Взгляды зарубежных исследователей на проблему детского изобразительного творчества
консультация по рисованию на тему

Кужеватова Светлана Викторовна

Консультация для молодого педагога по теории и методики детского изобразительного творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для молодого педагога

теория и методика развития детского изобразительного творчества

Тема: Взгляды зарубежных исследователей на проблему  детского изобразительного творчества

 

Выполнила

Кужеватова С. В.

2017г.

Нижний Новгород

Взгляды зарубежных исследователей на проблему изобразительного творчества ребенка.

Сторонники теории свободного воспитания (первая половина 20 века)

Внимание психологов, педагогов, искусствоведов к детскому рисунку в конце 19 века было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. Рисунок детей рассматривался как объект изучения психологии ребенка. За рубежом стали появляться труды по психологии детства, в которых особое внимание отводилось анализу детского рисунка (Д. С. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт).

К. Риччи стал первым автором, посвятившим свой труд «Дети- художники» 1887год  психологическому анализу детских рисунков. Изучив большое их количество, он дал характеристику изобразительного творчества детей. Его идеи опирались на идеалистическое понимание путей развития детского творчества. Будучи приверженцем биологизаторской теории спонтанного развития, Риччи переоценивал творческие способности детей. Согласно этой теории, развитие детского творчества отожествлялось с развитием первобытного человека. Некоторыми исследователями игнорировалось своеобразие изобразительной деятельности, и детский рисунок понимался как определенная ступень, предшествующая овладению речью, как особый вид игры.

В. Штерн «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» 1922г, сближает этапы развития у ребенка речи и рисования, считая, что период «каракуль» соответствует периоду лепета, а первые изображения – первым словам и фразам. Рисунки получают наименование «символ».

Развитие детского рисунка соответствует развитию мышления и речи – психолог К. Бюллер. В работе «Духовное развитие ребенка»1918г  посвящает целую главу детскому рисунку. Он считает, что изучение детского рисования может пролить свет на проблему происхождения языка и теорию речи. Речь развивается раньше и интенсивнее, чем рисование, и оказывает влияние на рисование.

Ж. Люке в работе «Детский рисунок» 1927г  рассматривает детское рисование как игру, не лишенную задачи изображения. Рисунок создается на основе представлений, которые по отношению к нему играют роль «внутренней модели».

Рассмотрение детского рисования как деятельности, независимой от внешних условий, привело к мысли о существовании единой и общей для детей всех эпох и народов эволюции творчества.

Были выделены стадии развития (этапы). В обобщенном виде их можно представить как три периода: 1период -  доизобразительный («каракуль»);  2 период -  схематических изображений, символического характера; 3 период переходный к правдивому, реалистическому изображению, - полусхема (Кершенштенер, Риччи).

Выделение общих для всех детей стадий развития рисунка привело к возникновению теории биогенетизма, эта теория обусловила установление параллелей между развитием детского рисунка и историей развития искусства.

Профессор истории Лампрехт утверждает, что все этапы, которые проходит ребенок в своем творчестве, соответствуют тем или иным периодам исторического развития искусства.

Ферворн делит искусство на физиопластическое, то есть отражающее внешний облик вещей, и идеопластическое, являющееся выражением чувств, идей, представлений.

Таким образом, в работах, написанных на рубеже 19-20 веков, своеобразие детского рисунка рассматривалось как присущая детям форма отражения действительности.

В последующий период внимание исследователей переключается со смысловой структуры рисунка на его структуру.

Вельфлин живую ткань искусства он рассматривает с позиции формальных категорий – линейности, красочности, плоскостности и пространственности, закрытых и открытых форм, многообразия и однообразия.

По определению Кретша, ребенок тяготеет к орнаменту. То есть «чистой игре формами», ребенок последовательно осваивает движения и связанные с ними формы. В творчестве, по мнению Кретша, имеются два фактора – внутренний и внешний. Развитие определяется факторами внутренней стороны, это линия развития наследственная, врожденная и неизменяемая. Внешние влияния могут лишь содействовать выявлению в материале замыслов, идущих изнутри.

