Главные вкладки

    Учебно-методический материал по рисованию на тему:
    Семинар-практикум Тема: «Обучение детей технике рисования».

    Анциферова Ия Юрьевна

    Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительных свойств позволяет детям более эффективно использовать свои навыки при отражении в рисунках впечатлений об окружающей жизни. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_detey_tehnike_risovaniya_konspekt.doc120.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»

    Семинар-практикум

    Тема: «Обучение детей технике рисования».

    Ответственный: педагог по ИЗО Новикова И. Ю.

    (Консультанты: Оя И. В., Трифонова О. Г.)

    2017 год

    (Слайд 2) «Каждый ребенок — художник.

     Трудность в том, чтобы остаться художником,

    выйдя из детского возраста»
    Пабло Пикассо

    (Слайд 3) Цель:

    Повышение профессионального мастерства педагогов в обучении традиционной технике рисования.

    Задачи:

    - Напомнить о важности традиционных материалов для рисования и способах их использования.

    - Познакомить педагогов с методикой вариативного показа рисования Силивон В. А.    

                       

    (Слайд 4) План:

    I. Теоретическая часть:

    1. Введение в тему.

    2. Традиционные материалы для рисования и способы их использования.

    3. Знакомство с методикой вариативного показа Силивон В. А.  на основе пособия «Когда ребёнок рисует».

    4. Вывод.

    II. Практическая часть.

                    - Обсуждение программного содержания НОД - разделить технические и изобразительные задачи;

         - Элементы мастер-класса: отработка линейного и конструктивного метода изображения графическим и живописным способами;

    - Самостоятельная работа педагогов по подгруппам: рисование различных  изображений, используя вариативные методы.

    III. Проект решения.

    IV. Рефлексия «Радуга настроения»

    Ход семинара-практикума:

    1. Введение в тему.

    (Слайд 5)         Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке максимально.

             Педагог должен вести себя так, как будто вся группа состоит из будущих художников. В этих условиях наиболее одарённые дети скорее найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

     

    (Слайд 6)        Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

              Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительных свойств позволяет детям более эффективно использовать свои навыки при отражении в рисунках впечатлений об окружающей жизни. Прежде всего, работа должна строиться с овладения детьми техническими навыками рисования, как одной из составляющих изобразительной грамоты. И только затем необходимо подводить их к осознанному выбору техники для создания своего рисунка, будь она традиционной или нетрадиционной.

            Применение нетрадиционных (неклассических) техник в изобразительной деятельности стало уже традиционным явлением в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Это связано, прежде всего, с быстротой получаемого результата, высоким эмоциональным эффектом, повышающим интерес детей к рисованию и удовлетворение от работы. Нетрадиционные материалы и техники не отрицают классических, а являются для ребенка таким же, как и традиционные, проводником в мир искусства. Но позволяют с помощью довольно простых манипуляций с изобразительными материалами создавать очень выразительные образы. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности ребёнка. На самом деле в нетрадиционных техниках наблюдается огромный выразительный потенциал, но использовать их нужно очень аккуратно, поскольку спонтанность и внешняя эффектность полученного изображения может спровоцировать в детях легкомысленное отношение к творческому процессу.

             Мы как раз поговорим о традиционных техниках рисования и живописи, так сказать, об изобразительной грамоте.

    Скажите, что значит рисование? Что входит в это понятие?

    (Слайд 7) В понятие «рисование» включены занятия графикой и живописью. В первом случае используются графические материалы (карандаши, мелки, фломастеры, масляная пастель, сангина…), во втором – кисти и краски. Графика или рисунок выполняются преимущественно твёрдыми красящими материалами посредством линии и штриха. Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, включает в себя массу разнообразных техник, в дошкольном учреждении представлена гуашью и акварелью.

    Материалы, которые мы предлагаем детям для творчества, имеет свою специфику, свои выразительные возможности. С этим мы с вами и знакомим детей на своих занятиях, где решаем технические и изобразительные задачи.

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете технические задачи и, что, по вашему мнению, означают -  изобразительные?

    Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Следовательно, с изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.

    (Слайд 8) Под техникой рисования следует понимать владение материалами и инструментами, способами их использования для решения изобразительных задач и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

    (Слайд 9)                    2. Традиционные материалы для рисования и способы их использования.

