Игровая ситуация «Украсим шкатулку хохломской росписью» в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Игровая ситуация «Украсим шкатулку хохломской росписью» в подготовительной группе.

Программные задачи: Расширять представление детей о хохломской росписи (основных элементах узора, цветах). Учить детей украшать объемную форму (крышку коробки) элементами хохломской росписи: ягодами и листьями клубники, завитками. Учить детей располагать элементы на полосе, последовательно чередовать (по образцу, предложенному воспитателем). Продолжать формировать умения детей в рисовании концом кисти, добиваться передачи характерных цветосочетаний. Развивать глазомер. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, декоративному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrasim_shkatulku_hohlomskoy_rospisyu.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая ситуация
«Украсим шкатулку хохломской росписью»

в подготовительной группе.

Программные задачи: Расширять представление детей о хохломской росписи (основных элементах узора, цветах). Учить детей украшать объемную форму (крышку коробки) элементами хохломской росписи: ягодами и листьями клубники, завитками. Учить детей располагать элементы на полосе, последовательно чередовать (по образцу, предложенному воспитателем). Продолжать формировать умения детей в рисовании концом кисти, добиваться передачи характерных цветосочетаний. Развивать глазомер. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, декоративному рисованию.

Материалы и оборудование: Раздаточный материал – на каждого ребенка: картонная коробочка с крышкой, окрашенной в желтый цвет с красной окантовкой, кисть на подставке, вода в баночке, салфетка краски гуашь (красный, желтый, зелёный). У воспитателя: раздаточный материал – тот же, что и у детей.

Демонстративный материал: иллюстрации, предметы хохломской росписи для выставки, образец - "шкатулка", прямоугольный лист для показа приемов рисования.

Предварительная работа: Беседа о хохломском промысле, рассматривание иллюстраций с изображением хохломы. Рисование узоров на полосе: "3авитки", "Листья".

Xод игровой ситуации.

Заинтересую подгруппу детей рассматриванием предметов хохломской росписи, иллюстраций с их изображением, расположенных на столе.

Воспитатель: Представьте себе, дети, что вы пришли в магазин "Художественный салон", где продают изделия народных мастеров, чтобы выбрать подарок ко дню рождения своей маме или бабушке и решили купить какой-нибудь красивый предмет. Подошли и увидели, что на витрине, на полках, на прилавке много вот таких красивых предметов! Какой росписью они украшены? (хохломской росписью). Молодцы, вы узнали и правильно назвали. Я вам рассказывала об этом народном промысле, о том, как много выдумки и фантазии применяют мастера-художники, придумывая узоры. Ведь они их высматривают в окружающей природе.

Назовите предметы, которые вы видите здесь? (стол, стул, ложки, вазы, мисочки, салфетницы). Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта). А какие элементы растительного мира встречаются в узорах? Перечислите ягоды... (клубника, земляника, рябина, смородина, малина, крыжовник). А какие элементы растительного мира вы видите? (листья, цветы).

Воспитатель (объясняет): Дети, одним из основных элементов хохломской росписи является завиток. Найдите, на каких предметах вы видите завитки? А какие цвета встречаются в узорах? (красный, зеленый, черный, желтый-золотой). Почему хохлому называют золотой? (такие свойства приобретает желтая краска после специальной обработки).

Воспитатель: Дети, я вижу, что у вас глаза разбежались: какой предмет выбрать в подарок маме или бабушке?! Все хороши и красивы! Но я придумала как мы с вами поступим. Посмотрите на прилавке лежат картонные шкатулки. Крышку шкатулки можно украсить хохломской росписью и подарить красивую шкатулку своим родным. Ведь подарок, сделанный своими руками особенно дорог! Вы согласны? (слушаю ответы). Выбирайте себе по одной шкатулке и садитесь за столы. Я предлагаю вам украсить шкатулку ягодами, которые очень любите вы и ваши родные, догадайтесь, что это за ягоды? звучит загадка:

"На припеке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек,
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки!"

Что это? (клубника).

Воспитатель: Правильно, вы отгадали. Посмотрите, каким узором я украсила свою шкатулку (предлагаю рассмотреть образец).

Нравится вам узор? Посередине крышки расположен главный стебель, он состоит из отдельных завитков. Каждый завиток имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз.

А чем заканчивается каждый завиток? (клубничкой). Какого она цвета? (красного). Чем "разживляется" клубника? (желтыми точками). А что еще есть на стебле? (зеленые листья). Дети, вы уже рисовали на полосе завитки с травкой, вот такие, (рядом с образцом на мольберте, прикрепляю лист для показа с нарисованными завитками). Напомните, какой завиток надо нарисовать первым? (центральный). Почему? (чтобы найти середину и не сместить узор в сторону). В какую сторону он закручивается? Правильно, потом надо нарисовать завитки сторонам от главного завитка и закрутить вниз, чтобы получился стебель (имитирую действия кончиком кисти).

А сейчас я покажу как можно нарисовать листья клубники: набираю зеленую краску и от "травки"' рисую дугами одну часть листа посередине, а теперь по сторонам. Закрашиваю лист. Также надо нарисовать и остальные листья на стебле... (Промываю кисть). Дети, как вы будете рисовать клубничку. Правильно, надо набрать красную краску и нарисовать ее концом кисти, дугами, словно сердечко, потом закрасить. Когда будете рисовать, также нарисуйте остальные клубнички, а после высыхания не забудьте "разживить" их желтыми точками»

Так с чего же надо начать украшение шкатулки? (с рисования стебля завитками). Начинайте украшать шкатулки как настоящие мастера-умельцы. А, чтобы работа ладилась, я включу для вас музыку. (Звучат русские народные песни).

В процессе самостоятельного рисования помогаю дополнительными показами и объяснениями, даю указания, советы, задаю вопросы, хвалю и т.д., тем кто закончит раньше, предложу украсить желтыми точками окантовку узора.

В конце занятия соберу все работы на демонстрационной доске, подзову детей и скажу: "Молодцы, вы постарались и украсили красивым узором подарочные шкатулки". Отмечу наиболее удачные завитки, их размер, расположение, яркие и сочные клубнички, красиво расположенные листья, как на образце... Предложу 1-2 детям описать свои узоры. Как вы думаете, подарок понравится мамам или бабушкам? Почему? Скажу, что так и хочется прочитать стихотворение, о хохломе:

"Как волшебница жар-птица
Нe выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата и красива,
Гостю рада от души.
Все шкатулки просто диво...
Посмотри как хороши!"