Декоративное рисование в старшей группе на тему: "Лошадки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Салчак Анджела Юрьевна

конспект НОД по ХЭР.

Декоративное рисование в старшей группе на тему: "Лошадки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)

Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Цель: Учить детей украшать пальцами лошадку (дымковская игрушка вылепленная из глины), рисовать кистью волнистые линии.

Задачи:

Образовательные: Учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, закрепить знания о тувинских орнаментах; учить детей согласовывать движения с речью; упражнять в рисовании пальцами.

Развивающие: Развивать у детей внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев, развивать художественный вкус, обогащать словарный запас.

Воспитывающие: Воспитывать у детей любовь к русскому и тувинскому прикладным искусствам, воспитывать самостоятельность, увидеть и почувствовать красоту в окружающем мире, воспитывать любовь и гордость к мастерам и умельцам, умение работать аккуратно.

Методические условия реализации:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: объяснение, беседа, художественное слово, рассматривание, показ образца, сюрпризный момент, игра.

Форма: самостоятельная изобразительная деятельность.

Словарная работа: Дымково – маленькое село в России, мастер – умелый человек, который делает красивые вещи, мастерская – это дом или кабинет, который работает мастер или рабочее место мастера.

Материально-технические средства реализации:

Демонстрационный материал: письмо от Марьи-Искуссницы, тувинское национальное пальто (шыва-тон), платок, палочка, набор для игры «Найди элемент узора» карточки с изображениями элементов дымковской росписи (точки-горошинки и волнистая линия),  лошадки, вылепленные из глины, гуашь (красный, синий, желтый), аптара, кровать, стол, дымковские игрушки, кепка, микрофон.

Раздаточный материал: вылепленные лошадки по числу воспитанников: влажные салфетки, кисточки маленькие, клеенки, гуашь (красный, синий, желтый).

Предварительная работа с детьми: Рассматривание тувинских орнаментов, рассматривание дымковских изделий.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, когда я шла сюда, заглянула в почтовый ящик нашего детского сада. А там было письмо, адресованное вам. Хотите узнать, кто же  нам прислал письмо и что там написано?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: тогда внимательно  слушайте меня!

«Дорогие ребята!

Меня зовут Мария-Искуссница. Я слышала, что вы очень добродушные дети. Хочу, чтобы вы мне помогли. И я приглашаю вас в наше волшебное село «Дымково». Приезжайте буду ждать.

 Мария-Искуссница.»

Воспитатель: За высокими горами, синими морями есть село волшебных мастеров. Ребята, хотите поехать в волшебное село и помочь Мерье-Искусснице?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю поехать сейчас же на лошадках.

(Дети изображают человек едущего на коне и отправляются подскоками вокруг зала за воспитателем)

I-ая часть.

Воспитатель: Остановитесь ребята! Посмотрите юрта стоит. Кто же живет в юрте? Давайте посмотрим!

Дети: Давайте.

(Воспитатель надевает на себя тувинское национальное пальто)

Бабушка: Здравствуйте, дети мои! Куда вы спешите?

Дети: Мы едем в волшебное село «Дымково», где живет Мария-Искуссница. Хотим ей помочь.

Бабушка: Какие вы добродушные. Я думаю и умные дети.

Дети: Да, мы умные.

Бабушка: Тогда я хочу, проверить вас. Кто вошел в мою юрту, тот не уходит, если не поиграет в игру «Найди элемент узора». Так вы готовы играть?

Дети: Да, готовы.

Дидактическая игра: «Найди элемент узора»

Цель: Уточнить и закрепить представление об основных элементах тувинской росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Ход игры:

Бабушка: посмотрите ребята, что здесь нарисовано?

Дети: Здесь нарисована пиала.

Бабушка: Какого цвета пиала и чем украшена?

Дети: Пиала красного цвета, украшена тувинским узорами.

Бабушка: Какого цвета узоры?

Дети: узоры синего цвета.

Бабушка: как же называются эти узоры?

Дети: Многолепестковые розетки, волнистые линии.

Бабушка: найдите из этих узоров, те которые изображены на пиале. И положите на карманчики.

