Конспекты занятий по обучению детей техникам нетрадиционного рисования
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Якимова Галина Динисламовна

Конспекты занятий по обучению детей техникам нетрадиционного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по обучению детей техникам нетрадиционного рисования в младших группах ДОУ

Тема: Падают, падают листья – в нашем саду листопад.

Программное содержание:

  • Учить рисовать осенние листочки приёмом ритмичного «примакивания».
  • Учить сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.
  • Продолжать знакомить  с тёплыми цветами спектра.
  • Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путём смешивания жёлтого с красным; обратить внимание на зависимость величины нарисованных листочков от размера кисти.
  • Развивать чувства цвета и ритма.
  • Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления.

Предварительная работа:

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.  Любование листопадом. Игры с осенними листочками.  Составление букетов из осенних листьев.  Создание коллективной композиции «Листопад» (занятие по аппликации).  Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Материалы, оборудование:

Листы бумаги голубого цвета, краски гуашевые жёлтого и красного цветов, палитры для экспериментирования с цветами, кисти  двух размеров, стаканчики с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные на прогулке.

Наглядные пособия:

Тематические плакаты «Осень», «Листопад».  Дидактический плакат «Спектр цветов».

Методические приемы:

  • проблемная ситуация
  • вопросы
  • помощь
  • индивидуальная работа
  • художественное слово
  • наглядные пособия

Ход занятия:

Речь и действия воспитателя

Действия и предполагаемые ответы детей

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Листья падают, летят»:

Листья падают, летят

И шуршат, и шелестят,

В капюшонах застревают

И в кармашках у ребят.

Дети листья собирают

И букеты составляют.

Мамам отнесут букеты –

Тёплой осени приветы.

Воспитатель показывает красивые осенние листочки разного цвета и размера, собранные накануне на прогулке.

- Ребята, а помните, как мы любовались на улице «танцующими» листочками?

- А когда листья называют «танцующими»?

- Каким цветом листочки осенью?

-Что бывает жёлтым цветом?

-А что имеет красный цвет?

Просит показать детей сначала жёлтую краску, затем красную.

1 этап:

Выставляет на мольберт лист голубого цвета и рисует жёлтые и красные листочки приёмом примакивания:

«Прикладываю ворс кисти к листу и сразу же убираю (отрываю), прикладываю – отрываю…»

-А сейчас вы увидите фокус!

Выставляет на мольберт лист белой бумаги, наносит пятно жёлтого цвета, рядом рисует пятно красного цвета, затем поверх части жёлтого пятна рисует красной краской.

- Какой цвет получился?

- Что бывает оранжевым цветом?

Добавляет к рисунку с осенними листочками 2-3 листика оранжевого цвета.

Предлагает детям самим получить новый цвет.

Физ. минутка:

Пальчиковая игра «Мы лесами шли густыми»:

Мы лесами шли густыми

И оврагами крутыми,

Где медведя не бывало,

Где и птица не летала…

Там в дупле большой осины

Угнездился рой пчелиный.

Мы медок соберём-

Деток накормим.

2 этап:

Воспитатель показывает детям настоящие листья разного размера.

-Все ли листочки одного размера?

-Эти (показывает) какие?

-А другие?

-Посмотрите, а на ваших рисунках одинаковые по величине или разные листочки получились?

Раздаёт кисточки меньшего размера.

-Изменился ли размер листочков?

-Почему, рисуя другими кисточками, у нас получились другие листочки? Как зависит размер листочков от размера кисточки?

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия:

В конце занятии дети составляют из рисунков большую панораму и любуются осенним листопадом.

-Да.

- Когда листочки падают с деревьев и кружатся в воздухе.

- Жёлтые, оранжевые, красные.

-Солнце…

-Цветы…

Показывают баночки с нужной краской.

- Оранжевый.

- Морковка, апельсин, мандарин

Смешивают на палитре жёлтую и красную краску.

Дети экспериментируют с цветом и рисуют на листах бумаги осенние листочки, прикладывая ворс кисти.

Дети поднимают руки вверх и, покачиваясь, изображают лес.

Кулачками показывают ушки медведя.

Изображают крылья птицы, скрестив руки.

Пальчиками  образуют круг – дупло.

Подгребают ручками под себя.

Гладят животики.

-Нет. Разного.

-Большие.

-Маленькие.

-Одинаковые.

Рисуют кистями другого размера.

-Да. Они стали маленькими.

-Если кисточка маленькая, то и листочки получаются маленькими. А если кисть большая, то и листья большие.

Тема: Дождик, дождик, веселей!

Программное содержание:

  • Учить изображать дождь ватными палочками.
  • Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.
  •  Знакомить с синим цветом.
  •  Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
  • Вызывать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Предварительная работа:

Игра «Солнце и дождь» (возможна на прогулке)

Беседа «Осадки»: рассматривание пейзажных картин, наблюдение за дождем из окна.

