«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование»
учебно-методический материал по рисованию на тему

Келарь Оксана Константиновна

 Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей,  именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, инициативности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

 Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

 Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;
  • сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами
  • закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться
  • развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)
  • развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами,
  • приспособлениями и инструментами
  • знакомство с новыми техниками и технологиями
  • умение применять их на практике.

 

Ожидаемый результат: 

 

  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • освоят технику нетрадиционного рисования;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучающие задачи:

  • побудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;
  • учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, по словесному указанию и по замыслу;
  • научить правильным навыкам работы и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • формировать навыки ориентировки на листе или заданной площади;
  • обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать навыки трудолюбия (приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
  • сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, память, речь);
  • развитие творческих способностей;
  • развитие самостоятельности, аккуратности;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие моторики, координацию движения рук и глазомера;
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать интерес к процессу и результатам работы;
  • развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradits._metody_risovaniya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

 Актуальность

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей  потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Важную роль в  их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение  в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.  Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

         В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

 Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей,  именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, инициативности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

 Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

 Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;
  • сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами
  • закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться
  • развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)
  • развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами,
  • приспособлениями и инструментами
  • знакомство с новыми техниками и технологиями
  • умение применять их на практике.

Ожидаемый результат: 

 

  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • освоят технику нетрадиционного рисования;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучающие задачи:

  • побудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;
  • учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, по словесному указанию и по замыслу;
  • научить правильным навыкам работы и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • формировать навыки ориентировки на листе или заданной площади;
  • обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать навыки трудолюбия (приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
  • сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, память, речь);
  • развитие творческих способностей;
  • развитие самостоятельности, аккуратности;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие моторики, координацию движения рук и глазомера;
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать интерес к процессу и результатам работы;
  • развитие коммуникативных навыков.

Для достижения цели и задач, проверки гипотезы, необходим целый комплекс методов и приёмов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, изучение продуктов творческой деятельности детей, наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью воспитанников, беседы с родителями, реализация календарного плана по теме самообразования, статистическая обработка полученных материалов.

Организация разнообразных формы работы с детьми:

1. Совместная деятельность:

  • ООД;
  • Игра;
  • Рисование по замыслу;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов;
  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Наблюдения;
  • Обсуждения и т. п.

Цель – обогащать опыт детей новыми впечатлениями.

2. Самостоятельная деятельность:

  • Рассматривание альбомов о временах года;
  • Дидактические игры;
  • Работа с трафаретами;
  • Работа с книжками-раскрасками;
  • Рассматривание картин-репродукций известных художников

3. Взаимодействие с родителями:

  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Информационные листы;
  • Индивидуальные беседы;
  • Выставка совместных работ;
  • Конкурсы и т. п.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • печать поролоном,
  • печать пробками,
  • восковые мелки + акварель,
  • свеча + акварель,
  • отпечатки листьев,
  • рисунки из ладошки,
  • рисование ватными палочками,
  • волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком,
  • рисование мыльными пузырями,
  • рисование мятой бумагой,
  • кляксография с трубочкой,
  • монотипия пейзажная,
  • печать по трафарету,
  • монотипия предметная,
  • кляксография обычная,
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Печатка - является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Зачастую используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. 

Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. 

Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одном – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работа проводилась поэтапно:

- на первом этапе – велась работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- на втором этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Применялись методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. -
  3. И.А. Лыкова "Цветные  ладошки" – М.,1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...

Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

БУКЛЕТ "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование"

Информация для воспитателей по художественно эстетическому развитию...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...