Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Златоустовская гравюра»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: «Златоустовская гравюра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zlatoust_gravyura.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: «Златоустовская гравюра»
Цель: Познакомить детей с изделиями мастеров Г. Златоуста
Выполнить рисунок в технике «граттаж»
Выполнила:воспитатель высшей категории Карпова Е.В.
Задачи:
Образовательные
- Дать детям первоначальные исторические представления о развитии Златоустовской гравюры, ее особенностях, мастерах -граверах
Развивающие
- Развивать умственную активность детей, умение выражать свое отношение к произведениям искусства
- Развивать умение слушать воспитателя, делать выводы
- Упражнять в рисовании штрихами в технике «граттаж»
- Развивать самостоятельную творческую активность
Воспитательные
Воспитывать у детей уважение, гордость за людей прославивших наш край
Словарная работа: клинок, серебрение, сталь
Оборудование: Изделия мастеров гравюры, художественные открытки, образцы эскизов, карта Челябинской области, герб Златоуста.
1.Мотивация
КАК называется край где мы с вами живем? (Урал)
Слово «Урал» с башкирского означает «каменный пояс»
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)
Какие города Южного Урала Вы знаете? (дети называют)
Город такой на Урале есть.
В нем мастеров и за год не счесть!
Золотом рисуют, серебром ведут,
Картины их гравюрами зовут!
О каком городе идет речь? (о Златоусте – родине гравюры на стали)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об уральских об умельцах
На весь мир молва идет.
2.Постановка цели.
Сегодня мы с вами будем говорить о Златоустовских мастерах, прославившихся на весь мир
Рассматриваем (Изображение Златоустовских гравюр)
Вам нравятся эти картины? (Ответы)
Это обычные картины? (Нет)
На чем они нарисованы?
Да, эти картины нарисованы не на бумаге. Они нарисованы на особом металле – серебристой стали. И называются они – «гравюры». А уральских умельцев, т.е. художников, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Как называют художников? (граверы)
Рисуют они обыкновенной кисточкой, но особым способом: они гравируют металл. Посмотрите внимательно на эти картины и назовите три цвета, которые художники-граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный), желтый (золотой)) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется), желтый –это богатство Урала: горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый)-придает изделиям легкость, рисунок оживает. (Рассказ сопровождается рассматриванием этих цветов в гравюрах)
Что изображено на картинах? (Природа, охота, животные, предметы быта)
Да, это любимая тема Златоустовских мастеров .
3.Совместная работа с детьми.
А сейчас я вам расскажу историю развития Златоустовской гравюры. Более двухсот лет назад возникло это народное искусство. Еще при царе в городе Златоусте была оружейная фабрика. Как вы думаете, что делают на такой фабрике? (оружие). И делали на ней пушки да сабли для русской армии. У солдат была обычная сабля, а у офицеров и генералов с рисунком, чтоб не как у всех. Приехали в ту пору на фабрику немецкие мастера и стали по заказу богатых людей сабли рисунком украшать. Да только свой секрет не выдавали, в тайне держали. Первым, кто постиг секреты рисования кистью на металле, был известный гравер Иван Николаевич Бушуев.
— Зародилось Златоустовская гравюра, как украшение оружия. Русские мастера украшали оружие не просто узорами, а создавали целые картины. Вот солдатский нож – притаились бойцы в засаде. А это охотничий нож – медведь, хозяин леса бредёт среди берёз. Постепенно Златоустовской гравюрой стали украшать не только оружие, но и посуду. — Как же появляется такое чудо! Сначала художник придумывает рисунок и рисует его эскиз на бумаге. С помощью специальных инструментов рисунок наносится на сталь. Затем изделие проходит различные химические обработки: травление, синение, золочение. И вот оно чудо – Златоустовская гравюра.
— Златоустовские мастера создали необычные медали с кусочком челябинского метеорита. Эти медали вручали спортсменам, победившим на Олимпиаде в Сочи 15 февраля 2014 года. Златоустовские гравюры знамениты на весь мир. Златоустовскими мастера – гордость России. Они участвуют в выставках всего мира и получают награды за свои работы. О таких людях говорится в пословице: «Умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит».
Памятник И. Н. Бушуеву (рассматриваем)
В своих рисунках на металле он изображал исторические события и быт уральских людей.
