Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: "Волшебный сундук"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Нуретдинова Елена Николаевна

На данном занятии дети знакомятся с уральской росписью, её особенностями. учатся овладевать различными приёмами работы  кистью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебный сундук».

Программное содержание:

Образовательные.

  Продолжать знакомить детей с уральской росписью: закреплять знания об особенностях цветового решения уральской росписи.

Развивающие.

 Подводить их к овладению отдельными приемами росписи «растяжкой».

  Развивать образное восприятие уральской росписи детьми.

Воспитательные.

 Воспитывать уважение к традициям родного края.

Словарная работа: Обогащение: уральская  роспись,  «растяжка », масляные краски, красильщики.

Активизация: сундук, городецкая, хохломская росписи, гжель, дымковская игрушка.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Сундук, украшенный уральской росписью, изделия дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи, гжели, иллюстрации старинных изб.

Раздаточный материал: кисти, гуашь, баночки с водой, трафареты сундуков, салфетки, фоновые карточки.

Предварительная работа:  Знакомство с изделиями дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи, гжели. Рассматривание альбомов по декоративно – прикладному искусству, чтение сказок, приданий.

Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей на сундук, стоящий в комнате. Спрашивает, как называется этот предмет?  Для чего он нужен? (Ответы детей).

В.  Сундук, дети, обязательно был в каждой избе. В нем хранили вещи. Если крышка сундука была плоская, то на нем и спали. А этот сундук украшен росписью. Как она называется? Это роспись вам не знакома, сегодня мы с ней познакомимся.

Ход занятия:

Но сначала давайте посмотрим, какие тайны хранит наш сундук.

Давайте вместе скажем волшебные слова:

Сундучок, сундучок!

 Ты открой свой бочок!

Воспитатель открывает сундук и достаёт изделия декоративно – прикладного искусства:  дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи, гжели.

- Посмотрите, сколько сегодня вокруг нас красивых предметов! Все они созданы народными мастерами, руками человека. Сейчас мы поиграем в игру «Найди и назови». Найдите среди этих изделий те, которые украшены хохломской и городецкой росписью, изделия гжели, дымковской игрушки. Во время поиска стимулировать детей на описание особенностей выбранного вида росписи.

 Воспитатель сопровождает показ каждого вида изделия стихами.

- Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!

- Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

- Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она -
Золотая Хохлома.

- Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение – 
Русская звонкая Гжель!

-Молодцы, угадали все виды росписей.

В.   А, какой же росписью украшен наш сундук? Это, дети, уральская роспись.

Мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале, называли -  красильщиками. Они также украшали росписью посуду, мебель (шкафы, полочки, лавки) и другие предметы.

Найдите среди этих предметов те, которые расписаны уральской росписью (разделочные доски, ложки, декоративное панно).

Давайте повнимательнее рассмотрим росписи на этих предметах. Узор уральской росписи располагается по кругу или симметрично. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся и кажутся волшебными!

А знаете, как это получается у мастеров? Хотите узнать? Посмотрите на эти росписи (показ вариативных образцов). Вот эта роспись сделана на темном фоне. Скажите, а края лепестков у цветов светлые или темные? Верно, они светлые, будто светятся. А вот другая роспись. Какой фон здесь: светлый или темный? Вы правы, светлый. А края у лепестков, какие? Темные. Поэтому эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается, какой секрет знали мастера-красильщики! Если фон изделий темный, то цвет краски по краям листьев, цветов светлый, и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи темный. Запомните этот секрет!

Но посмотрите еще раз на цветы, листья в уральской росписи. Есть ли среди них такие, которые нарисованы только одним цветом?

Рассмотреть с детьми элементы росписи, стимулировать детей на называние тех цветов краски, которые были использованы. Обратить внимание, как краска одного цвета плавно переходит в другую. Выделить каждый мазок  в этой росписи двухцветный и даже трехцветный, потому что когда два цвета смешиваются, то получается третий. Рассмотреть с детьми элементы росписи, особенности цветового решения отдельных из них.

- Посмотрите на наш сундук. Почему края лепестков у цветов темные, а не светлые? Кто догадался? Верно, потому что фон сундука светлый.

- А сейчас мы поиграем. Игра называется «Подбери по цвету». 

У каждого из вас на столах есть вот такие карточки. Они разные по цвету (фоновые карты). А теперь, у кого карточки темного цвета, поднимите их. Посмотрите, все ли правильно выполнили задание. Теперь наоборот. Поднимите светлые карточки.

- Верно, ли вы выполнили задание, проверьте друг друга. Опустите карточки. Молодцы!

- Дети, хотите знать, как получается, что один цвет краски так плавно переходит в другой? Я сейчас вам это покажу, но сначала расскажу, что за краски используют мастера уральской росписи? Это необычные краски. Скажите, чем мы с вами разводим гуашь, акварель перед тем, как начнем рисовать? Правильно, водой. И кисточки промываем водой. А эти краски разводятся маслом, поэтому они так и называются — масляные. И кисточки после такой краски не моют в воде, а протирают тряпочками, смоченными в масле. Эти краски сохнут дольше, чем гуашь или акварель, дня два или три.

- Сейчас я возьму кисточку, она плоская, не" круглая (показ), и возьму два цвета краски: светлую и темную. Светлую на один бочок кисточки, а темную — на другой. Плавно проведу кисточкой по бумаге.

- Смотрите, что сделалось с этими красками в середине полосы?

-  Верно, они смешались, но как красиво один цвет перетекает в другой, полюбуйтесь! Хотите сами попробовать порисовать?

Воспитатель еще раз показывает, как надо набирать краску на кисточку, подробно разъясняя некоторые особенности. Объясняет, что когда проводим плавно кисточкой, мы как бы растягиваем краску, поэтому этот прием росписи так и называется — «растяжка».

 У вас на столах лежат трафареты сундуков, только обратите внимание, они такие же красивые как мой сундук?  Что же сделать, чтобы они тоже радовали глаз?  (Ответы детей)

- Верно, их надо украсить. И украсим мы их уральской росписью.

А сейчас немного отдохнём и приступим к работе.

Физкультминутка.  «Держим кисточку»

Держим кисточку вот так:        Руки подняты вверх. Пальцы – «щепоткой».                                                                       

Это трудно? Нет, пустяк!        

Вправо – влево, вверх и вниз     Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом                        Руки – на пояс, кружатся вокруг себя.                   

 Кисточка бежит кругом.        

 Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

- Отдохнули, всем всё понятно?  

- Тогда садимся за столы и приступам  к работе.

Итог занятия.

Анализ детских работ, обратить внимание на необычное смешение цвета. Полюбоваться и порадоваться успеху.

- С какой росписью мы сегодня с вами познакомились.

- Расскажите о принципах расположения узоров в уральской росписи.

- С помощью какого приёма росписи  добиваются волшебности узора?

- Какой секрет знали уральские красильщики?

(Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»...

Развитие речи.План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе на тему "Волшебные слова".

Представляю вашему вниманию  конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Волшебные слова», цель которого способствовать...

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная бумага» с элементами экспериментирования.

Цель: развитие познавательной  и исследовательской активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Обучающие:- познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изгот...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»...

НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе

Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....