Рабочая программа по нетрадиционному рисованию Октябрь 2018г
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Чумичева Татьяна Дмитриевна

Рабочая программа и перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для детей 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chumicheva._programma_volshebnaya_kistochka.docx392.51 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                             Утверждаю:

зам. зав. по ВМР                                                                       на Совете педагогов: 30.08.2018, протокол № 4

_________ О.А. Буцин                                                         заведующий МАДОУ д/с комбинированного вида

                                                                                      №8 «Берёзка

30.08.2018                                                                               ____________________________ Е.В. Миронова

 

 

                                                                           Составитель: Чумичева Т.Д., воспитатель

http://www.playing-field.ru/img/2015/052217/2928835

г. Ступино

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена для организации работы с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Рабочая программа разработана на основе методического пособия Никитиной А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – Санкт-Петербург: КАРО, 2016.

  Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений

искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь

ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и

красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве.  

  Данная программа обращена к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.  Новизна настоящей программы заключается в том, что использование данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения и не «укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными.

Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость.  Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей   ребёнка.

   Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у детей такие качества как: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. 

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умения концентрировать внимание, мелкой моторики и координации движений рук у детей. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический  вкус.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Отличительной чертой является развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.

Цель программы: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения

        с использованием различных материалов;

  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,

        учить понимать выразительные средства искусства;

  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться

        красоте природы, произведений классического искусства, окружающих

        предметов, зданий, сооружений;

  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении

        предметов и явлений окружающей деятельности;

  • формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,

        иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить  

         замечать сочетание цветов);

  • развивать творческие способности детей; развивать эстетическое восприятие

        художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических

        объектов;

        развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ

        в разных техниках.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

-воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим;

-воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.

Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

Наглядность в обучении - принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;

Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе  глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Принцип сознательности и активности -  обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Методические рекомендации к организации ООД

Направленность: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Уровень программы: развивающий. Возрастная категория: 4-7 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

                           

ООД осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.

У детей с 4-5летнего возраста эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым.

Дети 6-7 лет уже способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.

Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.

Исходя из возрастных, психолого – педагогических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста программа рассчитана на трёхлетний срок обучения.

НОД проводятся  с октября  по апрель  включительно один  раз в неделю по одному учебному часу, во второй половине дня. Численность воспитанников в группе не превышает 15 человек. Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными особенностями детей. Длительность одного учебного часа: от 30 до 40 минут в зависимости от возраста.

Возрастная группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная к школе группа

Длительность ООД

30 мин

35 мин

40мин

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих          материалов и оборудования:

  - наборов разнофактурной бумаги, ткани.

  - дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

  - художественно-изобразительного материала: кисти, палитра, стаканчики для

    воды и т. д.

  - инструментов для художественного творчества.

Методическое обеспечение программы.

Воспитатель использует в своей работе нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  •  рисование пластилином;
  •  тычок жесткой кистью;
  •  оттиск печатками из ластика;
  •  оттиск поролоном;
  •  восковые мелки и акварель;
  •  свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  •  кляксография;
  •  монотопия;
  • отмывка;

        вливание цвета в цвет;

  • выдувание;
  • печать по трафарету;
  •  рисование мыльными пузырями;
  • волшебные нитки;
  • граттаж и т.д.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованными и смелыми, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

  Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Задачи первого года обучения:

  •  вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание

     действовать с ними;

  •  побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то,

     что для них интересно или эмоционально значимо;

  • создавать условия для освоения цветовой палитры;
  • создание условий для коммуникативной деятельности детей;
  • развитие связной речи.

Задачи второго года обучения.

  •  Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя

     непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично  

     способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению

     цветовой гаммы рисунков.

  •  Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования

     к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая  

 их предметом специальных учебных знаний.

  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его

    деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,  

    сотрудникам детского сада).

  • Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать  

    и противопоставлять, рассуждать.

Задачи третьего года обучения.

  • Развитие фантазии и воображения.
  • Формирование оригинальных идей.
  • Вызвать желание придумывать новые композиции.
  • Формирование графических навыков и умений.
  • Развитие познания и эстетического восприятия.

Структура построения организованно образовательной деятельности.

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

ЧАСТЬ 2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят: рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, объяснение материала, показ воспитателя, непосредственно процесс творческого рисования.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физкультминутка.

Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.

Приемы и методы, используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игр методы,
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая  

    драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая  

    оценка.

  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца,

    показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая;

- индивидуальная.

Формы проведения занятий:

- занятие-путешествие;

- занятие-эксперимент;

- игра;

- экскурсия;  

- проблемная ситуация.

                Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОО.
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Сотрудничество с родителями:

  • помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в

    группе;

  • анкетирование родителей;
  • совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОО;
  • оформление фотоальбома кружка «Волшебная кисточка»;
  • участие в викторинах и конкурсах.

Работа с педагогами:

  •  консультации для педагогов;
  •  выступления на педагогических советах, методических объединениях;
  •  педагогическая мастерская «Обмен творческими находками»;
  •  мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

Ожидаемые результаты:

1.Желание и умения детей самостоятельно творить, переживая радость

  творчества.

2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности

    разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения,

   композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной

   координации.

4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.

 

Выводы: в   результате   целенаправленного   внедрения нетрадиционных техник рисования в процесс обучения и воспитания у детей сформирован интерес   к   художественной   деятельности, развиты художественно - творческие способности   к   индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности. Дети отличаются самостоятельностью, активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.

              ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Цель проведения диагностики:

  1. Выявить уровень художественного развития детей;
  2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Методы и приёмы диагностики

  1. Наблюдение;
  2. Беседа;
  3. Игровые приемы;
  4. Анализ детских работ.

   При общении с детьми необходимо использовать   демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Необходимо применять мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, необходимо учитывать их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Обследование необходимо проводить по направлениям.

1.Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.

2.Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания

   отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования  

   знакомых материалов и инструментов;

3.Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке

   несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники;

4.Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью

  знакомых нетрадиционных техник.

 

                                       Методика проведения:

1. Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.

2.На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного

   выбора их детьми;

3.Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно

   пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для

   реализации своего замысла;

4.По ходу фиксируется: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на

   ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник,

   комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие

   художественного образа.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках

  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД

Средняя группа.

Тема

Техника

Программное содержание

Литература

1

Букет

Пальцеграфия

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью.

Конспект

2

Бабочка

Рисунки из ладошек

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

Конспект

3

Синичка

Рисунки из ладошек

Продолжать знакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

Конспект

4

Сказочное дерево

Сочетание пальцеграфии с рисованием ладошками

Закрепить технику рисования пальчиками с рисованием ладошками

Конспект

5

Рыбки

Сочетание пальцеграфии с рисованием ладошками

Развивать умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и

оттенки красок для точности передачи образа.

Конспект

6

Пушистый котёнок

Техника рисования тычком

Познакомить с техникой тычка. Учить имитировать пушистые и колючие предметы или объекты методом тычка.

Конспект

7

Ёлочка

Техника рисования тычком

Учить имитировать пушистые и колючие предметы или объекты методом тычка.

Конспект

8

Ёжик

Техника рисования тычком

Развивать умение имитировать пушистые и колючие предметы или объекты методом тычка.

Конспект

9

Зайчик зимой

Техника рисования тычком

Закрепить умение имитировать пушистые и

колючие предметы или объекты методом тычка.

Конспект

10

Бабочка

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Конспект

11

Цветок

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью.

Конспект

12

Ёлочка

Рисование зубной щеткой

Познакомить с техникой рисования зубной щёткой. Учить набирать краску на щетину и проводить линии на листе бумаги в соответствии с замыслом.

Конспект

13

Зимний лес

Набрызг

Познакомить с техникой набрызга. Формиро умение создавать рисунки многослойным набрызгом.

Конспект

14

Циплёнок

Рисование губкой

Познакомить с техникой рисования губкой. Формировать навыка печатания краской.

Конспект

15

Овощной салат

Печатания природным материалом

Познакомить с новой техникой печатания половинками лука, кусочками огурца. Учить на отпечатываемую поверхность предмета набирать или наносить кисточкой краску,

вертикальным движением ставить отпечаток на лист бумаги.

Конспект

16

Варим компот

Печатания природным материалом

Закрепить технику печатания с помощью половинок яблок. Учить на отпечатываемую поверхность предмета набирать или наносить кисточкой краску,

вертикальным движением ставить отпечаток на лист бумаги.

Конспект

17

Ветка Рябины

Рисование ватными палочками

Формировать умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги, рисовать точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами

Конспект

18

Цветок

Рисование ватными дисками

Учить рисовать ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью,

сложив пополам или в четверть.

Конспект

19

Тюльпаны

Рисование вилкой

Учить плоской поверхностью вилки набирать краску и делать отпечатки на бумаги.

Конспект

20

Падают листья

Рисование мятой бумагой

Сочетать рисование с аппликацией (ствол и ветки). Учить делать отпечатки краской при помощи смятого кусочка бумаги (листья).

