«Мордовские узоры» (конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию - рисование)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Пескова Юлия Джафяровна

Задачи:

«Познание»:  Расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

«Мордовские узоры»

(конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию - рисование)

Подготовила и провела: Пескова Ю.Д., воспитатель высш. кв. категории

Саранск 2018

Задачи:

«Познание»:  Расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.

 «Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).

 «Художественное творчество» Знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать  интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

«Коммуникация»: Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры.

Ход занятия:

- Ребята, как вы думаете, что мы называем Родиной?  (ответы детей)

-Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – Мордовия.

Ты моя Родина, край мой Мордовия!

 В жизни опора, любовь и судьба.  

 Мокша и эрьзя, русские братья…  

Мы твои дети, славим тебя!

     - Посмотрите – это флаг и герб Республики Мордовия.  Кто мне напомнит - из каких  цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

        -Правильно, белый цвет означает мудрость; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

- Теперь вспомните  столицу нашей республики, столицу Мордовии?  (Саранск)

- Молодцы, ребята!

- Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

Мордовский край! Родимая Отчизна!  

Мне близок к сердцу каждый уголок,  

И пенье птиц, и щебет соловьиный,  

Краса полей и широта лесов.

В России средь березовых просторов,

Полянка есть – Мордовия моя.

Она – как песня матери,

С которой за горы уходил и за моря.

Земли есть и красивей –

Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия,

Край мордовский родной.

- На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва: мокша и эрзя, татары и другие народы.

- У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).

- И мордовские женщины издавна гордятся своим национальным костюмом.  Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.  (Выставляется кукла в мордовском национальном костюме)

- Это рубашка, по - мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная и черная)

- Обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и  на рукавах.

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (из треугольников, квадратов, крестиков, ромбов, ступенек)

- А чем подвязывается рубашка?  (поясом)

- Верно, рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс.

-А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.

- Что завязывали мордовские женщины на голову?  (платок)

- На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця.

- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала наших предков от болезней и злых духов.

- Подойдите ко мне и поближе рассмотрите мордовский костюм.

(дети рассматривают костюм, воспитатель отвечает на их вопросы)

- А теперь давайте немного отдохнём.

Все ребята дружно встали                    Выпрямится.

И на месте зашагали.                             Ходьба на месте.

На носочках потянулись,                      Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.               Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели                     Присесть.

И тихонько разом сели.                         Выпрямится и сесть.

- Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете орнаментом мордовский костюм. Приглашаю вас в мастерскую мордовских художников.

(выставляются образцы)

-Вы можете создавать узоры из уже знакомых вам элементов, ритмично располагая их.

(воспитатель напоминает способы рисования элементов мордовских узоров)

- Также хочу познакомить вас с новыми элементами – «восьмиконечная звезда», «ступеньки».

 (воспитатель показывает способы рисования)

-У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. А сейчас каждый из вас придумает свой узор для мордовского костюма.  (Убираю образцы).

Под аудиозапись «Звуки природы» дети приступают к работе.

(В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета,   потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Также подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии.  Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно и старается.)

- Дети, давайте вместе рассмотрим наши работы.  (выставляются работы детей)

- Какие цвета и элементы вы использовали? (ответы детей)

- Какие элементы узора вы использовали? (крест, ромб, галочка, ступеньки, восьмиконечная звезда)

- Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете о нашей родной республике - Мордовия. И я  довольна тем, как вы отнеслись к выполнению задания, хочется отметить вашу аккуратность при выполнении работы. Вы настоящие мордовские мастера.  Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОД в старшей группе с использованием ИКТ

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»    «Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОДв старшей группе с использованием ИКТ(выездного семин...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Закладка для книги» (Городецкая роспись)

Цель: продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Зима»

Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы; восковые мелки, санги...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию: рисование в нетрадиционной технике «Ёлка»

Конспект  занятия в старшей группепо художественно-эстетическому развитию:рисование в нетрадиционной технике«Ёлка»...

Конспект занятие в старшей группе по художественно- эстетическому развитию. Рисование «Богородская игрушка».

Цель: развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной игрушкой.Задачи:Образовательные: учить выделять выразительные средства этого вид...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Закладка для книги» (Городецкая роспись)

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию.Рисование «Закладка для книги» (Городецкая роспись)...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Зима»

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию.Рисование «Зима»...