    (Слайд  10) - Карандаш. Впервые обратить внимание, как малыш умеет держать карандаш, следует еще в двух - трехлетнем возрасте. Это благоприятное время для корректировок. Нужно чуть подправить, и далее навык станет рефлекторным. Переучить пятилетнего сорванца уже сложнее. Большинство малышей сначала держат карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью.

    (Слайд 11 – карандаш в руке) Правильный захват карандаша (щепотью) выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец — с другой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

    При работе с карандашом рука чувствует сопротивления материала. Карандашом можно  очертить контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение цвета достигается изменением силы нажима на карандаш, закрашивание рисунка связано с многократным повторением движения (штриховка).

    (Слайд 12 - мелки) - Восковые мелки - интересный графический материал для рисования. Восковые мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию, юным художникам почти не потребуется нажима для четкой и яркой линии. Хватает их надолго, к тому же они почти не пачкаются, не липнут к рукам, не крошатся. Для детей старшего возраста восковые мелки представляют интерес при работе в смешанной технике с акварелью. Очень хорошо подходит для рисования с детьми младшего дошкольного возраста. Их особенностью является так же то, что они достаточно толстые, часто бывают трёхгранными, (для чего именно трёхгранные, как вы думаете?) что помогает ребёнку научиться правильному положению пальцев при рисовании. Для малышей существуют варианты коротких трёхгранных мелков либо цветные камушки, что так же обеспечивают правильный захват щепотью.

    (Слайд 13 - самоучка) Для облегчения обучения правильного положения карандаша в руке ребёнка существуют современные приспособления в виде силиконовых насадок на карандаш (так называемые ручки-самоучки).

     (Слайд 14 - кисти) - Кисти. Для рисования детям дают кисти разных размеров (мягкие - круглые и плоские; жесткие щетинные – круглые и плоские). Рисование мягкой кистью не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительно. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе с карандашом. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затрат усилий. Очень важно отметить, что рисование кистью очень облегчает работу маленькому художнику, так как в этом возрасте сила и точность рук плохо сформирована. Но зато работа с кистью уменьшает ощущения характера движений. Линия контура при рисовании краской часто получается недостаточно четкой. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей, надо научить их владеть различными способами работы кистью.

            Скажите, что, по вашему мнению, важнее, научить ребёнка рисовать карандашами или кисточкой и красками?

             Часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. Так, если чаще отрабатывается техника карандашного рисунка, то дети переносят её на работу с кистью. Например, при рисовании вертикальных и горизонтальных линий направляют кисть перпендикулярно линии, что даёт, естественно, неровную линию, а закрашивая рисунок, дети часто водят кисть туда обратно с нажимом, не отрывая её от бумаги, как при закрашивании карандашом и даже царапают свой рисунок. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить работать и карандашом, и кистью, подчеркивая различия межу ними.

    (Слайд 15 - краски) - Гуашь. Первые краски, с которыми знакомятся малыши и которыми учатся рисовать - гуашь. Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания её можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон, того или иного цвета, к краске добавляются белила. Гуашевыми красками рисуют во всех группах детского сада. В младших группах при рисовании гуашью дают в готовом виде 3-4 цвета. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре. Основные технические приёмы работы с гуашью – «лессировка» и «сухая кисть». Лессировка – это нанесение разных оттенков или цветов последовательно, с переходом от одного к другому, пока краска не подсохла. Сухая кисть – выполнение рисунка гуашью без добавления воды.

             А в каком возрасте вы даёте детям акварель? Акварель - это нежная, прозрачная краска, которая позволяет делать рисунки с плавными лёгкими цветовыми переходами. Для создания рисунка кисть необходимо насыщать краской и водой, линии следует проводить один раз. Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. В саду с акварелью детей знакомим со средней группы, например, создаём живописный фон. Учимся техническим приёмам работы по сырому и по сухому.

              Чтобы дети хорошо усвоили способы работы кистью и красками, в раннем возрасте нужно проводить познавательное занятие «Королева кисточка». На этом занятии ребята узнают, что любит и чего не любит кисточка, как ей правильно пользоваться. Например, то что вести кисть можно только в направлении по ворсу, а не против ворса – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивые; хорошо промывать кисть от краски, но нельзя оставлять её надолго в воде, так как она быстро придет в негодность и т. д.        