Материалы и оборудование: листы бумаги с изображениями облачков разных цветов – на выбор детям, ватные палочки, гуашевые краски синего цвета, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Ход занятия:

Речь и действия воспитателя

Действия и предполагаемые ответы детей

«Мокрая считалка»:

Дождик считает:

- Кап-кап-кап!

Капает считалка.

Кап да кап! Кап да кап!

Капает на галку!

- Кап да кап! Кап да кап! –

Возмутилась галка. –

Очень мокрая для лап,

Дождь, твоя считалка!

Русская народная потешка:  

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Воспитатель, показывая листы бумаги:

-В виде чего эти листы бумаги?

-Какого цвета бывают облачка?

-Какого цвета капли дождя?

Воспитатель показывает ватную палочку и предлагает детям догадаться, как с помощью ее можно нарисовать дождик.

Воспитатель помогает каждому воспитаннику взять правильно ватную палочку, и вместе пробуют ее использовать без краски.

Затем воспитатель на наглядном рисунке, поэтапно, пользуясь краской, ставит палочкой редкие пятнышки – показывает, как из тучки идет дождик.

1 этап: Синей краской ставить точки в верхней части тучки.

Физ. минутка: «Дождик»: постукивание по ладошке одним пальцем – мелкий дождь; двумя, тремя, четырьмя, ладонями хлопки – сильный дождь.

«Солнышко»:

Солнышко покажись,

Красное, снарядись.        

Не робей, поскорей

Нас, ребят, обогрей.

2 этап: Голубой краской черточками изобразить падающие капли дождя.

Воспитатель поощряет детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия:

В конце занятия спрашивает, каким цветом бывают тучки и дождик, и от чего это зависит?

-Тучек, облаков.

-Белые, голубые, синие, фиолетовые.

-Синего, голубого.

Дети выбирают листы бумаги «тучки» понравившегося цвета.

-Методом «тыка».

Выполнение движений в соответствии словам.

-«кап-кап, кап-кап-кап».

-Голубым - мелкий дождик, синим и фиолетовым- сильный дождь.

Тема: Снежок порхает, кружится…

Программное содержание:

  • учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности
  • Учить создавать образ снегопада рисованием пальчиками.
  • Побуждать детей передавать в рисунке картину зимы.
  • Познакомить с белым цветом.
  • Учить изображать снежок с помощью  техники печатания и рисованием пальчиками.
  • Учить заполнять изображениями весь лист. Развивать чувство композиции.
  • Вызывать желание рассматривать рисунки, обсуждать их; радоваться красочным изображениям, их разнообразию.

Материалы и оборудование: листы бумаги голубого цвета, гуашевые краски белого цвета, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Методические приемы: сюрпризный момент, стихи, загадка, показ приемов рисования воспитателем, вопросы, ответы детей, поощрения детей, итог.

Предварительная работа:

Игра «Снежиночки - пушиночки» (возможна на прогулке).

Игра: « Ветер  и снежинки!»

Опыт: «Как снег становится водой»

Упражнение «Снежинки»: дуть на кусочек ваты.

Ход занятия:

Речь и действия воспитателя

Действия и предполагаемые ответы детей

Загадка:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?  

Воспитатель спрашивает детей, на что похож снег.

Показывает вату, бумагу и другие предметы белого цвета. Показывая краску белого цвета, пояснить, что такой краской можно нарисовать снег.

1 этап: Показать пример рисования пальчиками: сначала одним, потом двумя и тремя.

Физ. минутка: Игра «Снег»

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

2 этап: Рисуем сугроб: Слегка смятыми бумажными салфетками с белой краской промакивать пятна в нижней части листа. Смятые салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру. Самое главное, промакивать салфетками следует быстро, иначе теряется эффект текстурности.

Заключительная часть: Подведение итогов занятия: выставка в группе детских работ, их обсуждение.

-Снежинки

-на вату

Дети по аналогичной схеме выполняют задание.

Выполняют круговые движения кистями рук и кружатся.

Дети по аналогичной схеме выполняют задание.

Тема: Рисуем бумажными салфетками.

Программное содержание:

  • Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику при скатывании шариков из салфеток.
  • Развивать фантазию через отпечатки от комочков бумаги - размытых, не похожих один на другой, и неожиданных форм, создаваемых пятен.
  • Учить располагать изображение на листе бумаги.
  • Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.
  • Познакомить с зелёным, жёлтым, красным цветами. Учить узнавать и правильно называть эти цвета. Вызывать чувство радости от красивых рисунков.
  • Поощрять умение выбирать краску по своему вкусу; дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к главному изображению. Развивать инициативу, воображение.

Оборудование: подготовленные листы бумаги с нарисованными стволами и ветками деревьев, гуашевые краски зеленого, желтого, красного цветов, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Предварительная работа: Сказка «Два облачка»:

«Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

-Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды,- сказало белое облачко,- а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и не знают, где их дождь нужен.

