг, полоса, различные силуэты, в зависимости от изображаемого объекта. И  в-третьих, это разные по цвету краски карандаши. В начале года мы используем один цвет, в конце года цветов может быть уже 2-3. Для закрепления сенсорного опыта проводим с малышами дидактические игры. Они помогают лучше познакомить детей с формой, цветом и величиной: «Грибочки, по местам», «Подбери чашку к блюдцу по цвету», «Закрой окошки в домике» и т.д.
      Для того чтоб научить детей находить сходство изображений с предметами и явлениями, проводим наблюдения цвета, формы и величиной в окружающем. Используем при этом не только занятия, но и все режимные моменты. Эти наблюдения очень просты и доступны, но они необходимы для развития восприятия, эстетических чувств. Скажем, одеваясь на прогулку, ребенок называет цвет своей одежды: шапочка красная, курточка желтая, а ботиночки черные. Играя с мячом, говорим, что он круглый, а ленточки у нас длинные и короткие.
В течение всего года нами проводятся наблюдения в природе. В сентябре на прогулке наблюдали, как по небу плывут тучи. И вдруг одна туча закрыла солнышко, и пошел дождик. Мы с малышами пели песенку про дождик, подставляли ручки, и дождик прыгал прямо на них.
      В другой раз рассказывали детям, как пригревает солнышко и под его лучами становиться тепло. Дети сами убеждались в этом, прикладывая ладонь к поверхности скамейки или к собственной курточке. Вместе с детьми читали стихотворение Г.Бойко:

Туча спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали –
Мы б его расцеловали!

Наступает весна, вместе с детьми наблюдаем, как потекли ручейки, и пускаем плыть по ним кораблики, как сходит снег и появляется первая зеленая травка, а за ней одуванчики распускаются и просыпаются насекомые. А на занятиях вспомним наши наблюдения и нарисуем все, что видели: дождик и солнышко, травку и одуванчики, ручейки и сосульки.
На своих занятиях стараемся чаще использовать художественное слово. Короткие стихотворения, произведения фольклора помогают эмоционально воспринимать игровые образы, вызывают у детей чувство радости, удовольствия, помогают ребенку войти в образ, а затем передать его в рисунке. Например, после прочтения стихотворения о дожде:

Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки!

Дети штрихами рисуют дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап!» А когда изображают следы, приговаривают: «Топ, топ, топ, наша деточка идет».
Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования.
      Очень понравилось нашим детям рисование ладонями. Нанося слой краски на внутреннюю сторону ладони и прикладывая ее к бумаге, дети оставляли отпечатки. Получалась своеобразная игра: можно сжать или растопырить пальчики, получается цветок в бутоне или уже распустился, а если к отпечатку дорисовать глаза, клюв и лапки – получится птичка. Можно нарисовать отпечатки на большом листе бумаги. Чтоб ладошки отличались, предлагали использовать свой цвет. Такое панно мы вывешиваем в группе, и дети ищут на нем свои ручки.
      Очень заинтересовали наших детей занятия, на которых использовалась техника прорезных силуэтов. В ходе занятий мы предлагали детям наносить на лист бумаги кисточкой цветные пятна, мазки, полосы краской разного цвета, покрывая всю поверхность листа. При этом смешивали краску кисточкой прямо на бумаге, отмечая, как изменяются цвета. На каждый такой рисунок вместе с ребенком накладывали прорезной силуэт. Получались разноцветные шарики, варежки, цветы и многое другое. Так можно изобразить все, на что хватит вашей фантазии.
Так постепенно, шаг за шагом, мы решали задачу приобщения детей к занятиям изобразительной деятельности.
      Однако мы понимали, что достичь положительных результатов по воспитанию у детей интереса к рисованию можно только при непосредственной помощи родителей. Поэтому помимо общих групповых консультаций проводили индивидуальные. Эти консультации мы посвящали проблемам, возникающим в связи с рисованием детей в детском саду и дома. Очень часто бывает, что маленький ребенок не может ничего изобразить, а лишь черкает по бумаге карандашами. Взрослые относятся к рисункам насмешливо, восклицая: «Что это ты такое нарисовал? Какая-то каляка-маляка получилась!». Ребенок понимает отрицательную оценку его результата. Каляка-маляка – это значит, ничего хорошего не нарисовал. У ребенка складывается мнение о рисовании, как о пустом занятии. Поэтому мы учим родителей всячески поддерживать детский интерес, создавать хорошие условия дома, обеспечивать сына или дочку всем необходимым, рассматривать иллюстрации в книгах, наблюдать окружающий мир, рисовать самим на глазах у ребенка. Объясняем необходимость и дома рассматривать и обыгрывать детские рисунки,  как можно чаще хвалить малыша, поддерживая веру в свои силы.
Вначале года не все родители понимали важность изобразительной деятельности маленьких детей и к нашим рисункам относились несерьезно.
Поэтому одну из консультаций мы посвятили именно этой проблеме. Учили родителей «правильно» смотреть рисунки, задавать своим детям важные для закрепления вопросы: что нарисовано, чем ты сегодня рисовал, какого цвета краска (фломастер и т.д.), для кого ты рисовал? Теперь родители стали интересоваться, какую задачу дети выполняли на занятии и продолжают учить детей тому же дома.
Занимаясь с детьми рисованием, мы стараемся вкладывать в свою работу фантазию, изобретательность и выдумку. Каждый день  стараемся создавать все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка: обеспечиваем детей материалом; рассматриваем с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдения знакомим с окружающими предметами и явлениями; рисуем на глазах у детей простейшие изображения; интересуемся их действиями с материалом; «читаем» и обыгрываем рисунки; часто хвалим малышей, радуемся и удивляемся тому, что у него получилось, внушаем и поддерживаем веру ребенка в свои силы; учим простейшим способам изображения, способам действия с материалом. Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная  память ребенка.  Как известно,  развитая  память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования  образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению. Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Перспективный план образовательной деятельности в данной области