    (Слайд 16) Чтобы воспитать сознательное отношение к своей творческой работе, необходимо чаще предлагать детям самим показывать, как надо держать кисть, карандаш, как пользоваться красками, и как нарисовать тот или иной предмет.

     (Слайд 17) Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества, учитывая ФГОС, - это разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

    Мы с вами говорили о значении технических навыков, теперь речь пойдет об изобразительных задачах.

    (Слайд 18) Некоторые особенности детского рисунка и приемы оказания помощи в его совершенствовании.

    Когда с маленьким ребенком надо начинать заниматься рисованием? Что он рисует обычно? Почему ребенок может без конца изображать одно и то же? В каком случае рисунок считается интересным, талантливым? Нужно ли помогать детям, когда они рисуют? Какой должна быть помощь взрослого? В каком случае необходим показ взрослого, и каким он должен быть? Эти и другие вопросы часто задают педагоги дошкольных учреждений, а также родители, обеспокоенные слабыми и непривлекательными рисунками своих детей.

             Второй год жизни. Взрослые должны знать, что рисунок ребенка в этом возрасте вначале не имеет изобразительного характера. Малыша привлекает только манипулирование и игра с карандашом и бумагой: чирканье, постукивание. Дети с удовольствием наносят случайные штрихи, линии, мазки. Для того чтобы повысить интерес к процессу рисования, сделать его более устойчивым, взрослому надо замечать, и обращать внимание ребёнка на то что его каракули на что-то похожи: «Кто здесь пробегал, чьи это следы?». Провоцируйте самого ребенка присматриваться к своим случайным штрихам и делать попытки к узнаванию: «Кто это такой лохматый?»

    На третьем году жизни, помимо манипулирования с материалами, появляется преднамеренность предметного или близкого к нему изображения. Чтобы ускорить этот процесс, продолжайте учить узнавать в штрихах и линиях знакомые образы, спрашивайте ребенка, что он рисует; весьма эффективным является прием совместного творчества (дорисовывания). Найдя в начертаниях хотя бы намек на образ, малыш испытывает непомерную радость. Необходимо продолжать играть с ребёнком, например, рисуя тучку, чтобы он дорисовал дождик, проговаривая при этом: «кап-кап», вы – дорожку, ребёнок – следы на ней «топ-топ»…

    Можно уже учить изображать округлые линии, зигзаги. Знакомим с гуашью, наливая краску в розетку до 2/3 ворса кисточки. Учить держать кисточку: за самое толстое место чуть выше железного наконечника, не сжимать, удерживать ее тремя пальчиками, работать с краской аккуратно, набирать на ворс краски столько, чтобы не капало; бумагу желательно давать цветную (тонированную) плотную. Это способствует созданию более красочного рисунка, развитию у детей эстетического чувства цвета, а также формированию эмоционально-положительного отношения непосредственно к самому процессу рисования.

    Четвертый год жизни. Для детей трех лет процесс изображения различных объектов еще также труден. У них отсутствует необходимая координация движений рук, слабо развиты зрительная ориентация, точность восприятия отдельных объектов. В этом возрасте дети проявляют интерес к содержательной стороне рисунка. Это связано с их возросшими графическими возможностями: они начинают рисовать замкнутые, формообразующие линии, следовательно, могут передать в рисунке несложные по конфигурации и форме предметы, состоящие из одной или нескольких частей. Если ребенок «не видит» форму предмета, подскажите ее - обведите рукой контур, «порисуйте» вначале в воздухе. Рисунки детей четвертого года жизни уже отличаются более ясной конструктивной формой. Но рисуют они, как правило, быстро, изображают предметы неточно,  схематично, стремясь нарисовать не столько предмет, сколько выразить интересную для него ситуацию по поводу этого предмета. Как правило, ребёнок рисует предметы, совершающие определенные движения, издающие звуки, одним словом, они для него — «живые». Поэтому часто не замечают допущенных ими в изображении ошибок. Функциональность предмета преобладает над всеми остальными признаками, ребёнок может забыть нарисовать нос, уши, туловище, так как они малоподвижны, поэтому на рисунках человечки-головоноги. В этой группе преобладает конструктивный способ изображения: все из отдельных частей.  Им легче изобразить мишутку, состоящего из нескольких, но четко выраженных, отдельных частей, чем рыбку, имеющую слитную, но недостаточно ясную форму. Ближе к четырем годам у детей интенсивно возрастает интерес к закрашиванию - штриховке, которую они выполняют фломастерами, мелками, карандашами. Важно научить детей на этом этапе правильно удерживать эти инструменты.

