Дополнительная программа по рисованию "Волшебные краски"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Дополнительная программа по рисованию для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_kraski_programmma.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада «Светлячок»
№_______от_____________ _______________________О.В. Лазарева
«_____»______________________2017 г.
Дополнительная программа по рисованию «Волшебные краски»
для детей 4-5 лет
Составитель: Жирнова А. А., воспитатель
Заводоуковск, 2017
Содержание
Пояснительная записка
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у детей дошкольного возраста происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные краски » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает детей, позволяет почувствовать краски, их характер. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель программы: развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Для детей среднего дошкольного возраста это:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография); рисование мятой бумагой; пластилинография; кляксография с трубочкой; набрызг; монотипия предметная.
Монотипия
Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.
Половина предмета рисуется на правой стороне листа, а затем левая половина листа прижимается к правой и лист разглаживается. Затем лист раскрывается. Полученное изображение можно дорисовывать с помощью кисти.
Печатание
В основе техники — составление композиции из повторяющихся изображений. Печать прижимается к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток.
Кляксография
На листе бумаги ставится клякса краской или тушью, а затем с помощью питьевой трубочки краска раздувается в разных направлениях. Второй вариант — клякса «вытягивается» с помощью палочки в разных направлениях.
Набрызг
Суть техники в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки).
Печать от руки
Обмакивается вся ладонь или её часть в краску и оставляется отпечаток на бумаге.
Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставить отпечаток на бумаге.
К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.
Рисование методом тычка
Сухая жесткая кисть обмакивается концом в краску, а затем наносится рисунок. Кисть ставится на лист под углом 90 градусов.
Оттиск смятой бумагой
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивает лист акварелью. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
-практические;
-игровые;
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01.10.2017 -30.07.2018 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 39 недель | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | 01.01.2017-10.01.2018 | ||
Педагогическая диагностика | 23.07.2018-30.07.2018 | ||
Количество занятий Количество часов | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 80 | |
1 | 4 | 40 |
Учебно - тематический план программы
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
октябрь | |||
1 «Золотая осень» | Рисование способом тычка | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 «Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
3 «Разноцветные бабочки» | Монотипия, обведение ладони и кулака | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
4 «Осенние листочки» | Отпечаток листьев, набрызг | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати. | Лист белого цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
5 «Подсолнух» | Аппликация из крупы | Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа, краски, кисти. |
6 «Животные, которых я сам себе придумал» | Кляксография с палочкой | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, принадлежности для рисования. |
7 «Синий вечер» | Свеча + акварель, рисование по трафарету | Учить детей наносить изображение по трафарету с помощью свечи, равномерно закрашивать лист акварельными красками | Бумага, свечи, трафареты, акварельные краски , кисти |
8 «Загадки» | Ниткография, дорисовывание деталей кистью | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага, кисти. |
ноябрь | |||
1 «Ежик» | Метод тычка, дорисовывание деталей кистью | Развивать эмоционально-чувственное восприятие; закреплять умение держать кисть под углом 90 градусов, наносить краску тычком. | Бумага, гуашь, жесткие кисти, изображение ежа. |
2 «Черепашка» | Аппликация из крупы | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. |
3 «Мышка» | Аппликация из резаных ниток | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, нитки, клей ПВА. |
4 «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
5 «Первый снег» | Отпечаток листьев, пальчиковое рисование | Учить наносить равномерно краску на листья, оставлять отпечаток на бумаге, формируя композицию, использовать весь лист; наносить пальцами отпечатки, равномерно распределяя их по всему листу | Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев. |
6 «Цыпленок» | Гуашь, ватные диски, палочки | Учить детей наклеивать ватные диски, аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек | Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей |
7 «Мои любимые рыбки» | Рисование гуашью по восковым мелкам | Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания краски и восковых мелков. | Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти |
8 «Петушок» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги |
декабрь | |||
1. «Снеговик» | Рисование воздушными шарами, дорисовывание деталей кистью | Учить аккуратно пользоваться красками, обмакивать нижнюю часть шара в краску, наносить отпечатки на бумагу, изменяя размер получившегося изображения, регулируя силу надавливания на шар. | Тонированная бумага, воздушные шары, гуашь, кисти. |
2 «Елочка» | Пластилинография | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
3 «Елочка» (продолжение) | Пластилинография | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
4 «Ёлочка пушистая, нарядная» | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
5 «Узоры на окнах» | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
6 «Мои рукавички» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
7 «Снеговичок» | Скатывание бумаги | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
8 «Дед Мороз» | Аппликация из ваты | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
январь | |||
1 «Снегопад» | Набрызг, печать по трафарету | Учить разбрызгивать краску равномерно по всему листу, используя зубную щетку и палочку; закреплять умение закрашивать рисунок с помощью поролона | Бумага синего (голубого) цвета, трафарет елки, зубная щетка, палочки, белая и зеленая гуашь |
2 «Лисичка-сестричка» | Рисование способом тычка, трафарет | Расширять представления детей о диком животном-лисе (части тела, окрас, повадки, использование образа лисы в сказках); закреплять умение наносить краску жесткой кистью способом тычка | Трафарет лисы, кисти (щетина), гуашь. |
3 «Мишки на севере» | Рисование акварель и восковые мелки, трафарет | Знакомить детей со свойствами акварельной краски, расширять представления детей о животных севера, учить закрашивать кистью всю поверхность листа | Трафарет медведя, восковые мелки, кисти, акварельные краски голубого цвета |
4 «Снежинки» | Рисование соль + акварель | Учить наносить рисунок клеем, равномерно посыпать его солью, наносить краску на соль; продолжать знакомить детей со свойствами акварели и способом работы с ней | Лист бумаги, соль, клей ПВА, акварельные краски, кисти |
5 «Снегири на ветке» | Рисование способом тычка | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования |
6. «Усатый-полосатый» | Рисование по манной крупе | Учить наносить рисунок карандашом, обводя трафарет, равномерно намазывать клеем и посыпать крупой получившееся изображение, закрашивать картинку акварельными красками. | Тонированная бумага, трафарет кошки, клей ПВА, манная крупа, краски, кисти, салфетки, мягкая игрушка кошка. |
7. «Зимняя ночь» | Рисование картоном, набрызг, рисование пальцами | Учить составлять композицию, заполнять весь лист, равномерно разбрызгивать краску на лист бумаги. | Черная бумага, зубные щетки, палочки, белая гуашь, кусочки плотного картона. |
8. «Медведь в берлоге» | Рисование поролоном, пальцами, прорисовывание деталей ватными палочками | Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках медведя; учить сочетать разные техники в одном рисунке. | Тонированная бумага, губки для мытья посуды, ватные палочки, гуашь. |
февраль | |||
1. «Белая береза» | Пластилинография | Закреплять знания детей о строении деревьев, обратить внимание на особенности окраски и расположения веток березы, учить скатывать тонкие жгуты из пластилина и выкладывать ими изображение | Цветной картон, пластилин белого и черного цветов, изображение березы зимой, салфетки. |
2 «Зимний пейзаж» | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
3 «На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
4 «Подарок папе» | Рисование по трафарету, рисование крупой | Расширять знания детей о празднике 23 февраля, вызывать желание порадовать близкого человека; формировать умение аккуратно и не спеша работать с разными материалами | Картон, трафареты военной техники, клей ПВА, манная и гречневая крупы, кисти, гуашь, салфетки |
5 «Подарок папе» (продолжение) | Рисование по трафарету, рисование крупой | Расширять знания детей о празднике 23 февраля, вызывать желание порадовать близкого человека; формировать умение аккуратно и не спеша работать с разными материалами | Картон, трафареты военной техники, клей ПВА, манная и гречневая крупы, кисти, гуашь, салфетки |
6 «Придумай и дорисуй» | Разные | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. | Листы бумаги с незаконченным рисунком |
7. «Избушка на курьих ножках» | Печать по трафарету, рисование на мятой бумаге | Знакомить со свойствами мятой бумаги, учить смешивать краски для получения нужного оттенка, развивать воображение | Тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, трафарет избушки. |
8 «Наша улица» | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания, кисти, изображения городских пейзажей. |
март | |||
1 «Букет для мамы» | Рисование ладошками | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 «Какого цвета весна» | Монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, широкие кисти. |
