Дополнительная программа по рисованию "Волшебные краски"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Жирнова Анжелика Анатольевна

Дополнительная программа по рисованию для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_kraski_programmma.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

    СОГЛАСОВАНО                                                       УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета               Директор Детского сада   «Светлячок»

                                                                       

№_______от_____________                            _______________________О.В. Лазарева

 

                                                                          «_____»______________________2017 г.

Дополнительная  программа по рисованию «Волшебные краски»

для детей 4-5 лет

     Составитель: Жирнова А. А., воспитатель                                                                                                                                                          

 

Заводоуковск, 2017

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

Цели, задачи……………………………………………………………………….………………...4

Виды и техники нетрадиционного рисования…………..………..…..….………………………..4

Годовой календарный учебный график……………………………………………..…….…....….6

Учебно - тематический план программы……………………………………………………….....6

Организационно-педагогические условия реализации программы…………………………....15

Планируемые результаты………………………………………………………….…..….…....….15

Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания

усвоение программы, условия реализации программы…………..…….………..……..……….15

Список литературы………………………………………………………………………………...17

Пояснительная записка

 Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у детей дошкольного возраста происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные краски » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками  доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает детей, позволяет почувствовать краски, их характер. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Цель программы: развитие  у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Для детей среднего дошкольного возраста это:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография); рисование мятой бумагой; пластилинография; кляксография с трубочкой; набрызг; монотипия предметная.

Монотипия

Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

Половина предмета рисуется на правой стороне листа, а затем левая половина листа прижимается к правой и лист разглаживается. Затем лист раскрывается. Полученное изображение можно дорисовывать с помощью кисти.

Печатание

В основе техники — составление композиции из повторяющихся изображений. Печать прижимается к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток.

Кляксография

На листе бумаги ставится клякса краской или тушью, а затем с помощью питьевой трубочки краска раздувается в разных направлениях. Второй вариант — клякса «вытягивается» с помощью палочки в разных направлениях.

Набрызг

Суть техники в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки).

Печать от руки

Обмакивается вся ладонь или её часть в краску и оставляется отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставить отпечаток на бумаге.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Рисование методом тычка

Сухая жесткая кисть обмакивается концом в краску, а затем наносится рисунок. Кисть ставится на лист под углом 90 градусов.

Оттиск смятой бумагой 

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивает лист акварелью. Рисунок мелками остается не закрашенным.

     

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

-практические;

-игровые; 

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.10.2017 -30.07.2018

Продолжительность образовательного процесса

39 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2017-10.01.2018

Педагогическая диагностика

23.07.2018-30.07.2018

Количество занятий

Количество часов

в неделю

в месяц

в год

2

8

80

1

4

40

Учебно - тематический план программы

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

октябрь

1

«Золотая осень»

Рисование  способом тычка

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2

«Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

3

«Разноцветные бабочки»

Монотипия, обведение ладони и кулака

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Силуэты симметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

4

«Осенние листочки»

Отпечаток листьев, набрызг

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.

Лист белого цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

5

«Подсолнух»

Аппликация из крупы

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа, краски, кисти.

6

«Животные, которых я сам себе придумал»

Кляксография с палочкой

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, принадлежности для рисования.

7

«Синий вечер»

Свеча + акварель, рисование по трафарету

Учить детей наносить изображение по трафарету с помощью свечи, равномерно закрашивать лист акварельными красками

Бумага, свечи, трафареты, акварельные краски  , кисти

8

«Загадки»

Ниткография, дорисовывание деталей кистью

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага, кисти.

ноябрь

1

«Ежик»

Метод тычка, дорисовывание деталей кистью

Развивать эмоционально-чувственное восприятие; закреплять умение держать кисть под углом 90 градусов, наносить краску тычком.

Бумага, гуашь, жесткие кисти, изображение ежа.

2

«Черепашка»

Аппликация из крупы

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

3

«Мышка»

Аппликация из резаных ниток  

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Изображение мыши на картоне, нитки, клей ПВА.

4

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

5

«Первый снег»

Отпечаток листьев, пальчиковое рисование

Учить наносить равномерно краску на листья, оставлять отпечаток на бумаге,  формируя композицию, использовать весь лист; наносить пальцами отпечатки, равномерно распределяя их по всему листу

Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев.

6

«Цыпленок»

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски,  аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей

7

«Мои любимые рыбки»

Рисование гуашью по восковым мелкам

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания краски и восковых мелков.

Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти

8 «Петушок»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Цветные карандаши, листы бумаги

декабрь

1. «Снеговик»

Рисование воздушными шарами, дорисовывание деталей кистью

Учить аккуратно пользоваться красками, обмакивать нижнюю часть шара в краску, наносить отпечатки на бумагу, изменяя размер получившегося изображения, регулируя силу надавливания на шар.