(Ведется такая же работа с изображением ступки).

Бабушка: Да, вы очень умные ребята! Молодцы! Счастливого Вам пути!

Дети: Спасибо бабушка. До свидания!

(Дети едут дальше на лошадках)

II-ая часть.

Воспитатель: Вот и мы приехали.        

(Воспитатель надевает на голову платок и превращается в Марью-Искуссницу)

Марья-Искуссница: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте, Марья-Искуссница!

Марья-Искуссница: Добро пожаловать в село волшебных мастеров «Дымково». В нашем селе в далекую старину зародилась дымковская игрушка. Посмотрите какие красивые игрушки. Это водоноска, это нянька, лошадка. Посмотрите как они красиво украшены.

(Показывает детям дымковские игрушки)

Марья-Искуссница:

Из-За леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятах.

А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками? Мастера – умелые люди, которые делают красивые вещи, в нашем случае это люди которые скрашивают наши вылепленные из глины лошадки.

Дети: Да, хотим.

(Звучит музыка «волшебства». Марья-Искуссница достает из кармана волшебную палочку и со словами «Абракадабра, пусть ребята превратятся в настоящих мастеров» превратит воспитанников в мастеров-художников).

Марья-Искуссница: Теперь вы настоящие мастера-художники. Я вам приготовила лошадок, вылепленные из глины. Украсьте их дымковским узорами точками-горошинками и волнистыми линиями. Какие еще дымковские узоры ещё знаете?

Дети: Мы знаем такие узоры как прямая линия, волнистая линия, круги, точки-горошинки.

Марья-Искуссница: Какие цвета используют для украшения дымковских игрушек?

Дети: Для украшения игрушек используют: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый цвета.

Марья-Искуссница: Ребята, наша лошадка какого цвета?

Дети: Лошадка белая с черной гривой, хвостом, носом, глазами и копытами.

Марья-Искуссница: Чем украшена лошадка?

Дети: Лошадка украшена дымковскими узорами: точками-горошинками и волнистыми линиями.

Марья-Искуссница: Какие по цвету точки-горошинки?

Дети: Красные и синие точки-горошинки, желтые волнистые линии.

Марья-Искуссница: Чем отличаются красные точки-горошинки от синих?

Дети: Они отличаются величиной. Красные – большие, а синие – маленькие.

Марья-Искуссница: А волнистые линии какого цвета?

Дети: Волнистые линии желтые.

Марья-искуссница: Молодцы, ребята! Теперь распишем своих лошадок точками горошинками и волнистыми линиями. Точки-горошинки будем рисовать не кистью, а пальцами. Сначала указательным пальцем нарисуем большую точку-горошинку. А потом мизинцем нарисуем маленькие точки-горошинки. Покажите указательный палец (дети показывают), а теперь мизинец (дети показывают).  А после кисточкой нарисуем волнистые короткие линии.  

Марья-Искуссница: Какого цвета краску берем, если будем рисовать большую точку-горошинку?

Дети: Если будем рисовать большую точку-горошинку, то берем – красную.

Марья-Искуссница: А если будем рисовать маленькую точку-горошинку?

Дети: А если маленькую точку-горошинку, то берем синюю краску.

Марья-Искуссница: Не забудьте во время работы чистить пальцы влажной салфеткой. Настоящие мастера работают аккуратно, не пачкают руки и одежду. И вы работайте аккуратно, вы же теперь настоящие мастера-художники.

Марья-Искуссница: А теперь приступим у работе!

(Дети работают под музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу.)

Физкультминутка.

Эй, лошадки, все за мной!    (Руки Вперед, «пружинка»)

Поспешим на водопой!

Вот река широка и глубока,    (Плавно руки в стороны.)

Не достать до дна.

А водица вкусна! Пейте!     (Наклоны вперед.)

Хороша водица!

Постучим копытцем!    (Притоп ногой.)

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали все за мной,

Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!    (Подскоки на месте).

Марья-Искуссница: Потрудились вы на славу. И лошадки так радуются, что вы так красиво украсили их. Поэтому они хотят с вами поиграть. Давайте поиграем с нашими лошадками.

