Перспективное планирование по художественному творчеству (нетрадиционные техники рисования) для детей дошкольной группы (3 – 7 лет)
методическая разработка по рисованию на тему

Телякова Наталья Михайловна

Перспективное планирование по художественному творчеству (нетрадиционные техники рисования)

                                            для детей дошкольной группы (3 – 7 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                 Перспективное планирование по художественному творчеству (нетрадиционные техники рисования)

                                            для детей дошкольной группы (3 – 7 лет)  

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники рисования

Программное содержание занятия

Оборудование для рисования

Сентябрь

Цветик - разноцветик

Яблоки в саду

Осенний пейзаж

Листопад, листья кружатся, летят

Смешивание цветов

Тычок жесткой кистью, печатание пробкой

Оттиск печатками из ластика (старшая подгруппа 5-7 лет)

Оттиск поролоном по трафарету (младшая подгруппа 3-5 лет)

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими  и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печатание пробкой». Учить рисовать яблоню: листья- тычком жесткой кистью, яблоки- печать пробкой. Учить наносить один слой краски на другой. Учить узнавать и правильно называть цвета. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить с приемами печати печатками. Учить смешивать краски прямо на листьях. Закреплять умение сочетать в работе несколько материалов: мелки канцелярские, гуашь. Развивать творческие способности, эстетическое отношение к окружающему. Поощрять инициативность.

  Уточнить знания детей об основных цветах: красный, желтый и зеленый.  Познакомить детей с оранжевым цветом, с нетрадиционным способом рисования – оттиск поролоном по трафарету. Учить закрашивать шаблон. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к рисованию, к окружающему миру, желание отобразить красоту природы в работе, аккуратность.

Спектральный круг, лист А4 с нарисованным контура цветка, выполненным восковыми мелками, лист для смешивания красок, гуашь, баночки с водой, кисти, палитра, салфетки, разноцветные ленточки,

Лист бумаги А-4, пробки круглой формы разного размера, гуашь, жёсткая кисть, восковые мелки, баночки с водой, салфетки, иллюстрации яблони с яблоками, аудиозапись «Наша яблонька» муз.В.Герчик, В.Витлин.сл. Кагановой.

Лист бумаги А-4, печатки, канцелярские цветные мелки, гуашь, баночки с водой, салфетки, проектор, иллюстрации осеннего пейзажа, аудиозапись «Вальс с листочками» муз. Френкель Ян.

Трафареты листьев деревьев на листе А-4, прикреплённые к листу бумаги голубого цвета А-4, гуашевые краски жёлтого, красного, оранжевого, зелёного цветов, поролон, влажные салфетки, мольберт, осенние листья.

Октябрь

Ветка рябины

Вышла курочка гулять.

Эти удивительные штрихи (домашние животные)

Рисование пальчиками

Рисование ладошками

Графика

Упражнять в рисовании ватными палочками, пальчиками. Учить рисовать стебель и листья рябины.

Закреплять навыки рисования гуашью.

Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать интерес к рисованию, к окружающему миру.

Закрепить с детьми технику рисования ладошками; учить дорисовывать, создавать несложный сюжет; создать условия для экспериментирования с разными материалами; учить отражать свои представления в рисунке.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования графикой (штрихами, линиями, точкой). Вызвать интерес и эмоциональный отклик, на такой ее вид, как книжная графика.  Совершенствовать технические навыки рисования различными графитными материалами (маркером, фломастером, карандашом, углём, гелиевые ручки). Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах. Развивать фантазию и творческие способности детей.

Лист бумаги А-4, ватные палочки, гуашь, баночки с водой, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением куста рябины, ветка рябины.

Лист бумаги А -4 зелёных тонов,

гуашь, кисти разных размеров, салфетки, баночки с водой, иллюстрации с изображением курицы с цыплятами, аудиозапись игры «Цыплячья зарядка».

Презентация «Мир штрихов», маркеры, уголь, цветные карандаши, восковые мелки, гелиевые ручки, шапочки- маски собак, воздушные шары, обручи, кубы, дуги. Музыка: пьеса Н. Артоболевской «Дрессированные собачки», «Собачий вальс» (фольклор).

Ноябрь

Катится колобок по тропинке

Дождь идёт

3 медведя

Восковые мелки и акварель

Рисование ватными палочками с использованием техники монотипии

Рисование тычком (поролоном, жёсткой кистью)

Учить детей рисовать, располагая рисунок пот всему листу; закрепить умение рисовать деревья и округлые формы, плотно накладывать штрихи восковыми мелками; развивать умение передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки.

Учить детей создавать облачное небо, используя технику монотипии и с помощью ватных палочек, изменяя частоту размещения пятен, передавать такое явление природы, как дождь. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, чувство ритма, воображение, наблюдательность.

Закрепить навык работы в технике тычок поролоном, жёсткой кистью, побуждать детей передавать в рисунке сюжет знакомой сказки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать композиционные чувства, творческое воображение. Поощрять детское творчество, инициативность.

плотный лист белой бумаги а-4, акварель, восковые мелки, мягкие кисти, салфетки, баночки с водой, иллюстрации к сказке «колобок», аудиозапись «песни колобка».

