Занятие по ИЗО деятельности с элементами мелкой моторики
план-конспект занятия по рисованию (средняя, старшая группа) на тему

Фатеева Светлана Александровна

Это занятие поможет закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования, располагать изображение в ограниченной плоскости 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию мелкой моторики ГДО МБОУ Алгачинской СОШ

Составила: Фатеева Светлана Александровна  

Тема занятия: «Проказы Дюдюки»

Возрастная категория: 4-5 лет

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цель: закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования, располагать изображение в ограниченной плоскости

Образовательная область: художественное творчество.

Задачи: продолжать учить пользоваться материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках (пена для бритья, палочки), закреплять знания цвета.  Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, побуждать к самовыражению. Воспитывать интерес к рисованию и безопасность в проведении работы с пеной. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета.

Методы и приёмы: беседа, воображаемая ситуация, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, показ, наглядный, словесный.

Оборудование: ноутбук, пена для бритья,  деревянные палочки, альбомные листы, гуашь, тарелочки (как основа для нанесения рисунка), салфетки, карточки с фигурами.

Предварительная работа: просмотр мультфильма (дома с родителями) «По дороге с облаками», беседа по мультфильму (какие плохие поступки совершала Дюдюка, как поступили герои мультфильма и т.д.). Рисование мелками на доске знакомые фигуры. Вспомнить, как аккуратно и осторожно прикладывали лист бумаги на цветные пузыри, чтобы получить рисунок.

  Ход НОД:

Дети, подойдя к своим местам, обнаруживают, что на столе не хватает красок и кисточек.

 Сюрпризный момент(на столе в ноутбуке видеообращение от Дюдюки и оставленный от неё подарок)

Воспитатель: Дети, Дюдюка украла у нас все кисточки и краски, лишь оставила нам на всех три баночки с гуашью. Давайте посмотрим, что же нам подарила Дюдюка (воспитатель крутит в руках бумажный свёртк)

- Дети, здесь нужно как следует потрудиться и нам понадобятся ловкие и быстрые пальчики, чтобы распечатать этот бумажный свёрток. У кого у вас самые ловкие пальчики? (воспитатель разрешает детям, самим распаковать упаковку)

(дети и воспитатель рассматривают, что же они отыскали в бумажном свёртке)

- Какая же вредная эта Дюдюка, что же нам делать? (ответы детей), но ведь мы с вами  не будем расстраиваться, и не будем ссориться из-за красок? Мы ведь не похожи на Дюдюку? Я придумала! Для рисования необязательно иметь кисточки и краски, хотите, я вам расскажу и покажу, и вы сами сможете выполнить красивые и замечательные работы. И нам не придётся грустить, потому что мы с вами с помощью всего выполним «Мраморную бумагу», которая пригодится для оформления различных поделок и аппликаций.

(Воспитатель показывает и сопровождает показ объяснением как правильно выполнить работу, при этом даёт возможность вспомнить технику безопасности с работой с пеной).

 

Воспитатель: Прежде чем приступить к самостоятельной работе, мы должны подготовить наши пальчики и поэтому я предлагаю провести Физминутку «Снежинки»:

          СТОЮ И СНЕЖИНКИ В ЛАДОШКИ  ЛОВЛЮ (ритмичные удары левой руки, начиная с указательного пальца по ладошке правой руки)

       Я СНЕГ И СНЕЖИНКИ И ЗИМУ ЛЮБЛЮ (ритмичные удары правой руки, начиная с указательного пальца по ладошке левой руки)

       НО ГДЕ, ЖЕ СНЕЖИНКИ? (сжимаем и разжимаем пальчики)

       В ЛАДОШКЕ ВОДА… (противоположно рука к руке разводим кисти рук и постукиваем по ладошкам)

       КУДА ЖЕ ИСЧЕЗЛИ СНЕЖИНКИ? КУДА? (сжимаем и разжимаем пальчики)

      РАСТАЯЛИ ХРУПКИЕ ЛЬДИНКИ-ЛУЧИ (соединить подушечки пальцев правой и левой руки и совершать пружинистые действия)

      КАК ВИДНО ЛАДОШКИ МОИ ГОРЯЧИ (смыкая и размыкая пальцы рук в положении «замок»).

Самостоятельная работа:

(Дети выполняют самостоятельную практическую работу)

Воспитатель и дети рассматривают незатейлевые узоры мраморной бумаги

 - Дети, а давайте наши работы покажем Дюдюке, что у нас получилось и  может быть она перестанет быть такой врединой и бякой и глядя на то, как мы старались, она вернёт нам наши краски и кисточки. (ответы детей).

Игровая деятельность:

- Сегодня мы узнали с вами, что можно рисовать и без кисточек, а хотите я вам расскажу про новую игру, которая называется «Нарисуй на спине фигуры»? в этой игре тоже необязательно иметь кисточку или карандаш. Вам понадобится лишь только пальчик. Так как мы сегодня впервые знакомимся с этой игрой, некоторым будет сложно, но я буду вам помогать.

(Объясняет правила игры). Игру проводит воспитатель 3-4 раза

Заключительная часть:

-   Как вы думаете, мы справились с работой?

-   А нам испортила занятие Дюдюка? (- НЕТ, потому что из за вредничества Дюдюки, мы смогли познакомиться с новой техникой рисования.

-   Что вам показалось сложным, когда мы работали?

