Конспект НОД по ИЗО "Осенний пейзаж"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Баруздина Наталия Николаевна

Конспект НОД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной  образовательной деятельности по ИЗО.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Педагог Баруздина Н.Н.

Тема: « Осенний пейзаж»                                                                                                                                                                                                  

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

  Задачи:

Виды задач

Интеграция обр. областей

Предпосылки УУД

  1. Обучающие.

1.1.Расширять представления детей о времени года осень.

1.2.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов и явлений.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

  1. Развивающие.

2.1.Развивать умение воспринимать образ осени через разные жанры искусства: музыкальный, художественный, поэтический.

2.2. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение и слух.                                                        

2.3. Развивать творческие способности детей: умение подбирать цвета красок в соответствии с заданной темой.

Художественно-эстетическое развитие.

  Регулятивные:

 Целеполагание. (Выделяет и соотносит неизвестное и известное);

Планирование.(Составляет план и последовательность своих действий для достижения результата)

  1. Воспитательные.

3.1. Воспитывать умение созерцать красоту окружающего мира; любовь к родной природе.

3.2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми при создании коллективной работы и в процессе подведения итогов.

Социально-коммуникативное

Развитие.

Коммуникативные :

Продуктивное взаимодействие. (Интегрируется в группу сверстников), (Учитывает  и уважает позицию партнера)

 Познавательные.

 Общеучебные.

(Контролирует и оценивает результаты своей деятельности,  выстраивает осознанное высказывание в устной форме)

Предварительная работа с детьми: Чтение и  заучивание произведений художественной литературы, загадывание загадок; наблюдения в природе за признаками осени,  рассматривание репродукций картин художников  по теме «Осень»; пение песен об осени, изготовление поделок на осеннюю тематику.

Виды деятельности в ходе НОД: Слушание музыкальных произведений,  загадывание загадок, просмотр

слайдовой презентации, беседа, выполнение музыкально-ритмических  движений, непосредственно продуктивная

 деятельность детей, подведение итогов.

Оборудование и материалы к НОД:

Ход НОД:

Этапы НОД

Продолжительность

Задачи

Методы, приемы

Ход

1.Организационный этап  (подготовка к НОД)

1 мин.

1.1.

Сюрпризный момент

Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес, а может быть в парк. Какое время года в этом лесу или парке? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в лесу осень) .

Осень все позолотила,

Золотое все кругом

И березы, и рябины

Золотым горят огнем.

2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

3 мин.

1.1.

1.2.

2.2.

Загадывание загадок

Слушание музыки.

 

Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(ветер)

Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья, и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад.

А сейчас послушайте загадку про следующего гостя:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь)

  Правильно это дождь. Послушайте, пожалуйста «Музыку дождя», которую написал великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

(звучит «Музыка дождя» Моцарта)………………………………………………………………………………

Ребята, скажите, что вы услышали в этой музыке?

А какая эта музыка по характеру?

Какое настроение вызывает эта музыка у вас? Что вы чувствуете, слушая эту музыку?

Вот видите, ребята, оказывается, с помощью музыки можно передать своё настроение, свои чувства, эмоции, характер.

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний)

основной

2 мин.

1.1.

Постановка вопроса.

Демонстрация слайда, где представлены три времени года.

Какие вы молодцы, и загадки отгадывать умеете, и музыку слушать и понимать, а вот нарисовать осень сможете?

 Перед тем, как приступить к работе, давайте посмотрим, как изображают осень художники.

( На экране демонстрируются осенние пейзажи + зимний и летний; дети рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному, отвечая на вопросы воспитателя. )

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, репродукции каких картин не подходят к теме нашего вернисажа?

А почему вы так считаете?

Правильно, на этих картинах изображена зима и лето, а мы с вами говорим о каком времени года? (об осени)

Ребята, вспомните, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)

4.Этап решения   проблемной ситуации.

5 мин.

1.1.

1.2.

2.1.

2.2.

3.1.

.

Демонстрация слайдовой презентации, Беседа по репродукциям картин И.И. Левитана.

 Давайте сейчас внимательно рассмотрим два замечательных осенних пейзажа, которые написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан, посмотрите, вот его портрет.       ( На экране картины «Золотая осень» и «Осень».)

Восприятие картины:

Перед нами две картины одного художника.

- Что общего у этих картин?

- Одинаково ли изображено состояние осенней природы на этих картинах?

- Какие приметы осени вы заметили? (Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая

трава, сероватое небо, и на другой - опавшая листва, голые деревья.)

- Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине слева, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

- А на картине справа?

(На экране картина «Золотая осень».)


- Ребята, а сейчас давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что художник изобразил на ней?

Да, действительно, живописец изобразил небольшую речку, окружённую деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали виднеются деревенские домики, поля, а на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета.

- Какое настроение у вас вызвала эта картина? Почему?

- Как вы думаете, что чувствовал Левитан, когда писал картину?

- Как художник передаёт пышность, красоту осени? (яркие, сочные краски, насыщенные тона, яркий, контрастный колорит; радостное изображение осени, лес стоит как золотой)

- Какое название вы бы дали этой картине? (ответы детей)                                                                                                     Левитан назвал её  «Золотая осень»

 (На экране картина «Осень».)

Посмотрите, а вот ещё одна картина об осени этого же художника.

- Какое чувство  вызывает у вас это произведение – грустное или радостное?                                  

- Как Левитан, в своей картине, передаёт грусть, печаль осеннего периода? (тёмные краски, спокойный колорит)

- Как выдумаете, ребята, Левитан в этой картине изобразил раннюю или позднюю осень?

- По каким признакам вы это видите? Что происходит с природой?

Да, действительно, ещё недавно небольшая роща радовала своим многообразием осенних цветов: жёлтый, красный, золотой, бордовый и другие оттенки встречались в наряде деревьев и это видно по опавшей листве и по золотым верхушкам деревьев, видневшимся слева за елью. Теперь же только редкие листочки коричневого неяркого цвета одиноко дрожат на ветру. Деревья выглядят печально. Они прощаются с тёплыми деньками и готовятся встретить зимние холода.

Ну, что ж, ребята. Вот мы с вами и увидели, как художник с помощью красок сумел передать красоту осенней природы. А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу творческую мастерскую, где каждый из вас будет передавать так же, с

помощью красок, свое осеннее настроение.

Но прежде, надо нам с вами подзарядиться творческой энергией.

Я предлагаю вам всем превратиться в осенние листочки и устроить здесь настоящий бал осенних листьев, которые будут кружиться и летать под красивую музыку.

А теперь проходите в нашу мастерскую и занимайте то место, которое вам понравилось.  Я предлагаю вам сегодня создать коллективную работу, под названием  «Осенний коллаж». Посмотрите, я приготовила для вас вот такую картину, где изображен лишь ствол дерева, но здесь явно чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? Правильно, разноцветных, осенних листочков. Я предлагаю вам их изобразить, но нетрадиционным способом, с помощью своей ладошки и красок.          

  - Как это можно сделать? (ответы детей) Я предлагаю вам обвести свою ладошку карандашом на бумаге, а потом раскрасить ее красками. Затем мы с вами вырежем листочки и наклеим на  наше деревце, вот и получится у нас «Осенний коллаж».

- А какими красками мы с вами будем рисовать наши волшебные осенние листочки?

5.Этап закрепления знания

12 мин.

2.1

2.2.

2.3.

3.1.

3.2.

Непосредственно продуктивная деятельность детей,

Направляющая, ободряющая, коррекционная работа педагога.

Тогда слушайте музыку П.И. Чайковского «Осень. Октябрь» и творите……………

6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов НОД, самооценка детей).

2 мин.

3.2.

 Подведение итогов, создание сюрпризной ситуации.

Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чём говорили,что составляли)
- Репродукции  какого художника нам помогали это делать? 
(Левитана)

Посмотрите, какой в итоге красивый «Осенний коллаж» у нас с вами получился. Я вижу, что каждый из вас сумел передать красоту природы в этих осенних листьях яркими красками и выразил свое радостное настроение. И в заключение нашей с вами встречи, я приготовила для вас коробочку с сюрпризами и  хочу, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями и сказали, что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.

Использование нетрадиционной технологии - монотипии....

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.

Нетрадиционная техника рисования-монотипия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний пейзаж"

Закреплять представления детей о новом для них понятии – пластилинография...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"

Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст  Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...

Конспект занятия на тему:"Осенние пейзажи русских художников".

Знакомство с творчеством знаменитых русских художников. Это первое комплексное занятие из цикла "Времена года", мы говорим с детьми о красоте русской природы, о том, как русские поэты, худож...

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж"

Елена Владимировна Таратова Конспект занятия по изобразительной деятельности «Осенний пейзаж» для детей старшего возраста.Познавательное развитие: Уточнить и систематизировать предста...