Ознакомление с декоративно –прикладным творчеством «Ярмарка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Тертова Елена Михайловна

КОНСПЕКТ  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образовательная область  «Художественно эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oznakomleniyu_doshkolnikov_s_dekorativno.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

                            Частное дошкольное образовательно

«Детский сад№233 ОАО «РЖД»

                                   КОНСПЕКТ                                                                                   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ                    

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область                                                                      «Художественно эстетическое развитие»

ТЕМА: Ознакомление с декоративно –прикладным творчеством                           «Ярмарка»

Средняя группа.

   

                                                             Воспитатель: Тертова Е.М.

                                            Улан – удэ

                                                 2016г

Программное содержание:

1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
2.Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России.                                                                                                  3.Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. 
4. Продолжать учить расписывать силуэт дымковской игрушки.
5.Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами.                                                                                    6.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, картинка с изображением Факуруму, атрибуты для народных танцев( шапки, платочки), аудиозаписи песен: “Ярмарка”, “У матрешки розовые щечки”, “Русская плясовая” , “Ивушки “,магнитофон, краски, палитры, силуэты дымковских игрушек для росписи, кисти, непроливайки, салфетки для рисования, угощения(сушки, конфеты, баранки), русский народный костюм для воспитателя.
1.Организационный момент
Дети входят в группу, воспитатель встречает их в народном костюме. 
Звучит музыка ‘’Ярмарка‘’.
– Ребята, послушайте какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка? 
Дети:-Нет.                                                                                                                                        Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу! 
Дорогие гости!
А также ребятишки , девчонки и мальчишки! Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
- Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда. 2. Рассказ воспитателя о хохломской посуде.
- Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская)
- Ребята, такая роспись называется –хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете откуда появилась хохломская посуда?
Дети:-Нет.                                                                                                                                          Воспитатель: - Давайте мы сейчас присядем и послушаем. (Дети садятся на стульчики) Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали:
- Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки?
А их спрашивали: - Откуда посуда?
Мастера отвечали: 
- К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде. А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали. 
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду.
- Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’, ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры) Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать , как музыкальные инструменты?
Дети: - Деревянные ложки.
- А вы на ложках играть умеете?
- -Да.
- А со мною поиграете? -Да.
Ребёнок: Съел я кашу из плошки, взял расписные ложки!
Плясовую заводите и друзей своих зовите!
3. Исполнение детьми танца с ложками. (Музыкальное сопровождение ‘’Русская плясовая’’) Воспитатель хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка.
4. Знакомство детей матрёшкой.
Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой.
- Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка.
Здесь игрушки не простые,
А волшебно-расписные, Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостях
Как скажите всех их звать? (Матрёшка)                                                                                    Правильно , ребята, это матрёшка.
Словно репа она круглобока
И под алым платочком на нас 
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок глаз.
Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока!
А внутри секретик есть, 
Может три, а может шесть.                                                                                                           Разрумянилась немножко                                                                                                      Наша русская матрёшка.                                                                                                                                        - Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе) Дети, появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму. ( Демонстрация картинки с изображением Факуруму) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками. А мне известно. Что на нашей ярмарке матрёшки танцевать умеют. Правда? Ну , матрёшки, выходите! И для всех гостей спляшите!
5.Танец ,,Матрёшки “(музыкальное сопровождение ,,У матрёшки розовые щёчки ‘’)
- Ох, молодцы, матрёшки! Ох, красавицы! А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё.
Дети проходят к следующему столу, стол накрыт салфеткой.
- Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, мы узнаем, если разгадаем загадку. Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники , и ребетня, Собачки, гусары и рыбы,
Отгадайте, что здесь, друзья!
Дети: - Дымковская игрушка. Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! Называется она так, потому что придумали её в селе Дымково.
Все игрушки не простые,
А волшебно –расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.
- Какие элементы дымковского узора вы знаете? Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка. - Дети, посмотрите, на нашу ярмарку попали нерасписанные игрушки! Нужно срочно это исправить! Давайте присядем за столы и украсим наши игрушки дымковской росписью.
6. Продуктивная работа по изодеятельности.
Дети садятся за столы, на которых лежат силуэты дымковских коней и баранов, кисти, краски. Воспитатель напоминает детям технические приёмы рисования. Дети украшают силуэты элементами дымковской росписи. Звучит спокойная музыка.
7. Заключительная часть.
- Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера!
Наша ярмарка большая 
И чего в ней только нет!
Не видать конца и края - 
Море сушек и конфет!
Для всех гостей на удивленье! Приготовлены здесь угощенья!
звучит музыка ,,Ярмарка’’, воспитатель угощает детей конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством "Расписные узоры"

Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста об изделиях народных мастеров (гжельская, городецкая, хохломская, жостовская росписи). Развитие творчества детей....

Отчет о проводимой работе по ознакомлении с декоративно – прикладным и фольклорным видами искусства русского народа.

Работа по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладного и фольклорному видам искусства русского народа. Работа проводится с учетом реализации межпредметных связей по разделам....

Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...