    (Слайд 19 - средняя гр.) Пятый год жизни. У ребят в этом возрасте уже накоплен небольшой жизненный опыт. Вы им постоянно читаете сказки, стихи, небольшие рассказы. Они смотрят мультфильмы; становятся более внимательными к своему окружению, способны выделить главное, существенное, отдельные детали, сравнить их, сделать некоторые обобщения. Соответственно в рисунке появляются подробность, детализация, связность. Продолжает развиваться координация движений руки по размаху, силе, скорости. Однако ребёнок, в этом развитии пока не достигает той степени, когда он может справиться с пропорциями, точной передачей размеров, соотношений отдельных частей. Так же неточности прослеживается и по отношению к цвету. В одном случае цвет подбирается соответственно реальному, в другом — побеждает эстетическое и эмоциональное отношение к нему: «Рисую таким цветом, потому что он красивый». Основные трудности в этом возрасте связаны с появлением у детей интересных замыслов, но отсутствием у них достаточных для этого изобразительных умений, заключающихся в поиске выразительных средств, при создании образа, способов изображения отдельных предметов, заполнении больших плоскостей (закрашивание, штриховка, а также композиция), построении сюжета.

    Если ребенок затрудняется в изображении чего-либо, помогите с помощью вариативного показа. Показ здесь может быть ограниченным, частичным, необходимо фиксировать только тот момент, который у ребенка никак не получается. Вариативность показа выражается в разных способах изображения какого-нибудь одного элемента.

    Самый трудный момент для ребенка во время рисования — это начало. И часто из-за того, что ребенок не знает, как начать рисунок, у него исчезает желание и интерес его выполнять. Помочь в этом можно при помощи направляющих вопросов, беседы с ребенком. Например, ребенок собирается рисовать жирафа. Можно задать вопрос: «Что у жирафа самое примечательное?» «Шея», — считает ребенок. «Замечательно, вот и начинай рисовать шею, а потом дорисовывай к ней все остальное». Так у ребенка появляется новый способ изображения: от самого интересного ко всему остальному. Овладение такой последовательностью изображения — новый этап в развитии детского рисунка.

    Чтобы рисунок ребенка был содержательным более конкретным, предложите рассказать, о чем он собирается нарисовать. Его рассказ вы уточняете и конкретизируете вопросами: где это происходит (в лесу, на улице)? Когда (зимой или летом)? Что герои делают? Во что одеты? Какое у них настроение?

             В этом возрасте приучайте детей к качественной обработке рисунка – исправить неровную линию, аккуратнее закрасить. Часто взрослые, стремясь улучшить детский рисунок, делают замечания: у человека плечи шире головы, ты забыл нарисовать шею; или ствол у дерева книзу шире, кверху уже и т. п. Ребёнок, конечно, нарисует и шею и плечи, но всё получится явно преувеличено: шея будет длинной, плечи огромных размеров, а ствол у дерева будет треугольным, как морковка. Опыт работы показывает, что излишняя детализация в этот возрастной период, ориентация на реальное соотношение частей приводит к появлению таких гипертрофированных изображений.

    В этом возрасте дети учатся рисовать гуашью, использовать разные цвета, получать разные оттенки цвета, смешивая его с белым.

