Конспект НОД по ИЗО в старшей группе (набрызги) "Зимние напевы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Пескова Наталья Павловна

Цель: создание условий для ознакомления детей с новым способом изображения снега – «набрызги».

Образовательные задачи:

- создать условия для формирования у детей умения самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;

- способствовать обогащению речи детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Развивающие задачи:

- создать условия для развития воображения, зрительного восприятия;

- создать условия для развития речи – обогащения словарного запаса новыми словами (таинственный, загадочный, хрустальный, бахрома, очарован, опутан, окован и т.д.)

Воспитательные задачи:

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;

- помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;

- воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_napevy.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста №9

«Зимние напевы»

Технология –эксперимент, нетрадиционная техника рисования

(Набрызги)

Составил:

Воспитатель группы №9

Маринычева Наталья Павловна

Санкт-Петербург

2018

Цель: создание условий для ознакомления детей с новым способом изображения снега – «набрызги».

Образовательные задачи:

- создать условия для формирования у детей умения самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;

- способствовать обогащению речи детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Развивающие задачи:

- создать условия для развития воображения, зрительного восприятия;

- создать условия для развития речи – обогащения словарного запаса новыми словами (таинственный, загадочный, хрустальный, бахрома, очарован, опутан, окован и т.д.)

Воспитательные задачи:

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;

- помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;

- воспитывать любовь к природе родного края.

Предварительная работа:

- Наблюдение за зимней природой во время прогулок;

- Чтение и разучивание стихов о зиме;

- Рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме;

- Прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему (С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Вивальди);

- Просмотр видеоматериалов «Зимняя природа»;

- Беседа на тему: «Какого цвета зима?»;

- Подготовка небесного фона для предстоящей работы.

Материалы и оборудование: репродукции с зимними пейзажами; альбомные листы с готовым фоном, набор гуашевых красок; кисти по количеству детей; стаканчики с водой; зубные щётки по количеству детей; карандаши (палочки); салфетки и фартуки по количеству детей.

Место проведения: групповое помещение

Время: январь, первая половина дня

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.


ХОД

Дети играют в группе, звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро».

Воспитатель:  Ребята, слышите какое волшебство, какая красивая музыка! Давайте присядем на ковёр и я вам прочитаю стихотворение А.С.Пушкина, а вы попробуйте закрыть глазки и представить какое это время года:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Воспитатель: Какое время года вы представили? Как вы думаете, как называется стихотворение?

Дети отвечают на вопросы, придумывая названия стихотворению.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы почти угадали. Стихотворение называется «Волшебница-Зима». А какую музыку мы с вами прослушали? Как она звучала?

Дети отвечают на вопросы, описывая характер музыки, воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: Музыка звучала таинственно, загадочно и я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, пожалуйста, где вы оказались в своих фантазиях?

Дети отвечают (в поле, в парке, в лесу, на снежной дороге и т.д.)

Воспитатель: Что-то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка-Зима в своё Снежное царство. Хотите полететь вслед за ней?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:

Тар-бары, растабары

Елки-палки, каламбей,

Шуры-муры, шары-вары,

Самба-мамба, милки-вей.

Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей Зимой в её снежное царство. В это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем.

Воспитатель: Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Как вы думаете, куда мы попали?

Дети: в волшебный лес, в зимний лес, в зимнее царство….

Воспитатель: Да, мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон.

Звучит отрывок из пьесы П.Чайковского «На тройке». Дети слушают музыку.

Воспитатель: Ребята, что за звуки вы услышали?

Дети: колокольчики, бубенчики.

Воспитатель: Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен где-то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как будто опускается на землю?

Дети: у снежинок.

Воспитатель: Снежинки – служанки Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», 1-я часть) педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г .Скребицкого о волшебстве зимы:

«Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит… Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела… А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».

Воспитатель: Ребята, представили вы, какую картину нарисовала Зима? Что вам представилось?

Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями с воспитателем.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

Физкультминутка

Слова

Движения детей

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Мы вот спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

Красота здесь и покой,

Ну а нам пора домой!

Ходьба на месте

Разводят руки в стороны.

Руку отводят в указанную сторону и смотрят на неё.

Отводят руку и прослеживают взглядом.

Движение «фонарики» и смотрят вверх.

Кружась, приседают.

Прыжки.

Имитируют «волчью» походку.

Приседают, прячась.

Имитируют сон.

Имитируют полет птиц.

Разводят руки в стороны.

Дети садятся за столы.

Столы приготовлены для рисования.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете? Что мы сегодня будем рисовать?

Дети: зиму, зимний лес, зимнюю картину…

Воспитатель: правильно! Сегодня мы с вами нарисуем зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками. Это отражается в стихотворении И.Бунина «Первый снег»:

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса,

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса...

Воспитатель: Ребята, подумайте, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом те, которые будут казаться намного меньше, так как они далеко.

Дети рисуют, педагог в процессе работы помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений – птиц, животных, ягод рябины на ветках. После того, как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, в основном, вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает. А вам как кажется?

Ответы детей.

Воспитатель: Например, моему рисунку не хватает, падающего снега. Деревья зимой должны быть покрыты снегом. Давайте вызовем снежную бурю заклинанием:

Заклинание зимы (отрывок)

… Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите…

                        М. Пожарова

Физкультминутка

Слова

Движения детей

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

Дети подставляют ладошки снежинкам

Дети «ловят» снежинки хлопками

Потягивания – руки в стороны

Руки двигаются из стороны в сторону

Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

Прыжки на месте

Ходьба на месте.

Дети садятся на места.

Педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щётки: направив щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом».

Воспитатель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне хотелось бы вам предложить вспомнить стихотворения о зиме.

Дети рассказывают стихотворения о зиме.

Воспитатель: Я тоже хочу вам прочитать стихотворения Ф.Тютчева

(Под музыку П.Чайковского 1-я симфония, 2-я часть) педагог читает стихотворение:

Чародейкою-Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Воспитатель: Ребята, сегодня вы все молодцы. Что мы сегодня с вами нарисовали? Чем же так хороши ваши пейзажи?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: У вас получилась настоящая зимняя сказка!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционных техник на тему «Зимние напевы»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...