1 Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге». (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Организационное обеспечение образовательного процесса

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой. Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы: подготавливается бумага, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия - краска. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом. В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, тряпочки. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию. Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы. Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянном месте ребенка.

       Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интересы к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинированных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко  возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа. В младшей группе занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети.  Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того ,насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения - более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

      Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи - организации начала занятия .

Наглядные методы и приемы - к наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

       Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь является  зрительное восприятии,, причем при изображении на плоскости (рисунок) предмет воспринимается только с одной стороны. Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок младшего дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию, только при условии правильного педагогического руководства. Отметим некоторые особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста. Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием ,помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости),что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов. Ребенку младшего дошкольного возраста эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей. Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления.

       Таким образом, использование натуры как метод бучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету ,оценка результатов работы путем сопоставления рисунку и натуры. Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Образ, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения. Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете. Отрицательно на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с утраченными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение постепенной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отступают характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет. Не следует заменять  представление, образовавшиеся на основе конкретного восприятия, плоскостными и схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. Переменяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности . Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится, в конечном счете, к узкой задаче - выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.д. Это объединяет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка (галочка) при изображении повертывается крыльями вниз или набок. Картины применяются главным образом для картин уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоциональное передает образ. Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдельных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие - ниже, к краю листа. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованных художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.

        Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. есть уметь соединить линии под прямым углом. Эти же приемы потребуется для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания  Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.

 Показ может быть двух видов:

- показ жестом;

- показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3-4лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей. Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии своего объяснения. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленности вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом. Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки. Ребенок младшего дошкольного возраста еще не полностью владеет своими движениями и потому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы. Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку. Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма расположена (мяч, книга, яблоко) или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке. Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.

       При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянные показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.

Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности. Рассматривать ошибки в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как сознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.

Словесные методы и приемы обучения - к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия. При обучении детей младшего дошкольного возраста число словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия  Указания нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать. Форма указаний не моет быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются

          Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения.  Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги. При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

- от возраста детей и их развития;

- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети

 Планы занятий

План занятия «Дождик»

Цели:  учить детей правильно держать в руке карандаш;

-рисовать кисточки - прямые и вертикальные линии;

- не выходить за пределы ограничительной линии;

-формировать интерес к рисованию.

Материалы: Карандаши синего или голубого цвета;

- листы бумаги для рисования формата А4 с заголовками (по количеству детей): в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу -горизонтальная линия - «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Метод обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия

Перед началом занятия про читать малышам стихотворение, прослушать запись Чайковского «Времена года».

Воспитатель - Послушайте стихотворения; записи:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя -

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

       Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Какая была музыка (веселая, грустная)? (воспитатель рисует на листе бумаги, прикрепленном к Мольберту, тучу синего цвета).

       Воспитатель: Догадались, что это такое? Правильно, это туча. (Затем начинает рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словом «Вот нашел дождик: кап, кап, кап!», раздает малышам листы с заготовками и по одному карандашу голубого цвета).

       Воспитатель: у вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждая ребенка озвучивать рисунок - «Кап, кап, кап».

Методы и приемы:

- прослушивание классической музыки Чайковского «Времена года»;

- анализ музыки;

-беседы о дожде, чтение стихотворения, рассматривание картин, иллюстраций о дожде;

- анализ работы:

- Что дети рисовали?

- Понравилось им или нет?

План занятия «Дорожки»

Цели: научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий);

 формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы:  Краски - гуашь зеленого или черного цвета;

-листы бумаги, формата А-4 с эскизами (по количеству детей);

- кисточки;

-вода в банке;

-салфетки для рук.

Техника: рисование кисточкой поверх карандашного эскиза.

Методы и приемы:

- беседа;

-объяснение работы;

-анализ работы.

Ход занятия.

 Перед началом занятия подготовить эскизы для рисунков;

 развести гуашь (зеленую, черную или коричневую) до густоты сметаны и палить небольшое количество в крышки.

Подготовить баночки - непроливайки с водой и большие кисти по количеству детей.

На одном из эскизов показать малышам, как можно нарисовать по готовому эскизу прямые, ровные дорожки.