Плотный лист белой бумаги а-4,

мягкие кисти, салфетки, баночки с водой, иллюстрации поздней дождливой осени, аудиозапись «музыка дождя» л. бетховин.

Альбомный лист А 3 (для младшей подгруппы с силуэтами 3 медведей разного размера), иллюстрации к сказке, гуашь, жёсткая кисть, кусочки поролоновых губок, баночки с водой, салфетки, простой карандаш и ластик (для старших детей), аудиозапись муз. игры «Мишка косолапый».

 .

Декабрь

Морозные узоры

Фантазии

Фотокопия (рисования восковой свечой + акварель)

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить детей с новой техникой рисования восковой свечой; учить кистью, ватой, или поролоном (по выбору детей) наносить краску на рисунок. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать чувство ритма, воображение, фантазию, внимание, зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в творчестве.  Воспитывать интерес к зимним явлениям природы, рисованию. Поощрять детское творчество, инициативность.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографией, показать её выразительные возможности.  Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Учить дорисовывать детали объектов, полученные в ходе спонтанного изображения для придания выразительного образа. Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования, развивать координацию и силу движений, творческие способности, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение. Поощрять детское творчество, инициативность.

Образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо от Снежинки, аудиозапись с музыкой о зиме.

Лист бумаги А -4, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, пластиковая ложечка, проектор,  рисунки из кляксы, игрушка из картона «Живая-Клякса», аудиозапись «Фантазия» Rondo Veneziano.

Январь

Праздничная ёлка

Зимняя сказка

Животные и птицы Антарктиды

Рисование вилкой

Рисование солью

Рисование верёвочкой

Учить детей рисовать вилкой праздничную ёлку, придавая ей пушистость; осваивать с детьми форму, цвет, как средства образной выразительности; развивать понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета, творческое мышление, мелкую моторику, внимание, память, воображение, фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность, отзывчивость. Поощрять детское творчество, инициативность.

Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Учить детей рисовать зимний пейзаж солью. Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.

Познакомить с новым необычным для рисования материалом. Учить аккуратно наносить клей на контур тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по контуру. Развивать цветовосприятие, координацию движений рук, мелкую моторику кистей рук.

Лист бумаги А -4, гуашь, кисти, фломастеры, цветные карандаши (на выбор детей),баночки с водой, салфетки, проектор, фото с изображением праздничной ёлки, аудиозапись хоровода «Каравай для ёлочки».

Тонированные листы формата А4, клей, кисточки, салфетки матерчатые, соль в волшебных мешочках по количеству детей, детские ложечки. Аудиозапись Чайковский «Январь».

Альбомный лист с готовым контуром, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка, разноцветные отрезки ниток, фломастеры, ножницы, аудиозапись игры. «Пигвинчики».

Февраль

Дуют ветры в феврале

Транспорт

Музыкальный рисунок

Кляксография и трубочка

Пуанситизм (рисование ватными палочками)

Рисование музыки

Учить детей с помощью трубочки раздувать кляксы по мокрому листу, используя зимние цветовые гаммы; вызвать интерес детей к нетрадиционным техникам изображения; развивать творческие способности, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, коммуникативные качества.

Поощрять детское творчество, инициативность.

Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками (точками). Учить рисовать чётко по контуру, закрашивать точечно. Развивать цветовое восприятие, внимание, творческое мышление, мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать аккуратность.

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие более ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и т.д.). Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

Лист бумаги А -4, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, пластиковая ложечка, трубочки коктейльные, проектор, рисунки из кляксы, аудиозапись «Февраль» Чайковского.

Лист бумаги А -4 с контурами различных видов транспорта, гуашь, тарелочки с ватными палочками, баночки с водой, салфетки, аудиозапись песни «Бибика» в исп. Гр. «Непоседы».

Альбомный лист, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, звукозапись с пением птиц, с шумом воды, «Две плаксы» Е.Гнесиной, музыкальной подвижной игры «Музыкальные змейки», игры «Шире круг».

Март

Букет для мамы

По полям бегут ручьи

Великая хохлома

Отпечатывание ладошки и стопы

Рисования на мятом фоне

Рисование с использованием копировальной бумаги

Закрепить умение использовать технику отпечатка в создании образа цветка; учить дорисовывать полученный отпечаток, используя знакомые приёмы рисования; развивать художественно-творческие способности, воображение, фантазию. Воспитывать любовь, заботливое отношение к матери. Поощрять детское творчество, инициативность.

Познакомить детей с новой техникой рисования на мятом фоне; закрепить умение рисовать концом ворса и всей его поверхностью; развивать мелкую моторику рук, композиционные чувства, цветовосприятие, воображение, наглядно-образное мышление. Поощрять детское творчество, инициативность.

Расширять знания детей о хохломской росписи, о элементах из которых составляется узор, о истории её создания; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования с использованием копировальной бумаги; вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционных техник рисования; закреплять умение аккуратно закрашивать получившийся рисунок.

Лист бумаги А -3, подносы с гуашью разных цветов, таз с тёплой водой для мытья ног, полотенца для ног, салфетки влажные, образец, песня «Танец с мамами».

