Программа "Нетрадиционные техники рисования"
рабочая программа по рисованию на тему

Дополнительная образовательная программа по обучению нетрадиционным техникам рисования детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_netradits_ddt.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Сосногорска

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

                                                               Направленность:  

                                                                художественная

                                                                          Возраст  детей: 4-5 лет

                                                                                               Срок реализации: 1 год

                                                           Составитель: 

                                                                                       Ракевич Зинаида Юрьевна,                                                                              

                                                                                 педагог дополнительного

                                                           образования

 

г. Сосногорск

 2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.

Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Для детей привычны и знакомы следы, оставленные карандашами, фломастерами или кистью. Использование же в процессе рисования пальчиков и ладошек, песка и опилок, воска и гуаши, штампов и смятой бумаги удивляет и восхищает детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нестандартное рисование широко раскрывает творческие возможности детей, формирует устойчивый интерес к занятиям.

В предлагаемых занятиях изобразительная деятельность детей интегрируется с другими, различными видами деятельности: игровой, познавательной, двигательной, конструктивной. Данная программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.

Цель:   Развитие творческих способностей и познавательного интереса к нетрадиционному рисованию, искусству рисунка в целом.

Задачи:

В воспитании:

формирование интереса к творческим занятиям, повышение общего культурного уровня, приобретение начальных трудовых навыков.

В обучении:

приобщение к нетрадиционному, творческому подходу в создании рисунка, знакомство с нетрадиционными технологиями рисования.

В развитии:

развитие эстетических чувств, общих художественных навыков, мелкой моторики, нестандартных изобразительных умений и творческих способностей.

Характеристика программы

Вид – модифицированная

Направленность – художественная

По цели обучения – познавательная, развивающая творческие способности

По возрасту – одновозрастная

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 1 год.

Возраст детей – 4-5 лет.

Списочный состав объединения составляет: оптимальную наполняемость – 15 человек, допустимую – 12 человек, а также в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14

Прием и отчисление обучающихся в объединение производится в соответствии с Уставом учреждения.

Сроки реализации программы

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Всего часов

1

2

34

68

Режим занятий

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

1

1

2

2

По окончании обучения учащиеся:

имеют конкретные представления о девяти нетрадиционных техниках рисования, могут рассказать о них и умеют применять самостоятельно в творческой деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основе монотехнологии «Обучение нетрадиционным техникам рисования». Согласно принципу интегративности современного образовательного процесса, в неё включены:

  • личностно-ориентированные технологии, в том числе сотрудничества и сотворчества;
  • развивающие технологии (ИКТ, частично-поисковая и опытно-исследовательская деятельность, игровые технологии, элементы ТРИЗ, алгоритмизация);
  • технологии здоровьесбережения.

В содержании программы элементы современных педагогических технологий обозначены жирным шрифтом, в скобках.

Формы и методы занятий.

  • Беседы (ознакомительные, развивающие, обобщающие).
  • Рассказывание, чтение и сочинение сказок.
  • Игры (дидактические, коммуникативные, подвижные, творческие, музыкальные).
  • Практическое рисование, упражнение.
  • Наблюдение.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, художественных альбомов, фотоальбомов.
  • Просмотр учебных видеороликов, мультфильмов.
  • Мастер-класс.
  • Чтение и разучивание стихов.
  • Тематические физкультурные паузы, пение, пальчиковые гимнастики.
  • Учебная презентация, видеоролик.
  • Сравнительный анализ, поисковая и опытно-исследовательская деятельность.

Дидактический и демонстрационный материал.

1. Презентация «Нетрадиционные техники рисования». Автор-составитель: Ракевич З.Ю. III место в республиканском конкурсе «Моя презентация».

2. Материалы методического кабинета ДОУ№9:

- репродукции картин,

- наборы дидактических картинок,

- методические разработки различных видов игр и физкультминуток, пальчиковых гимнастик, продуктивной деятельности.

- фото, фотоальбомы, иллюстративные и художественные альбомы,

- природный материал,

- крупные игрушки,

- методические разработки по наблюдениям, сочинению сказок и сравнительному анализу.

3. Музыкальные игры – совместно с музруководителем ДОУ №9 Гудковой Т.Н.

4. Сказки и стихи – «Библиотечка ДОУ №9»

5. Методические разработки Ракевич З.Ю. с использованием развивающих технологий, включённых в монотехнологию «Обучение нетрадиционным техникам рисования»:

  • презентация «Нетрадиционные техники рисования» (ИКТ);
  • мастер-класс «Не хочу быть кляксой» (игровая технология);
  • видеоролик «Волшебный комочек», «Цветное чудо» (ИКТ);
  • творческие игры «Мы – снежинки», «Прогулка по зимнему лесу» (игровая технология);
  • сюжетная игра «Мы ходили в магазин» (социоигровая  технология);
  • опытно-исследовательская деятельность «Кораблики», «Смешивание красок» (исследование);
  • поисковая деятельность «Найдём неваляшку» (по рисуночной схеме - алгоритмизация).

