Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традиционной мезенской росписью "
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Вызвать интерес к изучению народной, традиционной мезенской росписи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezenskaya_rospis_statya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:


" Знакомство детей старшего  дошкольного возраста с традиционной мезенской росписью "

В дошкольном  возрасте  ребенок  эмоционально относится к окружающему миру, поэтому  особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Необходимо знакомить детей с  различными видами декоративно-прикладного искусства. Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к декоративно-прикладному искусству, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать.

 Мезенская роспись - самая благоприятная из всех для пробуждения исторической памяти, для возникновения интереса к ремеслу росписи по дереву и ко всему народному творчеству в целом, так как затрагивает все стороны человеческой деятельности. Дети чувствуют себя исследователями, их волнуют тайны седой старины. Кроме того, цветовой лаконизм, простота графического изображения, схематичный контурный рисунок - создают благоприятные условия для освоения росписи, так называемую ситуацию успеха, что дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает устойчивый интерес к росписи и мотивирует их на дальнейшее совершенствование мастерства.

Дети особенно чутко реагируют на красоту и информационность мезенской росписи. Рисуя, они без труда усваивают древнерусскую историю и культуру, открываю мир знаков и символов. Даже старшие дошкольники в состоянии выполнить упрощенные фигурки животных и несложные геометрические узоры. И пусть их лошадки будут неуклюжими, уточки угловатыми, а линии косыми, зато какое радостное и непосредственное восприятие жизни!

 

 При знакомстве детей с мезенской росписью решаются следующие задачи:

*Формирование навыков технического исполнения городецкой росписи.

*Формирование у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

* развивать чувство цвета,  чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение,  умение красиво располагать узор в заданной форме;

* развитие интереса к народным традициям и обычаям

 * воспитание чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие;

* воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик).

Основные элементы мезенской росписи:

1.Геометрический орнамент;

2. Птицы;

3.Кони, олени, лоси;

3.Сюжетная роспись.

Геометрический орнамент.

Получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Например ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Орнамент можно встретить, практически, на всех изделиях расписанных мезенской росписью.

Цветы и деревья.

Довольно часто встречаются в мезенской росписи изображения деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый  интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером.

Птица в мезенской росписи.

На мезенских изделиях, пожалуй, больше всего изображено птиц, особенно водоплавающих: уточек, гусей-лебедей. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах.

Кони, олени в мезенской росписи.

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. 

Сюжетная роспись

В мезенской росписи можно встретить сюжеты на темы: «Катание», «Кораблик», «Север», «Охота». С изображением людей, коней, птиц, геометрического орнамента.

Знакомство детей необходимо начинать с подборкой познавательной литературы о народном промысле, об особенностях мезенских элементов, композиций, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях мезенской росписи. Работу по обучению детей рисованию мезенских элементов необходимо проводить в следующей последовательности:

*Познакомить детей с изделиями, расписанными мезенской росписью.

*Сформировать у детей навыки рисования мезенских элементов.

*Работа проводится в первой половине дня во время  непосредственно образовательной деятельности, при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с элементами мезенской росписи. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании с детьми изделий или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности мезенской росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть самобытность росписи, простоту графического изображения, схематичный контурный рисунок.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: линии: прямые, волнистые, тонкие толстые, закрепление цветовой гаммы.

Далее знакомим детей с новыми элементами - завитки, круги.

Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

Постепенно знакомим детей с мезенским птицами, конями, оленями. Растительностью в мезенской росписи и сюжетными композициями.

Большое значение при знакомстве детей с мезенской росписью является использование дидактических игр, таких как «Собери целое», «Декоративное домино».  Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий мезенских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к мезенской росписи и народному творчеству в целом, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью,  они смогут назвать все элементы мезенской росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества...

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани.

Выявлять и внедрять в быт  детского сада основы народного творчества....

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции....

"Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как основа духовно- нравственного и патриотического воспитания"

Работа МАДОУ ЦРР ДС "Бэпембэ" с. Акъяр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию...

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Консультация для педагогов на педсовет по  речевому развитию дошкольников по теме: "«Современные технологии речевого развития»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей  Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»                ...