-Мне его тоже жаль,- сказало серое облачко и тут же предложило белому:

-А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

-Вот еще,- недовольно ответило белое облачко. - Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться. Пусть помогает ему кто-нибудь другой,- сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Долго оно летало и случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось испачкаться и, впитав из лужи воду, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало радовать прохожих своей листвой, благодаря милосердному поступку серого облачка».

Ход занятия:

Речь и действия воспитателя

Действия и предполагаемые ответы детей

-Сейчас вода и краски нам тоже помогут в расцветании этих деревьев (показ подготовленного материала). И как серое облачко будем стараться выполнять работу аккуратно.

1 этап:

Объяснение нового материала: Слегка смятыми бумажными салфетками промакивать цветные пятна на подготовленном листе, на котором нарисован ствол дерева с ветками. Смятые салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру. Самое главное, промакивать салфетками следует быстро, иначе теряется эффект текстурности.

Показ.

Физ. минутка: «Тучи и ветер» Цель: тренировка вестибулярного аппарата.

2 этап: Продолжение работы другим цветом краски.

Заключительная часть: Подведение итогов занятия: выставка в группе детских работ, их обсуждение.

Дети по аналогичной схеме выполняют задание, самостоятельно выбрав цвет краски, из предложенных.

Изображают круговыми движениями рук над головой маленькие и большие тучи, при которых дует ветер и качает кроны деревьев.

Дети сминают новые бумажные салфетки, и выбрав другой цвет краски, делают оттиск на своих листах.

Объясняют выбор цвета.

Тема: Вот какие у нас птички

Программное содержание: 

  • Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек.
  •  Продолжать знакомить с техникой «принт» (печать).
  • Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования.
  • Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком - красочным силуэтом.
  •  Воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

Предварительная работа: 

Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых (птицы летают, у них есть крылья).

Освоение техники «принт» (печать) - осенними листьями, ватными палочками, салфетками.

Материалы и оборудование: Лист бумаги, ванночки с гуашевой краской, разведённой до консистенции жидкой сметаны, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия:

Речь и действия воспитателя

Действия и предполагаемые ответы детей

Воспитатель показывает детям игрушечную птичку с раскрытыми крыльями и читает стихотворение А.Барто«Птичка»:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела птичка, ай!

Прячет птичку и обращает внимание детей на лист бумаги, приготовленный для коллективной композиции.

Сообщает, что это небо, по которому сейчас полетит птичка.

1 этап работы:

Ладонь окунается в краску и ставится на бумаге сначала один отпечаток, затем смежно с ним – другой: «Это птичка, вот как крылышками машет, быстро-быстро летит!»

Физ.минутка:

Изображение кистями рук воробушка и взмахами рук-орла.

Хлопки в ладоши перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках.

2 этап:

Ещё раз показывает способ создания изображения с помощью отпечатков ладоней: «Ещё  одна птичка прилетела. Весело птичкам. Летают, крылышками машут!»

В конце занятия педагог читает детям стихотворение А. Толстого «Птичка»:

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поёт.

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет.

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнёздышко вьешь ты,

    Там и поёшь ты песню свою!

Дети вовлекаются в экспериментирование с отпечатками ладошек.

Выполнение движений.

Дети с помощью воспитателя окунают одну или обе ладошки в краску и ставят отпечатки так, чтобы они соприкасались (крылышки птички).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками в аппликации

Задачи:обучающие:    Уточнять знания детей о временах года.     Закреплять знания о животных леса.    Продолжать совершенствовать диалогическую речь, ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «Золотая осень».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 67 Старооскольского городского округа         КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ...

Отчет по самообразованию по теме: Обучение разнообразных техник нетрадиционного рисования.

Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный ...

План-конспект НОД художественное творчество в технике нетрадиционного рисования "Зимний лес в сумерках"

Рисование в нетрадиционной технике "теснение" при помощи полиэтиленового пакета" и "тычка"Цели:- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "теснение" пол...

План-конспект НОД по Художественному творчеству техника нетрадиционного рисования "Осенний листопад"

Цели:- воспитывать интерес к осенним явлениям природы;- ознакомить детей с природным материалом для творческой деятельности - осенние листья;- ознакомить с новым методом нетрадиционного рисования - &q...

Конспект занятия ООД с применением техники нетрадиционного рисования «отпечатки пальчиками» для детей 2 младшей группы Тема: «Рыбка»

Интеграция направлений развития: познавательной и продуктивной деятельности.Цели:- упражнять детей в технике нетрадиционного рисования "Отпечатки пальчиками"- активизация и пополнение словар...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) для детей младшей группы (3-4 года) на тему: «Божья коровка»

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (тычком) для детей младшей группы будет интересен как педагогам, так и студентам педагогических вузов и колледжей....