-  Что вам понравилось делать? (дети перечисляют действия которые они использовали на занятии)

ИГРА 

Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

1-ый вариант. Сделайте карточки с простыми геометрическими фигурами (символами). Познакомьте ребенка с карточками, прочитайте ему их названия.

После этого приступайте к игре. Рисуйте на голой спине ребенка по очереди один из символов, ребенок должен будет угадывать, что вы нарисовали и выбирать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины. В начале занятий можно использовать не весь набор карточек, а только его часть, отобрав наиболее простые изображения.

2-ой вариант. Более сложный вариант игры, в нем карточки-подсказки уже не используются. Взрослый рисует на спине ребенка фигуру (простой рисунок). Ребенок должен угадать, что нарисовал взрослый, назвать и изобразить это карандашом на бумаге (мелом на доске, пальцем на манной крупе, песке и т.п.)

3-ий вариант. Когда дети в достаточной степени овладеют этой игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и связанные с учебным материалом (буквы, цифры). Например, вы изучаете с ребенком буквы. После того как вы прошли с ним 4-5 букв, можно пробовать писать ему их на спине, а он должен будет угадывать, какую букву вы написали. Здесь можно как применять карточки-подсказки, так и обходиться без них. Можно придумать массу вариаций этого полезного упражнения. Например, вы рисуете букву, а ребенок должен найти картинку, название которой начинается с этой буквы (А - арбуз, О - облако и т.д.)

4-ый вариант. И последний вариант, подходящий для работы с группой детей. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Последнему в цепочке ребенку взрослый рисует на спине и одновременно показывает на карточке какую-нибудь фигуру. Ребенок рисует ее на спине у стоящего впереди него товарища, и так по цепочке этот рисунок передается от одного ребенка к другому, пока не доходит до первого в колонне. Тот рисует фигуру на бумаге и показывает всем, после чего начинается обсуждение. Эта игра довольно сложная для маленьких детей, часто в конце первоначальный рисунок искажается до неузнаваемости. Она напоминает знакомую многим игру в “испорченный телефон”, только “телефон” здесь тактильный.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ

непосредственно-образовательной деятельности

на тему: «Проказы Дюдюки»

 

 

Интегрированная  непосредственно образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей от 4 и 5 лет. Присутствовало  3 человека.

Данная образовательная деятельность относится к разделу «Художественное творчество»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Художественное творчество». Образовательная область: «Художественное творчество»

Моя цель была направлена на…..: закрепление умения работать в разной нетрадиционной технике рисования и располаожение изображения в ограниченной плоскости.       

 Исходя  из цели НОД,  я поставила перед собой  следующие задачи:

Обучающую: продолжать учить пользоваться материалами, необходимыми  для работы в нетрадиционных изобразительных техниках (пена для бритья, палочки), закреплять знания цвета.

  Развивающую: способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; фантазии.

Воспитывающую: воспитывать интерес к рисованию и безопасность в проведении работы с пеной.

 Длительность НОД  составило 18 мин, что соответствовало СанПИН. Были использованы чередование разных видов деятельности.

Для НОД была выбрана следующая структура:

  1.  Организационный момент.
  2.  Эмоциональная настройка.
  3.  Основная часть.
  4.  Заключительная часть.

Для  реализации поставленных задач  я использовала различные методы и приёмы:

         - словесный (объяснение, вопросы к детям);

-наглядный (показ презентации, алгоритм выполнения работы);

         -практический (нетрадиционное рисование);

       - игровой (сюрпризный момент).

НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

          При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это,  структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (мультимедийная презентация), сюрпризный момент (подарок от Дюдюки). Детям было предложено нарисовать «мраморную бумагу» нетрадиционным способом  рисования – с помощью пены для бритья и палочки, при этом соблюдая  последовательность выполнения работы. В течение практической работы у детей наблюдался  повышенный интерес к заданию (т.к. эту технику мы использовали первый раз), заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время  речевого общения при выполнении  работы воспитанниками  давала позитивную оценку детской деятельности. Речевая активность,  умение слушать и  понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания и старалась придти к ним на помощь, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, мной были реализованы.  Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Тема занимательного дела рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической и наглядной. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всего  НОД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, создание положительного эмоционального фона.  Все виды заданий, запланированные  с детьми, были проведены.

После пройденного задания дети рассказывали  своим родителям (когда родители пришли за детьми) как они рисовали,  с кем они познакомились, как Дюдюка чуть не испортила им занятие, но они справились и получили за это подарок. На вопрос родителей «Как они смогли нарисовать такой красивый узор», дети старались в захлёб объяснить, что с помощью пены и палочки. Я наблюдала, что родителям было интересно и в тоже время не понятно. И на следующий день дети принесли работы сделанные вместе с родителями дома. Отсюда можно сделать вывод, что  дети усвоили технику рисования, смогли объяснить родителям и повторить работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами мелкой моторики (оригами) «Космическое путешествие»

Цель: Закрепить знания детей о космосеЗадачи: Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Космос». Совершенствовать навыки чтения. Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительног...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики «Новогодние подарки»

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики   «Новогодние подарки»...

План-конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики. Средняя группа.

Занятие адресовано детям средней группы. Может проводиться как отдельное занятие по развитию речи , так и кружковая деятельность .В занятии использованы игры и упражнения по одной лексической теме. Де...

Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес»Цель: развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр, упражнений и нетрадици...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами мелкой моторики в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет «Новогодние подарки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами мелкой моторикив группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет «Новогодние подарки»...