    (Слайд 20 – р-в гр.) Шестой год жизни. У старших детей характер изобразительной деятельности значительно изменяется. Это — наивные реалисты. В отличие от четырехлетних детей они более наблюдательны. Умеют заметить и выделить мельчайшие подробности, быстро сравнить, найти отличия и сходство, способны также к продолжительным наблюдениям, любованию, созерцанию. Их все больше волнует эстетическая сторона явления, предмета, они могут уловить настроение, состояние природы, человека, животного. Обнаруживается и повышенный интерес к окружающему миру, желание отразить его таким, каким увидели и запомнили. Появляется пластика, движения рук более координированы. Они могут выполнить наброски линией, сознательно регулировать силу нажима, размах руки и т. д. Движения руки начинают подчиняться глазу. Благодаря этому значительно повышается качество рисунка. Дети уже могут передать характерные и наиболее отличительные признаки каждого объекта, основные пропорциональные соотношения частей, выделить различие отдельных предметов по величине и их пространственные отношения: ближе — дальше, больше — меньше, а также изобразить человеческую фигуру в движении. В этом возрасте можно предлагать уже рисовать с натуры. Нарисовать с натуры дети могут несложные предметы, имеющие хорошо выраженную форму, цвет и другие признаки: разноцветные листья, овощи, фрукты, вазу с цветами, игрушки. При рисовании с натуры не требуйте от детей ее буквального воспроизведения. Им это пока сложно. Главная цель рисования с натуры — побуждать ребенка к передаче только наиболее характерных и отличительных признаков (форма, строение, окраска).

    (Слайд 21- подг. гр.) В возрасте шести лет детей все больше начинают привлекать события общественной значимости, фантастические темы, возможность выразить в рисунке свои богатые замыслы, знания, представления, отношение к полюбившимся героям сказок. В рисунках появляются сложные по конструкции, многоплановые изображения. Появляется избирательность изобразительных средств. Одни предпочитают работать только красками, других привлекает графика. Это отражается и в манере, способах изображения. Одним рисункам присущи строгость линий, детализация, симметрия, плановость, для других характерна экспрессивность, неопределенность в начале работы, а затем быстрое, смелое и раскованное, с бесконечной импровизацией рисование. В чем выражается помощь на данном этапе? Прежде всего, необходимо повышать глубину знаний об окружающем мире, различных явлениях и событиях, конкретизировать их, предлагать их изобразить.

    Самые сложные предметы советуйте рисовать способом от простого - к сложному, от главной линии — ко всему остальному или выполнять изображение сразу одним, неотрывным движением. Последний прием довольно сложный, но очень эффективен, он приучает глаз быть постоянно внимательным и точным.

    Таким образом, при условии систематической помощи со стороны взрослого можно постоянно побуждать детей к созданию интересных и выразительных рисунков.

    (Слайд 22) Основные рекомендации к показу различных способов изображения.

             Всегда ли нужен показ? Каким он должен быть, чтобы не «погасить» самостоятельность и творческий поиск ребёнка? Эти вопросы наиболее часто  возникают у педагогов.

             Первое пожелание: не злоупотреблять этим приемом. Пользоваться им очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изображения. Максимально побуждайте детей к самостоятельному нахождению различных способов изображения. Всячески поощряйте за оригинальное и своеобразное решение.

             Второе пожелание: вместо прямого показа чаще используйте иллюстративный материал, выразительные игрушки, художественное слово и другие средства.

    Третье пожелание: при показе ориентируйтесь не только на возраст детей, но и на некоторые психологические особенности ребят: у одних преобладает конструктивный способ изображения (все из отдельных частей), другие предпочитают целостный способ, третьим нравится обобщенность или декоративность в рисунке и т. д.

    Показ — это не догма, «только так, а по-другому нельзя». Наоборот, показ — это толчок к поиску, действию: «Я умею так,— говорите вы,— и так, а вы попробуйте нарисовать по-своему». Важно, чтобы показ был вариативным, это должен быть совет, помощь, беседа, это одновременно учение и игра. Показ — это и толчок для ребенка к рождению будущего образа, будущего рисунка, формирующий положительное эмоциональное отношение, желание рисовать. Важно помочь ребенку увидеть, что определенный прием, способ изображения продиктован характером, особенностями, поведением объекта изображения, т. е. показ должен быть причинно обусловленный.

    (Слайд 23) 3. Вариативные способы изображения различных объектов с учетом особенностей и возможностей каждого возраста.

    Младший возраст.

    (Слайд 24) Таблица 1 - схема рисования деревьев для младшего возраста. Цель: показать детям возможные варианты рисования лиственных и хвойных деревьев.