Тонированная бумага, воздушные шары, гуашь, кисти.

2

«Елочка»

Пластилинография

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

3

«Елочка» (продолжение)

Пластилинография

 Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

4

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

5

«Узоры на окнах»

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

6

«Мои рукавички»

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

7

«Снеговичок»

Скатывание

бумаги

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание  бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

8

«Дед Мороз»

Аппликация из ваты

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

январь

1 «Снегопад»

Набрызг, печать по трафарету

Учить разбрызгивать краску равномерно по всему листу, используя зубную щетку и палочку; закреплять умение закрашивать рисунок с помощью поролона

Бумага синего (голубого) цвета, трафарет елки, зубная щетка, палочки, белая и зеленая гуашь

2 «Лисичка-сестричка»

Рисование способом тычка, трафарет

Расширять представления детей о диком животном-лисе (части тела, окрас, повадки, использование образа лисы в сказках); закреплять умение наносить краску жесткой кистью способом тычка

Трафарет лисы, кисти (щетина), гуашь.

3 «Мишки на севере»

Рисование акварель и восковые мелки, трафарет

Знакомить детей со свойствами акварельной краски, расширять представления детей о животных севера, учить закрашивать кистью всю поверхность листа

Трафарет медведя, восковые мелки, кисти, акварельные краски голубого цвета

4 «Снежинки»

Рисование соль + акварель

Учить наносить рисунок клеем, равномерно посыпать его солью, наносить краску на соль; продолжать знакомить детей со свойствами акварели и способом работы с ней

Лист бумаги, соль, клей ПВА, акварельные краски, кисти

5

«Снегири на ветке»

Рисование способом тычка

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

6. «Усатый-полосатый»

Рисование по манной крупе

Учить наносить рисунок карандашом, обводя трафарет, равномерно намазывать клеем и посыпать крупой получившееся изображение, закрашивать картинку акварельными красками.

Тонированная бумага, трафарет кошки, клей  ПВА, манная крупа, краски, кисти, салфетки, мягкая игрушка кошка.

7. «Зимняя ночь»

Рисование картоном, набрызг, рисование пальцами

Учить составлять композицию, заполнять весь лист, равномерно разбрызгивать краску на лист бумаги.

Черная бумага, зубные щетки, палочки, белая гуашь, кусочки плотного картона.

8. «Медведь в берлоге»

Рисование поролоном, пальцами, прорисовывание деталей ватными палочками

Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках медведя; учить сочетать разные техники  в одном рисунке.

Тонированная бумага, губки для мытья посуды, ватные палочки, гуашь.

февраль

1. «Белая береза»

Пластилинография

Закреплять знания детей о строении деревьев, обратить внимание на особенности окраски и расположения веток березы, учить скатывать тонкие жгуты из пластилина и выкладывать ими изображение

Цветной картон, пластилин белого и черного цветов, изображение березы зимой, салфетки.

2

«Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

3

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

4

«Подарок папе»

Рисование по трафарету, рисование крупой

Расширять знания детей о празднике 23 февраля, вызывать желание порадовать близкого человека; формировать умение аккуратно и не спеша работать с разными материалами

Картон, трафареты военной техники, клей ПВА,  манная и гречневая крупы, кисти, гуашь, салфетки

5

«Подарок папе» (продолжение)

Рисование по трафарету, рисование крупой

Расширять знания детей о празднике 23 февраля, вызывать желание порадовать близкого человека; формировать умение аккуратно и не спеша работать с разными материалами

Картон, трафареты военной техники, клей ПВА,  манная и гречневая крупы, кисти, гуашь, салфетки

6

«Придумай и дорисуй»

Разные

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

7. «Избушка на курьих ножках»

Печать по трафарету, рисование на мятой бумаге

Знакомить со свойствами мятой бумаги, учить смешивать краски для получения нужного оттенка, развивать воображение

Тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, трафарет избушки.

8

«Наша улица»

Печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания, кисти, изображения городских пейзажей.

март

1

«Букет для мамы»

Рисование ладошками

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2

«Какого цвета весна»

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, широкие кисти.

3. «Ковер-самолет»

Печать, рисование по сырому фону

Учить детей составлять узор из повторяющихся изображений, развивать фантазию, чувство ритма

Бумага, акварельные краски, кисти, печати, изображения ковров, платков

4. «Аквариум»

Тонирование бумаги, рисование ладонью, дорисовывание деталей, оттиск

Расширять представления о морских обитателях, учить аккуратно работать с красками, самостоятельно тонировать бумагу, плавно изменять ее цвет.

