Главные вкладки

    «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»
    материал по рисованию (младшая группа) на тему

    Гарифуллина Алсу Римовна

    Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки…,чем сложнее движения…, тем ярче стихия детского разума…»,-- писал В.А. Сухомлинский.            Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon alsu_indiv_plan.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Высокогорский детский сад  «Подсолнушек»

    Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

    Индивидуальный план на межаттестационный период  работы воспитателя

     Гарифуллина Алсу Римовна

    на 2014-2019 г.

    2014

    Личная карта

    Образование:  высшее

    Педагогический стаж:  6 лет

    Общий стаж трудовой деятельности:  12 лет

    Должность:  воспитатель

    Квалификационная категория:  СЗД

    Курсы повышения квалификации: «Инновационные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в объеме 64 часа. Государственное автономное профессиональное учреждение «Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая», 162406755457 выдан 31.05.2018;

    Программа, по которой работает воспитатель: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Тема самообразования: «Развития мелкой моторики у дошкольников посредством  нетрадиционной техники рисования»

    Цель: развитие у детей художественно -  творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционным методам  рисования.

    Актуальность

    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

    Дети любят, очень любят рисовать.

    На бумаге, на асфальте, на стене.

    И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

        Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки…,чем сложнее движения…, тем ярче стихия детского разума…»,-- писал В.А. Сухомлинский.            Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

          Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

    План работы по самообразованию

    1. Изучить методическую  литературу по данной теме.

    2. Беседы с детьми о нетрадиционных приемах в рисовании.

    3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

    4. Консультация для родителей « Нетрадиционные техники рисования  в совместной деятельности детей и родителей».

    5. Консультация для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования».

    6. Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения.

    7.  Участие детей в конкурсах.

    8. Выставки работ.

    Задачи:

    1. Закрепить и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
    2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    3. Формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию.
    4. учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной технике, неизвестного материала.
    5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
    6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

            7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для рисования нетрадиционным методом.                                                                                                      

            8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

            9. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством нетрадиционной техники рисования

    10. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.                                   11. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

           Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Выявление уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, творческой и т.д.

    Этапы:

    I этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных методов нетрадиционного рисования,  где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, творческие способности.

    II этап – диагностический,  внедрение в практику нетрадиционную технику рисования

    На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

    III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании игровых упражнений, подгрупповых упражнений по овладению техникой нетрадиционного рисования, следовательно, развитию мелкой моторики.

    Представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете. Выступление на общем родительском собрании. Освещение форм работы  по развитию мелкой моторики посредством  нетрадиционных форм рисования через средства массовой информации.

    Основные вопросы, намеченные для изучения:

    1.Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования .                                                                                                                                                                                                                                                               2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.                                                                                                                    3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

    Форма отчётности:

    • Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики у дошкольников  посредством нетрадиционной техники рисования
    • Провести анкетирование родителей.
    • Оформление выставки детских работ.
    • Выступления на педагогическом совете.
    • Уголок для родителей

    Формы работы с родителями:

    - анкетирование родителей

    - ознакомление с видами нетрадиционного рисования

    - выступления на родительском собрании

    - мастер – классы для родителей

    - выставки для родителей

    Консультации:

    -  «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»

    -  « Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

    -  «Ах, вернисаж»

    -  «Волшебные ладошки»

    -  «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

    - «Развития творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения»

    -  «Рисуя - играем»

    - «Нетрадиционные  техники рисования и  развитие мелкой моторики в ДОУ»;

    - «Чем занять ребёнка дома»;

    - «Что такое ФГОС дошкольного образования?»;

    - «Игры с предметами домашнего обихода»;

    - «Играем пальчиками»;

    - «Развитие графических навыков у дошкольников»;

    - «Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики»;

    - «Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики»

    Формы работы с детьми:

    - совместная работа с детьми;                                                                                                                                                                                                                            - индивидуальная работа;                                                                                                                                                                                                                            - пальчиковые гимнастики;                                                                                                                                                                                                                         - изготовление дидактических игр, шнуровок;                                                                                                                                                                                                  - использование нетрадиционного метода рисование пальчиками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 – использование  пластилина и соленого теста при рисовании нетрадиционными методами                                                                                                                                                                                                          - использование нетрадиционной техники рисования кистью, карандашом;

    -использование оттиска;

    - использование волшебных ниточек;

    - сочетание различных техник изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла;

    - самостоятельно находить сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;

    - создание многофигурных композиций пейзажного и сказочного содержания;

    -  использование  вариантов композиции и цветовой гаммы при создании рисунков

    - рисование с использованием шаблонов, трафаретов;                                                                                                                                                                       - свободная самостоятельная деятельность самих детей;                                                                                                                                                                                               - массаж кистей рук;                                                                                                                                                                                                                                     - физкультминутки;

            - пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

            - рисование пальчиками

            - использование  пластилина

            - рисование: кистью, зубной щеткой, свечкой и т. д.

            - различные виды аппликаций

            - рисование по трафаретам

            - оттиски

            - монотипия

            - рисование ладошками

            - отпечатки - картинки

            - печать из ниток

            - отпечатки листьев

            - восковые мелки и акварель

            - дорисовка (по принципу симметрии)

            - тычок жесткой полусухой кистью

    Изучение  нормативных документов

     

    Изучение научной и учебно-методической литературы:

    1. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

    2Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

    3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

    4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

    5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

    6. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл. ; Комарова Т. С.

    7.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

    8. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.

    9. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста». Москва, 2009,  Янушко Е. А.

    10. «Утренняя гимнастика в детском саду» М: «Мозаика-синтез» Харченко Т.Е.2011г

    11. «Развивающие занятия в детском саду». И: «Академия развития»2008г Фомина Л.В.

     12. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». СПБ, Детство-ПРЕСС, 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников"

    Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки...

    Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования"

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    Презентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"

    Перзентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"...

    Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"

    laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...