Конспект

21

Вишня в цвету

Кляксография

Учить создавать изображения при помощи пятен и клякс. Кляксы дополнять рисунком,

а можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят

кляксы по замыслу.

Конспект

22

Тучка

Ниткография

Учить набирать краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создавать узор отпечатыванием с

движением нити.

Конспект

23

Чудо-цветок

Ниткография

Совершенствовать в данной технике умения. Закрепить рисование с помощью нити, учить дорисовывать до задуманного образа. Развивать чувство композиции.

Конспект

24

Подарок для мамы

Рисование манкой

Развивать умение аккуратно обводить трафарет и наносить клей в пределах контура, на него насыпать манку и плотно

прикладывать лист бумаги сверху.

Конспект

25

Зимний пейзаж

Рисование свечой

Развивать навыки рисования линий, пятен, простых геометрических фигур необычным

инструментом — свечой, а затем закрашивать лист акварельными красками.

Конспект

26

Летний луг

Рисование восковыми мелками

Развивать навыки — рисование карандашом (восковые мелки, как правило,

имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти.

Конспект

27

Домик

Граттаж (воскография)

Учить рисованию процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской.

Конспект

28

По замыслу

Рисование через мокрую марлю

Учить рисовать кистью и красками, но с использованием мокрой марли.

Конспект

29

В лесу родилась елочка

Рисование восковыми мелками и акварелью

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Конспект

30

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска,

клетка).

Конспект

31

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Конспект

32

Цветы

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

Конспект

  33

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования

Конспект

Старшая группа.

№ п/п

Тема

Техника

Программное содержание

Литература

1

Луг

Акварельные краски+ восковые мелки

 Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

  1. Конспект

2

Медвежонок

Оттиск «знакомая форма – новый образ»

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Конспект

3

Бабочки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

  1. Конспект

4

Осеннее разноцветье

Печатание листьями

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.

  1. Конспект.

ы

5

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

  1. Конспект.

ы

6

Рябина

Рисование пальчиками

 Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие

ыК  Конспект

7

Осенний парк

Кляксография. Набрызг.

Познакомить  техникой рисования «Цветные кляксы». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

  Ы Конспект

8

Осенние листья

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования.  Развивать чувство композиции

  1. Конспект

9

Расписная тарелочка

Рисование ватными палочками

Формировать  умения следовать устным

инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

10

Осеннее дерево

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Учить изображать предмет, используя различные  нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками).  Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

ыК   Конспект

11

Листопад

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Ы   Конспект

12

Витражная роспись

Рисование восковыми мелками и акварелью

Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.

Ы    Конспект

13

Первые снежинки

Рисование манной крупой

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

 Ы   Конспект

14

Новогодняя ель

Рисование восковыми мелками и акварелью

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Ст   Конспект

  1. .

15

Сувенир из солёного теста

Тестопластика

Знакомство с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

16

По замыслу

Различные

 Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Конспект

17

Снежок

Монотипия. Рисование пальчиками

Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Конспект

18

Зимние пейзажи

Рисование манной крупой

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Конспект

19

Вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого

гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

Конспект

20

Забавные спиральки

Спирали

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования тушью, тонкими палочками. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, завиток, спираль.

Конспект

21

Подарок для папы

Контурное торцевание

Совершенствовать в данной технике умения.

Конспект

22

Подводное царство

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки  + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

Конспект

23

Фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ  используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Конспект

24

Матрешки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

Конспект

25

Полярная ночь

Различные

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

Конспект.

26

Сказочный сад

Черно-белый гроттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).  

Конспект

27

Подарок для мамочки Фоторамка из солёного теста.

Тестопластика

Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом,

приучать  к точным движениям пальцев,

совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

28

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки

Конспект

29

Цветочная полянка

Тестопластика

Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом,

приучать  к точным движениям пальцев,

совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

30

Чудо-цветок

Ниткография

Знакомство с новой техникой. Учить рисовать с помощью нити, дорисовывать до задуманного образа. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения.

Конспект

31

Разноцветные планеты

Тестопластика

Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом,

приучать  к точным движениям пальцев,

совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

32

Космос

Соляные пятна -Акварель +соль        Соляные пятна

Совершенствовать умения и навыки в рисования  с помощью соли и акварельных красок. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Конспект

33

Пчелки

Восковой мелок+ акварель, черный маркер+ акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках.  Развивать чувство композиции

Конспект

34

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт

определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

Конспект

35

Панно «Подсолнухи»

Тестопластика

Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

36

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

Конспект

37

Весна

Рисование пластилином - пласилинография

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой пластилинография.  Развивать у детей способность работать с пластилином на листе бумаги, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Конспект

Подготовительная к школе группа.