Техническое обеспечение:

- музыкальный центр,

- экран, проектор, ноутбук,

- внешние носители информации.

Формы подведения итогов реализации программы

Отчётные выставки детских рисунков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием    современных материалов в ДОУ. Потапова Е. Издательство: Детство-Пресс 2012.
  2. Как научить рисовать. Баймашова В.А. Издательство: Скрипторий 2008
  3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г.Н. Издательство: Скрипторий 2007.  
  4.  Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» М, 2004.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Разделы, подразделы

Количество часов

теория

практика

всего

Введение

1

1

I.

Техника печати.

8

1.1.

Печатание листьями.

1

1

2

1.2.

Печатание половинками корнеплодов.

1

1

2

1.3.

Печатание мелкими брусками.

1

1

2

1.4.

Сюжетный рисунок в технике печати.

1

1

2

II.

Рисование пальчиками.

8

2.1.

Рисование подушечками пальцев.

1

1

2

2.2.

Рисование кулачком и фалангами пальцев.

1

1

2

2.3.

Рисование кулачком и подушечками пальцев.

1

1

2

2.4.

Сюжетное рисование пальчиками.

1

1

2

III.

Кляксография.

8

3.1.

Спонтанная одиночная вариация.

1

1

2

3.2.

Спонтанная множественная вариация.

1

1

2

3.3.

Симметричная одиночная вариация.

1

1

2

3.4.

Сюжетный рисунок на основе симметрии.

1

1

2

IV.

Техника тычка.

8

4.1.

С использованием распушённой кисточки.

1

1

2

4.2.

С использованием мятой бумаги.

1

1

2

4.3.

С использованием поролонового тампона.

1

1

2

4.4.

С использованием ватных палочек.

1

1

2

V.

Шаблонография.

8

5.1.

С использованием геометрических шаблонов.

1

1

2

5.2.

С использованием одиночного тематического шаблона.

1

1

2

5.3.

С использованием нескольких тематических шаблонов.

1

1

2

5.4.

Сюжетное рисование с использованием шаблонов.

1

1

2

VI.

Фотоскопия.

8

6.1.

Рисование восковым мелком (монохромный вариант)

1

1

2

6.2.

Рисование восковой свечой.

1

1

2

6.3.

Рисование восковыми мелками (полихромный вариант).

1

1

2

6.4.

Сюжетное рисование восковыми мелками.

1

1

2

VII

Монотипия.

4

7.1.

Монотипия предметная.

1

1

2

7.2.

Монотипия сюжетная.

1

1

2

VIII

Диффузная техника.

4

8.1.

Предметный рисунок.

1

1

2

8.2.

Сюжетный рисунок.

1

1

2

Каракулеграфия.

8

9.1.

Элементная одиночная каракулеграфия.

1

1

2

9.2.

Симметричная одиночная каракулеграфия.

1

1

2

9.3.

Элементная множественная каракулеграфия.

1

1

2

9.4.

Сюжетный рисунок в технике каракулеграфии.

1

1

2

Х.

Итоговые занятия.

3

10.1.

Интерактивное рисование.

1

1

10.2.

Выполнение рисунков в технике по предпочтению для итоговой выставки.

2

2

Всего:

33

35

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Раздел

Месяц

Подраздел и тема

Содержание

Теория

Практика

Введение

Сентябрь

Тема: «Знакомство  с нетрадиционными техниками рисования».

Ознакомительная беседа «Чем можно рисовать?» Формирование интереса к нестандартным техникам, желания научиться необычно рисовать.

Просмотр демонстрационной презентации «Нетрадиционные техники рисования» (ИКТ)

I. Техника печати

1.1. Печатание листьями.

Тема: «Листопад».

Развитие у детей видения художественного образа и замысла через природные формы.

 1. Чтение стихотворения Ю.Канатова «Листопад».

2.  Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

1.2. Печатание половинками корнеплодов.

Тема: «Овощная корзинка».

Закрепление названий овощей, понятия «половинка», развитие интереса к данной технике.

1. Д/и «Найди овощи» (игровая технология)

2. Коммуникативная игра «Хозяйка однажды с базара пришла…» (по Ю.Тувиму «Овощи») (ИКТ)

1.3. Печатание мелкими брусками.

Тема: «Разноцветный заборчик».