Идеалистическое понимание творческого развития наиболее ярко выражено в книге Гартлауба «Гений в ребенке» 1922г. Не ребенок создает рисунки, а сами они рождаются из-под его рук. В детской душе возникаю переживания, которые выражаются в линии, плоскости, объеме, пространстве. Присущий детям стиль творчества дает все основания называть его искусством.

В связи с новыми течениями в искусстве, изменением эстетического кредо изменилось отношение и к детскому рисунку. Детский рисунок рассматривается как «самовыражение» ребенка. Впечатления, получаемые из окружающей действительности, якобы служат ему лишь материалом для создания образов фантазии. Детское творчество воспринимается как идеал непосредственности, естественности выражения, к которому стремятся художники.

Сильное влияние на психологию творчества оказала теория Фрейда. Психоаналитический метод изучения детского рисунка позволяет давать произвольную трактовку образам, созданным детьми, и видеть в них проявление подавленных тяжелых переживаний, а часто и патологических нарушений развития.

Большое влияние на изучение детского рисунка и на художественную педагогику оказала философия прагматизма. Дьюи искусство трактовал как опыт. Искусство не отражает явления жизни в их целостности, оно может брать элементы из действительности и создавать из них новые явления согласно своей творческой воле.

Пиаже считает, что только к 8 годам ребенок начинает испытывать потребность в изображении действительности. В течение всего дошкольного детства рисование, по мысли Пиаже, играет роль самовыявления. На основе взглядов этих исследований, ребенок в своем творчестве совершено лишается связи со старшим поколением, которое призвано его воспитывать. Детям предоставляется полная свобода для спонтанного развития и самовыражения. Педагогика приходит к полному отрицанию связи поколений, передачи накопленного опыта, то есть фактически к отрицанию необходимости воспитания и обучения в области творческой деятельности.

Прогрессивные идей в понимании творчества ребенка (вторая половина 20 века)

После Второй Мировой войны возникла потребность в обмене научной информацией. Были созданы международные организации по проблемам воспитания и обучения детей.

Карлаварис, подчеркивал мысль об отношении к детскому творчеству, говорил о том, что все дети талантливы и в своих рисунках каждый ребенок проявляет индивидуальность. Через приобщение ребенка к искусству, к разным видам художественной деятельности, можно  обеспечить эстетическое развитие.

Во второй половине 20 века интерес многих зарубежных исследователей к проблеме детского творчества возрос.

Роуланд и Э Крамер утверждают, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию и формированию личности.

Лоунфельд считает, что интеллектуальной деятельностью является творчество, и указывает на его важную роль в эмоциональном развитие ребенка.

В современных школах США преобладает линия на спонтанные проявления в изобразительной деятельности детей, которые не направляются на  отражение окружающей действительности. Все это привело к забвению общения детей с мировыми художественными произведениями.

Однако у отдельных педагогов и исследователей возникали попытки путем обучения активно влиять на детское творчество.

Джефферсон, признавая необходимость в обучении, предостерегает от слишком прямолинейных методов, которые не будят детскую фантазию.

Ученые Р.Хесс, Д.Крофт, Л. Хаскелл считают, что важно исследовать не сколько результат, сколько процесс творческой деятельности ребенка, его реакции, действия, эмоции. Развитие творчества происходит в течение  всей жизни человека, наиболее сензетивным периодом ученые считают дошкольное детство.

Некоторыми зарубежными специалистами  изобразительная деятельность рассматривается не как средство развития детского творчества, а как средство терапии (Арт-терапия). Поглощенный процессом художественного творчества, он  «Живет» в другом мире, приносящем ему радость, положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на нервную систему. Успешное завершение работы вселяет в ребенка уверенность в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сен...

Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве. (по данным исследователей).

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....