Динамическое упражнение «Лошадка»

Цель: Развивать у детей речь и звукопроизношение, фонематический слух.

Ход: Цокать языком, то присасывая его к небу, то отрывая от неба. Цокать можно сначала в медленном темпе, потом более быстром и затем опять в медленном темпе. При этом сидеть надо ровно. Двумя пальцами изображать едущего на коне человека. Приехали. Остановили лошадку. (Произнести конюхское «Тпр-р-р» за счет вибрации губ).

Устала лошадка. Теперь ее надо напоить и накормить:

- На, лошадка, ешь сено.

 Жует лошадка сено. (Воспитатель показывает прием самомассажа языка «Пожуем» а дети его повторяют).

Самомассаж языка «Пожуем»

Слегка прикусывать кончик языка зубами, одновременно произнося слоги: «Та-та-та….»

Упражнение «Попьем»

 А теперь напоим лошадку водой.

- На, лошадка, пей воду.

(Вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух.)

Упражнение для фонематического слуха «На» и «Но»

Воспитатель произносит ряд звукоподражаний «Но, на, но, на», делая паузы между ними. А дети в это время показывают соответствующие артикуляционные и общие движения. Если взрослый говорит «Но!», то дети цокают языками и изображают, что держат в руках поводья. Если воспитатель говорит «На!», то дети протягивают руки вперед, как будто собираются накормить лошадку.

Марья-Искуссница: Молодцы, ребята. А теперь, детвора,

В детский сад спешить пора.

Вас, наверное, ждут. Спасибо вам большое. Вы настоящие мастера художники.

Дети: До свидания!

Марья-Искуссница: До свидания, ребята!

Воспитатель: Все сядем на лошадки и поехали.

 (Звучит музыка. Дети изображают езду верхом на лошадях)

III – я часть.

Воспитатель: Вот и мы пришли в детский сад. Сегодня к нам в гости пришел журналист детской газеты «Сылдысчыгаш»

(Воспитатель переодевается в журналиста).

Журналист: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте!

Журналист: Я слышала, что вы были в гостях в селе «Дымково» Расскажите мне о вашем путешествии.

(Если дети отвечают хором)

Журналист: Вы уже большие дети, вы же не будете мешать другу, если он говорит. Говорить надо по очереди. Или отвечать будет тот кого я спрошу.

(Дети рассказывают)

Журналист: Что же вы делали в волшебной селе «Дымково»? Кому помогали?

Дети: Помогали мы Марье-Искусснице. Разукрасили лошадей.

Журналист: Чем же вы украсили лошадей?

Дети: Лошадей украсили дымковским узором точками-горошинками и волнистыми линиями.

Журналист: Каким цветом вы украшали большую точку-горошинку, а каким цветом маленькую точку-горошинку, и каким цветим волнистую линию.?

Дети: Большую точку-горошинку украшали красным цветом, а маленькую точку-горошинку синим цветом.

Журналист: Вам понравилось украшать лошадей?

Дети: Да, нам понравилось.

Журналист: Какие же вы умелые дети, просто мастера-художники! И вы заслужили медали. Поэтому от  газеты «Сылдысчыгаш», я дарю вам маленькие сердечки. (Раздает детям сердечки).

Журналист: Я сейчас с вами сделаю селфи. Улыбнитесь! Молодцы! До свидания, ребята!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе "Росинкина игрушка"

Дети придумывают свою - "росинкину" игрушку, используя в росписи знакомые элементы различных видов народного творчества. Опыт детей получен из видеоматериалов, интернет-ресурсов по теме "Народно-прикл...

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе " Теремок"

Знакомство детей с элементами городецкой росписи. Использование в работе матриц ( из картофеля)...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Зимние узоры на окне"

Занятие помогает детям проявить творчество и фантазию в составлении узора из растительных элементов с использованием краски холодного тона....

Перспективный план по декоративному рисованию для старшей группы детского сада

В перспективном плане отражены основные темы по ознакомлению старших дошкольников с декоративным рисованием....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе"Городецкая роспись"...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Конспект занятия по декоративному рисованию                         В старшей гр...