Развитие чувства ритма в рисунке, закрепление названий цветов; развитие воображения и мышления детей посредством творческой задачи.

1. Конструирование заборчика из брусков.

2. Сочинение сказки «Петушок и заборчик» (ТРИЗ)

1.4. Сюжетный рисунок в технике печати.

Тема: «Домик на даче».

Развитие чувства композиции и цветовосприятия, аккуратности в работе.

1. Рассматривание фотографий с изображением дачных участков.

2. П/и «Как у бабушки Федоры» (здоровьесбережение)

II. Рисование пальчиками.

Октябрь

2.1. Рисование подушечками пальцев.

Тема: «Гроздь рябины».

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

1. Наблюдение, рассматривание натуральной грозди рябины.

2. Разучивание стихотворения Е.Благининой «Рябина».

2.2. Рисование кулачком и фалангами пальцев.

Тема: «Грибное лукошко».

Формирование представлений о частях кисти руки, развитие мелкой моторики.

1. Физминутка «Раз грибок, два грибок…» (здоровьесбережение) 

2. Рассматривание дидактического плаката «Грибы».

2.3. Рисование кулачком и подушечками пальцев.

 Тема: «Тучка и дождик».

Развитие глазомера и чувства ритма, творческих, музыкальных способностей детей.

1. Музыкальная игра «Виноватая тучка» (Д.Тухманов, Ю.Энтин) (игровая технология)

2. П/и «Солнышко и дождик» (здоровьесбережение)

2.4. Сюжетное рисование пальчиками.

Тема: «Ёжик на лесной тропинке».

Развитие целостности восприятия, умения дополнять рисунок выразительными деталями.

1. Чтение стихотворения А.Толстого «Осень».

2. Загадка про ёжика.

III. Кляксография

Ноябрь

Спонтанная одиночная вариация.

Тема: «Звёздочка в ладошке».

Учить дорисовывать детали объекта, полученного в ходе спонтанного изображения для придания ему законченности и сходства с реальным образом.

1. Чтение отрывка из сказки «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» С.Козлова.

2. Мастер-класс в игровой форме для детей «Не хочу быть кляксой» (игровая технология)

Спонтанная множественная вариация.

Тема: «Одуванчики в траве»

Развитие воображения, фантазии.

1. П/и «Мы на луг ходили» (здоровьесбережение)

2. Разучивание стихотворения «Одуванчик» Л.Квитко.

Симметричная одиночная вариация.

Тема: «Мы по лужице ходили».

Раскрыть выразительные возможности техники кляксографии.

 1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот» (ИКТ)

2. Конструирование из бумаги «Лужица» (формат для рисунка).

Сюжетный рисунок на основе симметрии.

Тема: «Разноцветные кораблики».

Развитие интереса к творческой деятельности, закрепление знания цветов, формирование представлений о свойстве «плавучести» предметов, развитие исследовательских навыков.

1. Опытно - исследовательская деятельность «Кораблики» (исследование)

2. Д/и «На что похоже?» (игровая технология)

IV. Техника тычка.

Декабрь

С использованием распушённой кисточки.

Тема: «Пушистики».

Развитие чувства ритма, глазомера, умения рисовать характерные детали; развитие тактильных ощущений, ассоциативного мышления посредством игры, умения анализировать.

1. Д/и «Что там, в сундучке?» (тактильные ощущения) (игровая технология)

2. Сравнение игрушек-зверюшек «Похожи – не похожи» (материал) (исследование)

С использованием мятой бумаги.

Тема: «Ёлка в гости к нам пришла».

Развитие мелкой моторики, ощущения силы нажима, воспитание аккуратности в работе с красками.

1. Просмотр учебного видеоролика «Волшебный комочек» (ИКТ)

2. Чтение стихов про ёлочку.

С использованием поролонового тампона.

Тема: «Весёлый медвежонок».

Формировать понятие насыщенности цвета; развивать познавательные способности посредством игры.

1. Музыкальная игра «Мишка-мишка, что с тобой?» (игровая технология)

2. Д/и «Чьи детки?» (игровая технология)

С использованием ватных палочек.

Тема: «Белый снег пушистый…»

Формировать чувство композиции и ритма, умение равномерно  распределять мелкие изображения по всему формату листа; развитие воображения, творческих способностей детей.

1. Физминутка «Как на горке снег, снег…»

2. Творческая игра «Мы – снежинки» (игровая технология)

V. Шаблонография

Январь

С использованием геометрических шаблонов.

Тема: «Шарфик для Снеговичка».

Закрепление знания основных геометрических фигур, развитие глазомера, умения располагать шаблонны ровно.

