Народные узоры
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_doshkolnikov_s_narodnym_dekorativno.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 25 Калининского района Санкт – Петербурга.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС образовательной области «Художественно эстетическое развитие»

 для детей  старшей  группы

Тема: «Народные узоры».

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие.

Используемые технологии: 

игровая, здоровьесберегающая.

                                                            Составила воспитатель

Рогачева Светлана Николаевна

Санкт – Петербург 2013 г.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, .
  • Учить детей различать особенности, характерные для игрушек различных промыслов.
  • Формировать умение образовывать прилагательные.
  • Совершенствовать умение правильно образовывать форму множественного числа имен существительных в родительном падеже.
  • Развивать диалогическую речь через участия в беседе.
  • Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

Оборудование и материалы: фотографии произведений народных промыслов, сундучок с игрушками, силуэты народных игрушек для росписи, материалы для рисования.

Предварительная совместная деятельность:

1. Знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками. Рассказ воспитатель об истории промысла. Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек

2. Роспись бумажных силуэтов матрёшек.

3. Разучивание потешек.

4. Загадывание загадок.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

Открытка приглашение…

Дорогие дети группы «Дружная семейка», приглашаем вас на выставку картинной галереи декоративно- прикладного искусства, но чтобы вам далеко не ехать, эта выставка к вам приедет сама. Мастера и мастерицы.

Воспитатель: А вы знаете, что такое декоративно – прикладное искусство?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, а вы хотели бы побывать на такой выставке? (ответы детей) 

Воспитатель: Но чтобы туда отправиться, нам необходимо вспомнить  правила поведения в картинной галереи.

Дети:

1. Не кричать.

2. Не толкаться.

3. Внимательно рассматривать экспонаты.

4. Отвечать на вопросы воспитателя.

5. Быть вежливыми.

Воспитатель: Ну, хорошо, тогда в путь.

(Подходим к выставке с изображением дымковских игрушек)

- Посмотрите! Эти вот картины нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чуда-люди – мастера!

(демонстрирует дымковские картинки с игрушками)

Воспитатель: Чем знаменито Дымково?

- Игрушкой своей

Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разряженных щеголих, лихих всадников, важных индюков, создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи.

Воспитатель: Ребята, знакомы вам игрушки, которые нарисованы на картинках? (ответы детей)

- Как вы думаете, Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: из глины

Воспитатель:

- Если они сделаны из глины, то какие они (глиняные)

- А если бы их вырезали из дерева, то какими они были (деревянными)

Воспитатель:

- Ребята, какую цветовую гамму для росписи игрушек используют мастера (красный, оранжевый, жёлтый, синий, коричневый)

- Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете? И что они означают?

Дети: Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий - землю. 

Воспитатель: правильно дети, вот послушайте, как красиво сказано о дымковской росписи

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Физкультминутка. Подвижная игра «Подарки»

Дети встают в круг, в центре стоит водящий. Дети идут по кругу со словами:

Принесли нам всем подарки

Что захочешь, то возьмёшь

Вот вам кукла с красной лентой,

Конь, волчок и самолёт

(водящий выбирает подарок, и игра начинается сначала)

- А в сейчас ещё один сюрприз от мастеров. Эти игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И не злато, серебро -

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Воспитатель:

- Ребята, какие игрушки вы видите здесь? назовите их (дети называют козлика, лошадку, барыню, свинку)

- Вы помните стихотворение об уточке? Кто помнит помогайте.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

- Давайте поиграем. Я буду называть игрушки в единственном числе, а вы во множественном

Проводится Д/и «Один - много»

 (одна барышня – много барышень, один всадник – много всадников, один козёл – много козлов, одна корова – много коров, один конь – много коней).

Воспитатель:

- А какие на этих игрушках узоры нарисовали мастера?

Дети: на игрушках нарисованы разноцветные полоски, ёлочки, солнышки.

Воспитатель: Какие основные цвета использовали мастера?

Дети: основные цвета на игрушках красный, жёлтый, зелёный, синий.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, а здесь ещё сундучок спрятан! Давайте посмотрим, что в нём.

- Здесь игрушки (несколько Дымковских и несколько Филимоновских)

Д/и «Третий лишний» (назовите лишнюю игрушку)

- Ребята вам понравилось в картинной галерее, о каких промыслах мы говорили, во что играли?

Воспитатель:

Ребята, в сундучке ещё есть силуэты игрушек и письмо о том, что мастера хотели бы, чтобы вы их расписали. Но выбирать виды росписи будете вы сами. На столах вас ждут краски, кисточки и баночки с водой. Вы можете приступать к работе.