3. «Ковер-самолет» | Печать, рисование по сырому фону | Учить детей составлять узор из повторяющихся изображений, развивать фантазию, чувство ритма | Бумага, акварельные краски, кисти, печати, изображения ковров, платков |
4. «Аквариум» | Тонирование бумаги, рисование ладонью, дорисовывание деталей, оттиск | Расширять представления о морских обитателях, учить аккуратно работать с красками, самостоятельно тонировать бумагу, плавно изменять ее цвет. | Бумага белая А4, гуашь, плоские широкие кисти, трафареты рыб, изображения рыб, осьминогов, морских коньков, водорослей и т.п. |
5. «Аквариум» (продолжение) | Тонирование бумаги, рисование ладонью, дорисовывание деталей, оттиск | Расширять представления о морских обитателях, учить аккуратно работать с красками, самостоятельно тонировать бумагу, плавно изменять ее цвет. | Бумага белая А4, гуашь, плоские широкие кисти, трафареты рыб, изображения рыб, осьминогов, морских коньков, водорослей и т.п. |
6 «Облака» | Рисование по сырому фону | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. |
7. «Ветка сакуры» | Печать пластиковой бутылкой , рисование на мятой бумаге | Знакомить детей с техникой печатания дном пластиковой бутылки, учить рисовать ветку дерева кистью по мятой бумаге | Бумага, пластиковые бутылки, гуашь розового, желтого, коричневого цвета, кисти. |
8 «По замыслу» | Совместное рисование | Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. | Карандаши, листы бумаги |
апрель | |||
1 «Апельсины» | Рисунок по трафарету, рисование-оттиск апельсиновой коркой | Учить создавать композицию, используя весь лист бумаги; наносить изображение круга через трафарет, закрашивать изображение с помощью оттиска апельсиновой коркой. | Листы бумаги, гуашь, трафареты, апельсиновая корка, салфетки |
2 «Пасхальное яйцо» | Пластилинография | Знакомить детей с русскими народными традициями, праздником Пасхи; закреплять умение детей наносить рисунок из жгутов пластилина на картонную основу | Картонные силуэты яйца, пластилин, салфетки. |
3 «Расцвели одуванчики» | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
4 «Хмурый день» | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
5 «Белые лебеди» | Рисование ладонью | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, салфетки, изображение лебедя |
6 «Солнышко» | Рисование ладошками | Закреплять технику печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. |
7 «Совушка - сова» | Пластилиновая живопись | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки |
8 «Плюшевый медвежонок» | Способ изображения - рисования поролоновой губкой | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь |
май | |||
1. «Бабочка над цветком» | Восковые мелки + акварель | Знакомить детей со свойствами акварели, учить аккуратно пользоваться акварельными красками, не набирая слишком большое количество воды | Цветные восковые мелки, трафареты бабочек, акварельные краски, плоские кисти |
2 «Букет» | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
3. «Салют» | Рисование методом тычка ,дорисовывание деталей кистью | Расширять представления детей о празднике 9 Мая, развивать воображение | Бумага, кисти (щетина), гуашь, изображения салюта |
4 «Цветочная поляна» | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
5 «Цветущая веточка» | Смешанная техника | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
6. «Космос» | Набрызг, рисование по трафарету, дорисовывание деталей кистью | Учить детей равномерно разбрызгивать краску на всю поверхность листа, развивать воображение. | Тонированная бумага, зубные щетки, палочки, кисти, трафарет ракеты, изображение космоса, планет. |
7 «Черемуха душистая» | Рисование мятой бумагой, дорисовывание кистью, печать по трафарету | Закреплять знания детей о приметах поздней весны, учить аккуратно работать красками, развивать воображение. | Тонированная бумага, гуашь, бумага для рисования, кисти, трафарет вазы |
8 «Салют» | Рисование способом тычка, дорисовывание деталей кистью | ||
Июнь | |||
1. «Ежик» | Оттиск, рисование по трафарету | Уточнять и расширять представления детей о диких животных, формировать умение использовать бытовые предметы для рисования, развивать мышление, воображение, фантазию | Лист, трафарет ежа, пластмассовые вилки, поролон ,гуашь, нитки |
2. «Веселые осьминожки» | Рисование ладонью, дорисовывание деталей кистью | Расширять представления детей об обитателях морей и океанов, развивать воображение, творческую фантазию, учить аккуратно пользоваться красками, оставлять четкий отпечаток ладони на листе бумаги, прорисовывать детали кистью. | Гуашь, поролон, кисти, тонированные листы бумаги, изображения морского дна и морских обитателей |
3. «Ромашки в вазе» | Рисование пальцами, методом тычка полусухой кистью, дорисовывание деталей кистью, монотипия предметная | Закреплять представления детей о признаках лета, учить различать, узнавать цветы как на картинках, так и в природе, развивать фантазию. | Тонированная бумага, гуашь, кисти, изображение ромашек, букет живых цветов в вазе. |
4. «Паучок» | Кляксография с палочкой, печать, дорисовывание деталей кистью | Расширять представления детей о насекомых, закреплять умение аккуратно работать с красками, развивать творческое воображение. | Бумага, тушь черного цвета, кисти, краски, счетные палочки, печати (цветы, бабочки) |