1. Рассматривание картины «Снеговик» из серии «Времена года».

2. Д/и «Назови фигуру» (игровая технология)

С использованием одиночного тематического шаблона.

Тема: «Машины нашего города».

Обобщающая беседа «Что мы знаем о дороге?»

Развивать умение самостоятельно делать выбор, аккуратно обводить и прокрашивать шаблон.

1. Конструирование «Дорога».

2. Рассматривание набора дидактических картинок «Машины».

С использованием нескольких тематических шаблонов.

Тема: «Угощение для Белочки».

Развитие умения пользоваться шаблоном, делать дорисовки выразительных деталей.

1. Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина -  «Ель растёт перед дворцом».

2. Рассматривание природного материала «Шишки» (сосна, ель).

Сюжетное рисование с использованием шаблонов.

Тема: «В зимнем лесу».

Развивать чувство композиции, умение соединять разрозненные шаблонные изображения в смысловой рисунок.

1. Загадки о животных.

2. Сюжетная игра «Прогулка по зимнему лесу» (игровая технология)

VI. Фотоскопия

Февраль

Рисование восковым мелком (монохромный вариант).

Тема: «Солнышко проснулось».

Развитие интереса к неординарному рисованию, желания сотворить маленькое чудо, развитие аналитических умений.

1. Разучивание потешки «Солнышко-колоколнышко».

2. Сравнение «Такие разные солнышки» (варианты лучиков) (исследование)

Рисование восковой свечой.

Тема: «Морозные узоры».

Формирование умения рисовать непрерывные, плавные линии, развитие самостоятельности в работе, наблюдательности.

1. Наблюдение - «Узоры на окнах» (исследование)

2. П/и «Заморожу» (здоровьесбережение)

Рисование восковыми мелками (полихромный вариант).

Тема: «Северное сияние».

Закрепление знания цветовой гаммы, чувства ритма и размера.

 1. Рассматривание художественного альбома «Мы на Севере живём».

2. Просмотр учебного видеоролика «Цветное чудо» (ИКТ)

Сюжетное рисование восковыми мелками.

Тема: «Самолёты летят».

Развивать композиционные умения, упражнять в контролировании нажима в процессе рисования.

1. Рассматривание игрушки «Самолёт».

2. П/и «Самолёты» (здоровьесбережение)

VII. Монотипия

Март

Монотипия горизонтальная.

Тема: «Деревья в озере».

Развивающая беседа «Что такое – отражение?»

Закрепление умения складывать лист бумаги пополам.

1. Рассматривание картины «Половодье» из серии «Времена года».

2. Д/и «Волшебное зеркало» (игровая технология)

Монотипия вертикальная.

Тема: «Бабочка-красавица».

Развивать ритмику цветового решения, индивидуальность.

1.Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся…» (здоровьесбережение)

2. Рассматривание декоративного панно с бабочками.

IХ. Смешивание красок

Предметный рисунок.

 Тема: «Мы рисуем апельсин».

Ознакомление стремя основными цветами (красный, синий, жёлтый) и способом получения других цветов.

1. Разучивание считалки «Мы делили апельсин».

2. Сюжетно-ролевая игра «Мы ходили в магазин» (игровая технология)

Сюжетный рисунок.

Тема: «Цветы для мамы».

Упражнение в смешивании красок, формирование навыков исследования.

1. Опытно - исследовательская деятельность «Смешивание красок» (исследование)

2. Д/и «Собери букет» (игровая технология)

Х. Каракулеграфия

Апрель, май

Элементная одиночная каракулеграфия.

Тема: «Петушок – Золотой гребешок».

Развитие целостности восприятия.

1. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»

2. П/и «Хвостики» (здоровьесбережение)

Симметричная одиночная каракулеграфия.

Тема: «Неваляшка».

Помочь детям освоить понятие симметрии, развивать восприятие целостности формы, развивать умение понимать рисуночную схему.

1. Поисковая деятельность «Найдём неваляшку» (по рисуночной схеме) (частично-поисковая деятельность)

2. Слушание песенки «Мы милашки, куклы Неваляшки» в современной обработке.

Элементная множественная каракулеграфия.

Тема: «Рыбки в аквариуме».

Упражнять в дорисовке деталей, развивать индивидуальность в работе, развивать наблюдательность у детей.

1. Наблюдение рыбок в аквариуме (исследование)

2. Чтение стихотворения «Ночью темень, ночью тишь…» И.Токмаковой.

Сюжетный рисунок в технике каракулеграфии.

Тема: «Дома на нашей улице».

Развивать композиционное восприятие, умение применять выразительные средства.

1. Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом…» (здоровьесбережение)

2. Конструирование из мозаики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...