№ п/п

Тема

Техника

Программное содержание

Литература

1

Осенние листья

Печатание листьев.

Гуашь.

Кисти.

 Познакомить с техникой печатания листьев. Учить смешивать краски прямо

на листьях.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 23

2

Грибы в корзине

Рисунки из ладошки

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 25

3

Зачем человеку зонт.

Печать по трафарету.

Познакомить с новым методом-печатью по трафарету.

Развивать чувство ритма.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 27

4

Улетаем на юг.

Кляксография.

Познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 29

   5

Мой любимый свитер

Оттиск печатками из картофеля

Закрепить умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 31

6

Ёжик

Тычок жесткой полусухой кистью

 Закрепить умение рисовать тычками. Учить выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 33

7

Весёлые человечки

Волшебные верёвочки.

Продолжать знакомить с методом рисования с помощью разноцветных верёвочек. Передать силуэт человека в движении.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 35

Ст

8

Моё любимое дерево осенью.

Кляксография трубочкой

Познакомить с новым приёмом рисования: выливаем краску на лист и раздуваем из трубочки так, чтобы её конец не касался бумаги. Детали дорисовываются.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 37

9

Первый снег

Монотипия.

Рисование пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 39

Ст

10

Снежинки

Воздушные фломастеры.

С помощью трафаретов снежинок делать делать набрызг из фломастеров, развивать чувство композиции.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 41

Ст

11

Лесичка-сестричка

Печать по трафарету

Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 43

С

12

Дымковская игрушка

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 45

Ст

13

Ёлочка нарядная

Рисование пальчиками. Оттиск паралоном.

Закрепить умение изображать ёлочные игрушки.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 47

14

Зимний лес

Рисунки

из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу

и обводить простым карандашом. Каждый пальчик-ствол дерева.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 49

15

Обои в моей комнате.

Оттиск печатками, поролоном.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 51

16

Сказочные цветы

Воздушные фломастеры.

 Закрепить навык рисования, используя трафареты цветов.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 53

17

Узор на тарелочке-городецкая роспись

Оттиск

печатками

из картофеля

Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге.

Развивать чувство композиции

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 55

18

Филин

Тычок

полусухой жесткой

кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться средствами графики

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 57

19

Пингвины на льдинах

Печать по трафарету

Учить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск с помощью трафарета

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 59

20

Черепахи.

Восковой мелок

 и акварель, чёрный маркер

 и акварель

Совершенствовать умение в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 61

21

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Конспект

22

Открытка

для мамы

Печать по трафарету,

воздушные

фломастеры

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 63

23

Семёновские матрёшки

Оттиск

печатками

Познакомить с семёновскими матрёшками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 65

24

Стройка, спецтранспорт

Печать по трафарету

Научить рисовать с помощью трафаретов различные машины. Создавать коллективную работу

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 67

25

Ранняя

весна

Монотипия

пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, а на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр.69

26

Ветка с первыми листьями

Оттиск

печатками

Учит рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 71

27

Звёздное

небо

Свеча

и акварель

Учить создавать изображение звёздного неба, используя акварель и свечу.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 73

28

Аквариум

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург. Стр. 75

29

Растения в нашей группе

Оттиск поролоном

Ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург: Каро.

Стр. 77

30

Грачи прилетели

Печать

 ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелётных птиц

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 79

31

Салют

в День Победы

Воздушные фломастеры

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 81

32

Одуванчики

Рисование верёвочкой        Соляные пятна

Закрепить технику рисования верёвочкой

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург: Каро.

Стр. 83

33

Бабочка

Монотипия предметная

Учить соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 85

34

Красивый пейзаж

Рисование

 песком

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

Никитина А.В.

Нетрадицион-

ные техники

рисования в

детском саду-

Санкт-Петер-

бург:Каро,96с.

Стр. 87

35

Итоговая выставка рисунков

Поощрить детей за работу. Выбрать лучшие

Конспект

Литература:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
  5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  10. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  13.  Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  14.  Лыкова И.А. Солёное тесто в детском саду, в семье, детском саду и начальной школе. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  17. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  18. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  19. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  20. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – Санкт-Петербург: КАРО, 2016.-96с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в младшей группе "Разноцветные ладошки"

Рабочая программа для детей младшей группы " Разноцветные ладошки"...

Рабочая программа. Тема: Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и пе...

рабочая программа кружка нетрадиционного рисования "Весёлая палитра"

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет

Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...

рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"

Виды техник по нетрадиционной технике рисования....

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...