Бумага белая А4, гуашь, плоские широкие кисти, трафареты рыб, изображения рыб, осьминогов, морских коньков, водорослей и т.п.

5. «Аквариум» (продолжение)

Тонирование бумаги, рисование ладонью, дорисовывание деталей, оттиск

Расширять представления о морских обитателях, учить аккуратно работать с красками, самостоятельно тонировать бумагу, плавно изменять ее цвет.

Бумага белая А4, гуашь, плоские широкие кисти, трафареты рыб, изображения рыб, осьминогов, морских коньков, водорослей и т.п.

6

«Облака»

Рисование по сырому фону

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

7. «Ветка сакуры»

Печать пластиковой бутылкой , рисование на мятой бумаге

Знакомить детей с техникой печатания дном пластиковой бутылки, учить рисовать ветку дерева кистью по мятой бумаге

Бумага, пластиковые бутылки, гуашь розового, желтого, коричневого цвета, кисти.

8

«По замыслу»

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Карандаши, листы бумаги

апрель

1 

«Апельсины»

Рисунок по трафарету, рисование-оттиск апельсиновой коркой

Учить создавать композицию, используя весь лист бумаги; наносить изображение круга через трафарет, закрашивать изображение с помощью оттиска апельсиновой коркой.

Листы бумаги, гуашь, трафареты, апельсиновая корка, салфетки

2

«Пасхальное яйцо»

Пластилинография

Знакомить детей с русскими народными традициями, праздником Пасхи; закреплять умение детей наносить рисунок из жгутов пластилина на картонную основу

Картонные силуэты яйца, пластилин, салфетки.

3

«Расцвели одуванчики»

Метод тычка.

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

4 

«Хмурый день»

Пластилиновая живопись

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

5

«Белые лебеди»

Рисование ладонью

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;

Лист тонированной бумаги, гуашь,  кисти, салфетки, изображение лебедя

6 

«Солнышко»

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

Листы бумаги, гуашь, салфетки.

7 

«Совушка - сова»

Пластилиновая живопись

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки

8 

«Плюшевый медвежонок»

Способ изображения - рисования поролоновой губкой

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

май

1. «Бабочка над цветком»

Восковые мелки + акварель

Знакомить детей со свойствами акварели, учить аккуратно пользоваться акварельными красками, не набирая слишком большое количество воды

Цветные восковые мелки, трафареты бабочек, акварельные краски, плоские кисти

2

«Букет»

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

3. «Салют»

Рисование методом тычка ,дорисовывание деталей кистью

Расширять представления детей о празднике 9 Мая, развивать воображение

Бумага, кисти (щетина), гуашь, изображения салюта

4 

«Цветочная поляна»

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

5

«Цветущая веточка»

Смешанная техника

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

6. «Космос»

Набрызг, рисование по трафарету, дорисовывание деталей кистью

Учить детей равномерно разбрызгивать краску на всю поверхность листа, развивать воображение.

Тонированная бумага, зубные щетки, палочки, кисти, трафарет ракеты, изображение космоса, планет.

7 «Черемуха душистая»

Рисование мятой бумагой, дорисовывание кистью, печать по трафарету

Закреплять знания детей о приметах поздней весны, учить аккуратно работать красками, развивать воображение.

Тонированная бумага, гуашь, бумага для рисования, кисти, трафарет вазы

8 

«Салют»         

Рисование способом тычка, дорисовывание деталей кистью

Июнь

1.

«Ежик»

Оттиск,    рисование по трафарету

Уточнять и расширять  представления детей о диких животных, формировать умение использовать бытовые предметы для  рисования, развивать мышление, воображение, фантазию

Лист, трафарет ежа, пластмассовые вилки,  поролон ,гуашь, нитки

2. «Веселые осьминожки»

Рисование ладонью, дорисовывание деталей кистью

Расширять представления детей об обитателях морей и океанов, развивать воображение, творческую фантазию, учить аккуратно пользоваться красками, оставлять четкий отпечаток ладони на листе бумаги, прорисовывать детали кистью.

Гуашь, поролон, кисти, тонированные листы бумаги, изображения морского дна и морских обитателей

3. «Ромашки в вазе»

Рисование пальцами, методом тычка полусухой кистью, дорисовывание деталей кистью, монотипия предметная

Закреплять представления детей о признаках лета, учить различать, узнавать цветы как на картинках, так и в природе, развивать фантазию.

Тонированная бумага, гуашь, кисти, изображение ромашек, букет живых цветов в вазе.

4. «Паучок»

Кляксография с палочкой, печать,  дорисовывание деталей кистью

Расширять представления детей о насекомых, закреплять умение аккуратно работать с красками, развивать творческое воображение.