5. «Белочка» | Рисование поролоном, методом тычка, дорисовывание деталей кистью | Расширять представления детей о белке, ее внешнем виде, повадках, закреплять умение работать с трафаретом, раскрашивать изображения способом тычка жесткой полусухой кистью (хвост белки). | Бумага, гуашь, поролон, трафарет белки, кисти (щетина, пони), изображения белки, мягкая игрушка белка. |
6. «Муравейник под деревом» | Оттиск, рисование мятой бумагой, дорисовывание деталей кистью | Расширять представление детей о муравьях, их доме-муравейнике, закреплять умение рисовать крону дерева с помощью мятой бумаги, дорисовывать детали кистью, оставлять четкий оттиск на бумаге с помощью печати. | Бумага, гуашь, печати (ластик с нитью), кисти. |
7. «Бабочка-красавица» | Монотипия предметная , дорисовывание деталей кистью | Расширять знания детей о бабочках, их внешнем виде; формировать представления о симметрии; развивать воображение. | Бумага, гуашь, кисти, трафарет половины бабочки, изображения разных бабочек. |
8. «Рыбка» | Рисование пластилином | Расширять представления детей о морских обитателях, развивать творческое воображение; закреплять умение отделять небольшие кусочки пластилина от большого куска, скатывать шарики, расплющивать их и равномерно располагать на бумаге, имитируя чешую. | Картон голубого цвета, пластилин, изображения рыб. |
Июль | |||
1. «Цветок для мамочки» | Рисование ватными палочками | Закреплять представления о строении цветов, формировать умение рисовать ватными палочками, оставляя отпечатки, образующие линию-контур, закрашивать контур цветка отпечатками палочек, не оставляя пустых мест | Ватные палочки, бумага, простой карандаш, гуашь, изображения цветов. |
2. «Дерево» | Кляксография с трубочкой, рисование ватными палочками | Закреплять знания детей о строении дерева, формировать умение оставлять кляксу на бумаге, раздувать ее в заданном направлении через трубочку, дорисовывать крону дерева ватными палочками. | Тонированная бумага, тушь, пипетки, трубочки, гуашь, ватные палочки. |
3. «Цветочная полянка» | Рисование пальцами, оттиск вилкой | Развивать воображение, фантазию, закреплять умение аккуратно работать с красками. | Бумага, гуашь, одноразовые вилки, изображения цветов. |
4. «Цветик-семицветик» | Отпечаток листьями + набрызг | Учить наносить равномерно краску на листья, оставлять четкий отпечаток на бумаге; формировать умение равномерно и аккуратно разбрызгивать краску на всю поверхность листа | Бумага, листья деревьев, кисти, гуашь, зубные щетки, палочки |
5. «Наливное яблочко» | Рисование по сырому фону | Знакомить со свойствами акварельных красок, развивать творческое воображение, закреплять умение изображать предметы округлой формы. | Бумага для акварели, вода, акварельные краски, кисти, изображение яблока, яблоки разных сортов |
6. «Одуванчики» | Рисование на мятой бумаге | Закреплять знания о цветке одуванчике, знакомить с техникой рисования на мятой бумаге | Бумага, кисти, акварельные краски, изображения одуванчиков |
7. «Клубничка» | Рисование пластилином | Закреплять умение детей наносить изображение способом размазывания пластилина по бумаге, развивать мелкую моторику рук. | Картон, трафареты клубники и листьев, простые карандаши, пластилин, изображение клубники крупным планом. |
8. «Нарисуй лето» | Выбор ребенка | Развивать творческое воображение, закреплять умение наносить изображение на бумагу различными способами. | Бумага, краски, трафареты, кисти, ватные палочки, печати, пластилин, трубочки, листья, тушь, пипетки. |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная программа по рисованию «Волшебные краски» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 72 часа. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговым мероприятием по реализации программы будет выставка детских рисунков.
Ожидаемый результат:
- развитие у детей фантазии, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности
- улучшение мелкой моторики рук детей
- совершенствование у детей навыков работы с различными изобразительными материалами
- овладение детьми способами нетрадиционной техники рисования
- расширение и обогащение художественного опыта детей
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Оценочные и методические материалы
Формы контроля: наблюдения.
Критерии отслеживания усвоение программы: диагностика «Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник»
Автор: Курчавая Татьяна Евгеньевна
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Направления обследования:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
- Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
- Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
- Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- недостаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
Таблица результатов диагностики
Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник
№ п/п | ФИ ребенка | Цветовое восприятие | Предметное рисование | Сюжетное рисование | Декоративное рисование | Итоговый показатель |
Список литературы:
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.