    (Слайд 25) Таблица 2 – схема рисования округлых предметов. Цель: показать детям способы рисования округлых предметов, состоящих из нескольких частей. Закрашивают рисунок дети самостоятельно, после уточнения с ними возможных способов.

    Средняя группа.

    (Слайд 26) Таблица 10 - схема рисования деревьев для среднего возраста. Цель: побуждать детей,  рисуя деревья, передавать их основное строение: у дерева есть ствол, крона; от ствола растут ветки, на веках – веточки, на веточках – листья. 

    Помогите  ребенку заметить, что выбор варианта или способа изображения определяется художественной задачей (дерево зимой, летом или осенью). Подскажите, используя образное сравнение, - «листики, словно бусинки, окружили веточку» и т.д. 

    (Слайд 27) Таблица 13 схема рисования птиц для детей средней группы. Цель: побуждать детей, замечать, что вариативность изображения одного и того же объекта часто обусловлена его природным многообразием; учить детей в процессе рисования домашних птиц (петух, курица, утка) и летающих птичек конструктивному или силуэтному способам изображения. Учите переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы или особенности художественного образа (петушок гордый, красивый, курочка скромная). Показать, как можно легко изменить позу, а, следовательно, и образ птицы, нарисовав шею и голову в другом положении.

    (Слайды 28, 29) Таблица 14, 15 – схемы рисования разных животных. Цель: учить детей выбирать определенный способ изображения (конструктивный или частично целостный) хорошо знакомых им животных в зависимости от их строения и позы. Посоветуйте вначале создать общую схему рисунка, а затем перейти к конкретной детализации.

    (Слайд 30) Таблица 19 схема рисования человеческой фигуры. Цель: побуждать детей выбирать определенный способ изображения (конструктивный или частично целостный) человеческой фигуры, передавать простейшие движения, рисовать некоторые детали одежды.

    Старший возраст.

    (Слайды 31, 32) Таблица 24, 25 – схемы рисования деревьев для старшего возраста. Цель: продолжать развивать изобразительные способности детей, учить замечать, что характер и построение рисунка чаще всего определяются характерными отличительными особенностями изображаемых объектов, их образностью. Приближать рисунок к реалистическому изображению. В процессе рисования деревьев, учите детей отмечать характерные особенности различных пород и видов деревьев: береза стройная, ветки у нее гибкие; дуб и кедр могучие, сучья и ветки крепкие; сосна высокая и стройная, ветки у взрослой сосны расположены только вверху, а у молодой – по всему стволу.

    (Слайды 33, 34, 35) Таблица 28, 29, 30  схемы рисования птиц. Цели: показать детям возможности конструктивного способа в рисовании некоторых птиц; учить видеть, что данный способ пригоден (удобен) в рисовании тех видов, у которых хорошо выражены каждая часть и их форма, научить детей изображать птиц с помощью неотрывной контурной линии, частично целостным или целостным (силуэтное изображение) способами. Подчеркните, что данный способ удобен при рисовании быстро летающих птиц, где туловище и голова сливаются воедино, а также тех, у которых четко обозначен силуэт и контурная линия может плавно переходить от одной части тела к другой (ласточка, голубь, утка, лебедь).

    (Слайды 36 - 41) Таблица 32 - 39 – схемы рисования животных. Цели: учить детей изображать разнообразных животных конструктивным и линейным способами, выделять самую главную линию, передающую суть позы, действий животного. Подчеркните, что тот или иной способ изображения «диктуется» прежде всего строением животного, его пластикой, особенностями внешнего вида, объемностью форм, а также определяется тем, что животное делает (бежит, лежит, прыгает, щиплет траву или др.).

    (Слайд 42) Таблица 41 – 44 схемы рисования людей. Цели: дать детям представления о том, что в процессе рисования фигуры человека необходимо передавать ее основное строение, пропорциональное соотношение частей тела, разницу в росте, положение корпуса тела и лица анфас, в профиль, в активном движении и т. д. Показать детям возможные способы рисования фигуры человека (конструктивный, частично-целостный, схематичный, от главной линии и т. д.), с помощью которых, можно передать любую позу.