Рассмотрим «Работы И. Н. Бушуева, в том числе гравюра «Доспехи рыцаря»
Чтение отрывка П. П. Бажова «Иванко - Крылатко»
«Давным-давно жил в уральском городе Златоусте один мастеровой, Иваном звали. Затеял Иванко коней на сабле изобразить, да чтоб с крыльями. Посмеивались люди над этой затеей. А Иванко целыми днями у станка простаивал - над клинком колдовал. Долго бился над работой, а как сделал – люди ахнули. Летят по сабельному клинку крылатые кони, взгляд завораживают, так сверкают золотом, а то и синевой отливают, то вдруг бархатной чернью возьмутся. Иностранные мастера только языком цокали, глядя на такое дело».
Кто такой Иванко- Крылатко? (Ответы детей)
Да, Иванко – это и есть Иван Николаевич Бушуев, знаменитый художник-гравер, основатель Златоустовской гравюры на стали.
За что его так прозвал П. П. Бажов? (За мастерство)
В 13 лет пришел Ваня на фабрику. Быстро освоил свое дело, ввел серебрение, создал крылатого коня, поэтому в народе его прозвали «Иванко -Крылатко» Работы его были как живые, крылатые.
«Был этот мастер с полетом, крылатой души человек», поэтому ему был создан памятник, его именем была названа одна из улиц города Златоуста
А вы видели где-нибудь крылатого коня? (На гербе города, он стал эмблемой города Златоуста)
«Герб города Златоуста» (рассматривание)
Физкультминутка «Уральский край»
Как богат Уральский край | руки в стороны |
Ты о том не забывай | руки к сердцу |
Наши реки широки, | руки в стороны |
А озера – глубоки, | наклон, руки вниз до полу |
Горы наши высоки, | руки вверх, встать на носочки |
Есть пещеры у реки, | присесть, встать |
И леса, и поля – | руки в сторону |
Это Родина моя! | руки к сердцу |
Ребята, могли бы мы с вами создать такие гравюры?
Конечно нет, потому, что у нас нет специальной краски, металлических пластин и т.д.
Но есть техника очень похожа на гравюру_это граттаж.
«Граттаж» это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона...Многие дети называют эту технику «Цап – царапки»
Златоустовские мастера рисовали природу нашего Урала.
Это деревья, бабочки, рыбы, птицы, животные.
Мастера в своих работах используют разные линии и штрихи: наклонные, волнообразные, прямые, зигзагообразные, прерывистые и т. д. (показ на гравюре, рассматривание эскизов образцов).
Ваша задача сегодня побывать мастером гравером и создать свою картину не похожую на другие.
Какой формы гравюры? (овальной, круглой, прямоугольной)
4.Самостоятельная работа.
На столе у вас лежат заготовки гравюр разной формы и незаметными линиями нанесён эскиз, рассмотрите его внимательно, но вы можете самостоятельно не используя моего эскиза создать свой. Процарапывать рисунок мы будем тонкой палочкой. Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами .Как только вы обведёте рисунок, нужно сделать его красивым используя разные линии
Звучит «Уральский хоровод» (дети делают рисунки)
Рассматривание работ отмечается удачная композиция в эскизах, разнообразная штриховка и т. д.
Вы сегодня были настоящими умельцами. Вот и получается, «что умелец, да рукоделец себе и людям радость приносит»
Свою гравюру вы можете поместить в рамочку.
5.Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Почувствовали вы себя мастерами граверами? (ответы детей)
— В каком городе возникла гравюра? (ответы детей)
— Как звали мастера гравюры? (ответы детей)
— Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Как мышка перехитрила кошку»
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ ДЕЙСТВИЕМ ...
конспект занятия в подготовительной группе.тема: Золотая осень.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить...
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой Белорецк»
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Любимым городом является то место, где человек родился, где промчалось детство, ведь именно с детством, возникают самые добрые восп...
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Составление сказки" Образовательная область "Коммуникация"
Конспект НОД .Подготовительная к школе группа. Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе. Тема: «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
Образовательнаая область "Музыка"...
Конспект занятия в подготовительной группе: тема: «Путешествие в город профессий»
Программное содержание: Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий;Расширять и конкретизировать представления о профессиях (библиотекарь, художник, автослесарь, кондитер, лесничий, ар...
Конспект развлечения в подготовительной группе Тема: «Зимнее путешествие»
Конспект развлечения в подготовительной группеТема: «Зимнее путешествие». Веселые игры для детей с участием Зиушки - зимы и снеговика...