Лист бумаги А -4, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, проектор, видеоматериал с иллюстрациями весеннего пейзажа, ручейков, аудиозапись «Музыка ручейка», игра «Ручеёк».

Бумага, (копировальная и простая белая) простые, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).

                                                                     Апрель

Звездное небо

Неизведанные планеты

Верблюд в пустыне

Печать по трафарету, набрызг

Рисование мыльными пузырями

Расчёсывание краски

Познакомить с техникой рисования «набрызг» Упражнять в комбинировании различных техник изображения. Развивать чувство композиции, колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение звездного неба. Поощрять детское творчество, инициативность.

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Поощрять детское творчество, инициативу.

Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон. Расширять представления детей о пустыне, развивать умения передавать свои впечатления в рисунке. Познакомить с новой техникой рисования – «расчёсывание» краски. Отработка плавного движения руки. Закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

Лист бумаги А-3, гуашь желтая, голубая, белая, мягкие и жесткие кисти, зубные щетки для набрызга, тампоны, трафареты звезд, фартуки, проектор, видеоматериалы с иллюстрациями звездного неба, аудиозапись космической музыки.

Альбомные листы, трубочки для коктейля, восковые мелки, пастельные мелки, карандаши, фломастеры, салфетки, средство для посуды, гуашь, кисти, баночки с водой, разноцветный мыльный раствор в баночках (для младшей попгруппы). Проектор, видеоматериал «Планеты», эпизоды из фильма «Тайны третьей планеты», музыка из фильма, Готовые работы по данной технике изображения.

Набор репродукций с изображением животных, птиц, растений пустыни, альбомные листы, баночки с водой, кисти №1, 4, салфетки, гуашь, стека с зубчиками или пластмассовая вилка, аудиозапись игры «У жирафа пятна, пятна…»

                                                                                           Май

Праздничный салют над городом

Подводное царство

Пейзаж у озера

Эти удивительные насекомые

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки и акварель, оттиск печатками из поролона и овощей

Монотопия

Пластилинография

Формировать представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. Закрепить свойства разных материалов: акварель и мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижения свободного движения руки в произвольном и заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное, воображение, внимание.

Поощрять детское творчество, инициативность

Продолжать знакомить с художественными техниками. Развивать чувство цвета, композиции, воображение.

Воспитывать чувство отзывчивости, аккуратность. Поощрять детское творчество, инициативность.

Закреплять знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с техникой изображения пейзажа – монотопией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Закрепить понятие, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, но и придумать его самому. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей, чувство гармонии и красоты, восприятие цвета, воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, творческую индивидуальность. Прививать аккуратность при рисовании.

Продолжать учить детей использовать в своих работах нетрадиционные методы рисования (рисование пластилином), формировать умение изображать насекомых при помощи тонких жгутиков пластилина, закрепить умение раскатывать тонкие жгутики из пластилина, развивать воображение, творчество у детей; расширять словарь детей по теме: «насекомые», развивать связную речь детей. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Репродукции с изображением салюта, восковые мелки, акварель, баночки с водой, салфетки, лист белой бумаги А-4.

Лист белой бумаги А-4, восковые мелки, акварель, гуашь, несколько видов печаток из поролона и овощей в виде рыбок, кисти, иллюстрации с изображением рыб. Аудиозапись игры «Осьминожка».

Проектор, экран, видеозапись иллюстраций пейзажа, отраженного в озере, гуашь, кисточка, ёмкость с водой, тряпочка, палитра, альбомный лист с линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована в голубой цвет (небо), нижняя синим (вода)

Пластилин разного цвета, стеки, дощечки для лепки, 1/2 альбомного листа, простой карандаш, ластик, иллюстрации с изображением насекомых.

                                                            Июнь

Полевые цветы

Мой любимый сказочный герой

Витражи для терема Лета

Рисование на наждачной бумаге

Тиснение

Клеевые картинки

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования цветными, восковыми карандашами на наждачной бумаге. Развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию, интерес к предмету. Воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, коммуникабельность, аккуратность. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать необычным способом

Дать знания о нетрадиционной технике изображения «тиснение», учить отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. Закреплять умения вырезывать из картона детали фигуры героя. Вырабатывать навык работы восковыми мелками, ватной палочкой, концом кисти. Развивать конструктивные способности в составлении портрета героя из частей, творческие способности. память, воображение. Формировать эстетическое отношение к сказочным героям.

Средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой её выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. Развивать творческие способности, цветовосприятие, мелкую моторику рук.

Наждачная бумага-мелкозернистая, цветные карандаши, восковые мелки, точилка, кисть, наглядное пособие «Полевые цветы», ваза с цветами для рефлексии, магнитная доска.

Картон, ножницы, пластилин, доски для лепки, восковые мелки, альбомные листы, ватные палочки, кисти тонкие, гуашь, салфетки, вода, образец, проектор, видеоматериал со сказочными героями.

Альбомный лист, акварель, кисти, салфетки, баночки с водой, клей ПВА, простой карандаш, аудиозапись «Песенка о лете» муз. Е.Крылатова.