    На 41-ой таблице представлены фрагменты упражнений «Как мы делаем утреннюю зарядку». Предложите поочередно описать словами каждое упражнение (основная стойка, наклоны туловища в стороны, приседания, наклоны вниз и т. д.), а затем последовательно зарисовать каждую позу. В процессе этих упражнений дети постигают важные вещи:  проговаривание слов, сопутствующих изображению, является своеобразной опорой в поиске необходимой линии: наклонился, согнул колени, расставил ноги шире плеч и т. д. Таким образом, дети учатся точному следованию рисунка за словом; начинают улавливать общие закономерности изображения любого движения.

    (Слайды 43 - 45)

    (Слайд 46 – обложка) Хочу вам порекомендовать книгу, автор которой, преподаватель МГПИ им. А. М. Горького, Силивон Валентина Артёмовна. У меня в руках распечатанный электронный вариант книги, изданной в 1990 году в Беларуси. Называется она «Когда ребёнок рисует».

    Пособие, изданное в виде альбома, написано в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, логическим продолжением которой, является программа «От рождения до школы». Автор, предлагает методические рекомендации по развитию ребенка средствами изобразительного искусства, раскрывает основные требования к одному из приемов оказания помощи ребенку в развитии его изобразительных умений — вариативному показу, дает таблицы для практического использования. Предназначено для воспитателей дошкольных учреждений.

    (Так же Силивон Валентина Артёмовна является автором книг для работы с дошкольниками «Пластилиновая страна Лепилка», «Как рассматривать иллюстрации».)

     

    (Слайд 47) 4. Вывод:

    Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества. Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.  Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. 

    Все мы хотим, чтобы ребенок, подрастая и развиваясь, учился видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии. Именно изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

    Так же стоит отметить, что эволюция навыков традиционного рисования у ребёнка напрямую связана с развитием его речи и письма. Следовательно, рисование является первым этапом в обучении ребёнка письму, а насколько он будет успешным – зависит от педагога.

    II. Практическая часть.

                    1. Обсуждение программного содержания НОД «Чебурашка» по рисованию в старшей группе. Цель: разделить технические и изобразительные задачи.

    Прежде чем приступить к практической части, хочу акцентировать ваше внимание на технических и изобразительных задачах, и те и другие должны быть в разработке ваших занятий. Предлагаю взять программное содержание любого занятия и разобраться, что тут является техническими задачами, а что – изобразительными.

    2. Демонстрация различных способов изображения: 

    - Линейный способ, контурной линией, переходящей из одной части тела в другую, конструктивный, частично-целостный… на примере рыбки, птиц (ласточка, утка или гусь, лебедь). Показать, как нарисовать птиц в разных позах (утка спит, плывёт, бежит, вытянув шею, или щиплет траву) – графическое изображение.

    Показ рисования кисточкой и красками животных в движении (заяц, кот, лиса), варьируя цвет и размер, демонстрируя общий для всех способ – широкий полукруглый мазок (спина, передние и задние лапки). Так же показать этих же животных спящих (на основе горизонтально расположенного овала).

    3. Предложить педагогам выполнить рисунки на выбор (птиц, животных, фигуру человека в разных позах) различными способами.

    III. Проект решения семинара-практикума: Рекомендовать педагогам совершенствовать методы обучения  навыкам традиционного рисования в работе с дошкольниками, активно используя метод вариативного показа.

    Пожелание: Пусть каждый ваш рабочий день будет насыщен вдохновением, которое поможет творческому взлёту ваших воспитанников.

            IV. Рефлексия. Уважаемые коллеги, предлагаю вам, перед выходом из зала выразить своё впечатление от нашего семинара на «радуге настроения», разместив на ней смайлик, соответствующий вашим эмоциям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования

    Развитие творческого воображения детей ведется на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на НОД по изобразительной деятельности. Данный опыт может быть использован воспита...

    Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.

    Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.   Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками зани...

    Исследовательски-творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования

    Развитие  детского творчества,  является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивид...

    Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста

    Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.        Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками ...

    Обучение детей технике рисования

    Материал предназначен для ознакомления с правилами обучения детей технике рисования....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Обучение детей технике рисования»

    Для создания рисунка необходимо дать детям не только представление о предметах и явлениях, но и развивать графические навыки и умения....

    Обучение нетрадиционным техникам рисования детей дома

    Семинар-практикум для родителей старшей, подготовительной группы...