Программа кружка для детей второй младшей группы «Декоративное рисование».
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно–прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodionova_kruzhok_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

ПРОГРАММА КРУЖКА

для детей второй младшей группы

«Декоративное рисование».

Пояснительная записка.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,  Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 10 мин. Состав группы – одновозрастной (3 - 4 года). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка.

- приобщать детей к декоративной деятельности; учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем.

- способствовать развитию у детей художественно – творческих способностей, усвоению эталонов красоты;

- развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность;

- воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

Задачи кружка.

1. Образовательная

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.

2. Развивающая.

Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Учить работать самостоятельно.

Получить эмоциональный отклик на сделанную работу

Ожидаемые результаты.

- знать и называть  цвета и умеет правильно подбирать их;

- ритмично наносит линии, штрихи, пятна, мазки ;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- правильно и аккуратно  пользоваться кистью при рисовании;

- создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров; выделять элементы дымковских узоров(кружочки, штрихи, линии).

Программное содержание занятий.

№ занятия

Цель

Формы работы

Сентябрь 2016год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3,4

“Красивый коврик ”

Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Октябрь 2016 год.

Занятие

№ 1,2

“Узор в полосе”

Закрепить умение составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движения руки всем ворсом.

Беседа, рисование, пальчиковая гимнастика.

Занятие

№ 3,4

 Украсить узорами юбку барыни 

 Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Ноябрь 2016 год.

Занятие

№ 1,2

“Платочек для матрёшки»

 Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, кистями. Учить проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. Развивать чувство цвета и ритма.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

Мы весёлые матрёшки ”

Учить составлять узор из кругов и листочков. Прививать навыки в сравнении матрешек, нахождение общих и отличительных черт (одна - много, разноцветные).

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Декабрь 2016 год.

         Занятие

          № 1,2

“Мы шагаем по дорожке”

Закрепить умение детей рисовать дорожки (прямые линии короткие и длинные) всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

«Красивая салфеточка»

Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование.

Январь 2017 год.

Занятие

№ 1

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№ 2,3

“Моя Дымка ”

Рассказ об истории промысла. Воспитывать уважение  к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок физкультминутка, подвижная игра.

Февраль 2017 год.

Занятие

№ 1,2

“Знакомство с дымковскими игрушками”

Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Занятие

№ 3,4

“Украсим дымковскую уточку 

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Март 2017 год.

Занятие

№ 1,2

“Дымковская лошадка 

Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта.  

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование,  чтение стихотворения;

«Все игрушки непростые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки:

Кружочки, клеточки, полоски…

Казалось бы простой узор,

Но отвести не в силах взор».

Занятие

№ 3,4

“Ай, да барышня! ”

Учить рисовать прямые линии, перекрещивать их; дополнять узор колечками и точками. Развивать ориентировку на плоскости.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Апрель 2017 год.

Занятие

№ 1,2

“Тарелочки для девочек

Учить детей выполнять узор в определенной последовательности вверху, внизу, справа, слева одним цветом, между ними – другим. Продолжать упражнять в работе с тычком и красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка.

Занятие

№ 3,4

“ Дидактическая игра «Составь узор»”.

Учить детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции. Формировать желание поделиться радостью и удачной работой с другими детьми

Беседа, рассматривание иллюстраций,  физкультминутка.

Май 2017 год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3-4

“Наряды для Танечке» (итоговое занятие)

Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Составил: воспитатель Родионова Т. В.

Литература, используемые при составлении программы:

1.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

2. . Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка.

3.Богуславская Н. Я. «Дымковская игрушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второй младшей группы технике рисования бросовым материалом «Чебурашка» (работа карандашной стружкой)

Развитие творческих способностей детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14087214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"medi...

Рабочая программа "Адаптация детей второй младшей группы к условиям ДОО"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида«Детство» городского округа Котельники Московской области140055 Московская обл., г. Ко...

Рабочая программа для детей Второй младшей группы «Б» 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа для детей Второй младшей группы «Б" 2021-2022 учебный год....

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...