Раздать детям бумагу, кисточку и краски и предложить нарисовать дорожки самостоятельно  

Формирование системы оценки результатов проводимой образовательной деятельности
В результате проделанной нами работы:
1. Дети проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают нам о своих интересах в рисунке.
2. Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что у них получается, и делятся с нами своей радостью.
3. Умеют пользоваться изобразительным материалом: правильно держать карандаш, кисть, тычек и действовать ими.
4. Достаточно смело и уверенно выполняют изобразительные действия: рисуют линии, штрихи, пятна.

Описание критериев оценки результатов проводимого в рамках проекта образовательного процесса

Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности огромное значение имеет познавательная сторона восприятия.

      Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие - второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога -научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов  Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура - умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности. Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя .Известный психолог А.В. Запорожец пишет: «Хотя  у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех ими других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе». Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению. Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы - положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета - освещенность и т.д.  Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета. В младших группах обязательно включает движение руки, которое поможет детям при рисовании. Для младших дошкольников большое значение в познании формы имеет осязание. Он легко определяет понятие «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относятся к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.

Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подрать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняется. В работе В.Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую или работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.д. Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовольствие от результата своего труда. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога были хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развиты способность памяти длительно время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку  К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания. На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов.       Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живыми, интересными. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагога должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами. Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает или задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению. Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.

       Для обучения детей рисованию включают два вида специфических задач: рисование отдельных предметов, сюжетное рисование .

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

       Трудовые  навыки,   приобретаемые детьми  в процессе рисования развивают руки, глаза ребенка, вырабатывается правильная учебная посадка. Таким образом, во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное. В рисовании включают два вида изобразительного искусства: рисование отдельных предметов и сюжетное. Основная задача обучения рисованию - помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Отчёт о результатах  мониторинга

Результаты  изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно  материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа,  игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают  динамику  художественного и общего развития детей, визуализируют сложный,  противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет мониторинга) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка. Рассмотрим в динамике, каким образом происходит становление и развитие художественно-продуктивной деятельности, интегрирующей многие линии развития ребенка-дошкольника. Обратим внимание на логику перехода организованной деятельности в свободное самостоятельное творчество детей.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.

-Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.

-Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.)

-Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина) ; целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) .

Средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.

-В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками.

-С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

-Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Старшая группа (5-6 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.

-В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.

-Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) ; свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.

-Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, папье-маше, оригами,и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники, а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос, «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения) .

-В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.) .

-Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учетом их функции и места в пространстве;

-конструирует по замыслу, условию (или ряду условий, словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса) ;

-легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. ;

- охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов;

- самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат.

-Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники;

- умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;

- интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее .

Список использованной  литературы

1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» М. - 1999 г.

2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. - 1997 г.

3. Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» - 1995 г.

4. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.

5. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» С-П. - 2003 г.

6. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» - 1985 г.

7. Копцева «Природа и художник» М. - 2001 г.        

8. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» - 1991 г.

9. Косминская В.Б., Васильева Е.И. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение» - 1985 г.

10. Каменев Е., Пантелеева Л.В. «Художественный труд в детском саду» М. «Просвещение» - 1987 г.

11. Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» М. «Просвещение» - 1979 г.

12. Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» - 1988 г.

13. Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» - 1972 г.

14. Сакулина Н.П. «Рисование в дошкольном детстве» М. «Просвещение» - 1965 г.

15. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» - 2005г.

16. Швейко Г.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. - 2003г.

17. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста» М. «Мозаика-синтез» - 2005 г.

18. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 - 1998 г.

19. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 - 1998 г.

20. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 - 1999 г.

21. Журнал «Детский сад - управление» №10 - 2004 г.

22. Журнал «Детский сад - управление» №12 - 2004 г.

23. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий. Волгоград ИТД Корифей,2008г.

24. КазаковаТ.Г. Встречаем Новый год.// Дошкольное воспитание. 2005. №12.


25. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?//Дошкольное воспитание .2005.№2.


26. Казакова Т.Г. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании.//Дошкольное воспитание. 2005. №8.

27. С.Теплюк. Весенние прогулки с малышом.// Дошкольное воспитание 2002. №3

28. О.Жукова, М.Чистякова  Как у наших у ворот.//Дошкольное воспитание 2002.№2


29. Г.Г.Григорьева Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: издательский центр Академия, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна

Актуальность.            В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14            г. Крымска муниципального о...

Аналитический отчет педагога Селезневой Натальи Николаевны воспитателя 3 подготовительной группы № 12 о работе за 2015 -2016 учебный год.

 Возраст детей от 6 до 7 лет. Большая часть детей нашей группы находятся в разных коллективах, не смотря на это, атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают па...

Стендовый доклад по фестивалю Лучших практик приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкальяавторы: Верещагина Ирина Федоровна, Спиридонова Наталья Николаевна, Воробъёва Валентина Николаевна

Данная презентация знакомит с историей и культурой семейских жителя села Унэгэтэй. Как был основан фольклорный ансамбль "Судьбинушка", с его составом, песнями. Связь с социумом по знакомству...