Бумага, тушь черного цвета, кисти, краски, счетные палочки, печати (цветы, бабочки)

5. «Белочка»

Рисование поролоном, методом тычка, дорисовывание деталей кистью

Расширять представления детей о белке, ее внешнем виде, повадках, закреплять умение работать с трафаретом, раскрашивать изображения способом тычка жесткой полусухой кистью (хвост белки).

Бумага, гуашь, поролон, трафарет белки, кисти (щетина, пони), изображения белки, мягкая игрушка белка.

6. «Муравейник под деревом»

Оттиск, рисование мятой бумагой, дорисовывание деталей кистью

Расширять представление детей о муравьях, их доме-муравейнике, закреплять умение рисовать крону дерева с помощью мятой бумаги, дорисовывать детали кистью, оставлять четкий оттиск на бумаге с помощью печати.

Бумага, гуашь, печати (ластик с нитью), кисти.

7. «Бабочка-красавица»

Монотипия предметная , дорисовывание деталей кистью

Расширять знания детей о бабочках, их внешнем виде; формировать представления о симметрии; развивать воображение.

Бумага, гуашь, кисти, трафарет половины бабочки, изображения разных бабочек.

8. «Рыбка»

Рисование  пластилином

Расширять представления детей о морских обитателях, развивать творческое воображение; закреплять умение отделять небольшие кусочки пластилина от большого куска, скатывать шарики, расплющивать их и равномерно располагать на бумаге, имитируя чешую.

Картон голубого цвета, пластилин, изображения рыб.

Июль

1. «Цветок для мамочки»

Рисование ватными палочками

Закреплять представления о строении цветов, формировать умение рисовать ватными палочками, оставляя отпечатки, образующие линию-контур, закрашивать контур цветка отпечатками палочек, не оставляя пустых мест

Ватные палочки, бумага, простой карандаш, гуашь, изображения цветов.

2. «Дерево»

Кляксография с трубочкой, рисование ватными палочками

Закреплять знания детей о строении дерева, формировать умение оставлять кляксу на бумаге, раздувать ее в заданном направлении через трубочку, дорисовывать крону дерева ватными палочками.

Тонированная бумага, тушь, пипетки,  трубочки, гуашь, ватные палочки.

3. «Цветочная полянка»

Рисование пальцами, оттиск вилкой

Развивать воображение, фантазию, закреплять умение аккуратно работать с красками.

Бумага, гуашь, одноразовые вилки, изображения цветов.

4. «Цветик-семицветик»

Отпечаток листьями + набрызг

Учить  наносить равномерно краску на листья, оставлять четкий отпечаток на бумаге; формировать умение равномерно и аккуратно разбрызгивать краску на всю поверхность листа

Бумага, листья деревьев, кисти, гуашь, зубные щетки, палочки

5. «Наливное яблочко»

Рисование по сырому фону

Знакомить со свойствами акварельных красок, развивать творческое воображение, закреплять умение изображать предметы округлой формы.

Бумага для акварели, вода, акварельные краски, кисти, изображение яблока, яблоки разных сортов

6. «Одуванчики»

Рисование на мятой бумаге

Закреплять знания о цветке одуванчике, знакомить с техникой рисования на мятой бумаге

Бумага, кисти, акварельные краски, изображения одуванчиков

7. «Клубничка»

Рисование пластилином

Закреплять умение детей наносить изображение способом размазывания пластилина по бумаге, развивать мелкую моторику рук.

Картон, трафареты клубники и листьев, простые карандаши, пластилин, изображение клубники крупным планом.

8. «Нарисуй  лето»

Выбор ребенка

Развивать творческое воображение, закреплять умение наносить изображение на бумагу различными способами.

Бумага, краски, трафареты, кисти, ватные палочки, печати, пластилин, трубочки, листья, тушь, пипетки.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная  программа по рисованию «Волшебные краски» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 72 часа. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговым мероприятием по реализации программы будет выставка детских рисунков.

Ожидаемый результат:

  • развитие у детей фантазии, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности
  • улучшение мелкой моторики рук детей
  • совершенствование у детей навыков работы с различными изобразительными материалами
  • овладение детьми способами нетрадиционной техники рисования
  • расширение и обогащение художественного опыта детей

     Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Оценочные и методические материалы

Формы контроля: наблюдения.

Критерии отслеживания усвоение программы: диагностика «Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник»

Автор: Курчавая Татьяна Евгеньевна

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Направления обследования:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
  2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
  3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
  4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

 Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  • По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • недостаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками


Таблица результатов диагностики

Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник

п/п

ФИ ребенка

Цветовое восприятие

Предметное рисование

Сюжетное рисование

Декоративное рисование

Итоговый показатель

Список литературы:

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.