Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Веселые осьминожки» (с использованием нетрадиционных техник рисования)
опыты и эксперименты по рисованию (старшая группа) на тему

Макарова Антонина Васильевна

Цель:

 формирование интереса познавательно – исследовательской  деятельности на занятиях рисования,  используя нетрадиционные техники рисования.

 

Задачи:

Образовательные:   прививание интереса к исследовательской и коммуникативной  способности в процессе обучения и в повседневной жизни  (эксперимент эффект «Моря»).

-Расширять кругозор детей, на тему подводного мира, знакомя их с морскими обитателями (морская звезда, черепаха,  акула, скат,  осьминог).

-Обогащать словарный запас: (глобус; обозначение на карте цветов: зеленый- лес, коричневый - горы, синий – вода;  пресная вода, осьминог, водоросли, планктон )

Развивающие: развитие познавательной исследовательской деятельности, в развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

-Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щу­пальца осьминога).

-Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, рисование ватной палочкой.

Развивать восприятие, чувство формы и композиции.

Развивать графические навыки, моторику рук.

Воспитательные: воспитание  любви  к исследовательской деятельности;

воспитание бережного отношения природному миру, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведения.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов .

 

Предварительная работа.

Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений. Рисование в технике печать ладошкой: «Птичка», «Тюльпан », «Рыбка», морское дно.

Рассматривание изображений осьминога и водных растений, чтение стихотворения Э. Успенского «Разноцвет­ная семейка», просмотр мультфильма (по возможности).

Материалы, инструменты, оборудование.

 

Форма проведения: Групповая, практическая деятельность (эксперимент эффект «Моря»)

Метод исследовательский

Материалы и оборудование: Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая,  желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки влажные. Презентация с морской тематикой. Музыкальное сопровождение Сен-Санс «Аквариум».

Нетрадиционные техники: Печать ладошкой, рисование пальчиками, ватными палочками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osminozhka.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22 «Журавленок» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Конспект организованной  образовательной деятельности

по развитию познавательно  – исследовательской деятельности

 на тему: «Веселые осьминожки»

(с использованием нетрадиционных техник рисования)

                             

                            в старшей группе № 6 (5-6 лет).

                                                                                      подготовила и провела: 

воспитатель

Макарова А.В.

                               

Цель:

 формирование интереса познавательно – исследовательской  деятельности на занятиях рисования,  используя нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Образовательные:   прививание интереса к исследовательской и коммуникативной  способности в процессе обучения и в повседневной жизни  (эксперимент эффект «Моря»).

-Расширять кругозор детей, на тему подводного мира, знакомя их с морскими обитателями (морская звезда, черепаха,  акула, скат,  осьминог).

-Обогащать словарный запас: (глобус; обозначение на карте цветов: зеленый- лес, коричневый - горы, синий – вода;  пресная вода, осьминог, водоросли, планктон )

Развивающие: развитие познавательной исследовательской деятельности, в развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

-Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога).

-Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, рисование ватной палочкой.

Развивать восприятие, чувство формы и композиции.

Развивать графические навыки, моторику рук.

Воспитательные: воспитание  любви  к исследовательской деятельности;

воспитание бережного отношения природному миру, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведения.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов .

Предварительная работа.

Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений. Рисование в технике печать ладошкой: «Птичка», «Тюльпан », «Рыбка», морское дно.

Рассматривание изображений осьминога и водных растений, чтение стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка», просмотр мультфильма (по возможности).

Материалы, инструменты, оборудование.

Форма проведения: Групповая, практическая деятельность (эксперимент эффект «Моря»)

Метод исследовательский

Материалы и оборудование: Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая,  желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки влажные. Презентация с морской тематикой. Музыкальное сопровождение Сен-Санс «Аквариум».

Нетрадиционные техники: Печать ладошкой, рисование пальчиками, ватными палочками.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп, хлоп).

Здравствуйте ножки  (топ, топ, топ).

Здравствуйте щечки  (плюх, плюх, плюх).

Здравствуйте зубки (щелк, щелк, щелк).

Здравствуй мой носик  (бик, бик, бик).

Здравствуйте дети.

Здравствуйте гости.

2.Нацеливание.

Сегодня у нас не просто занятие, а путешествие. Самое настоящее, морское.

Я буду капитаном  подводной лодки. А вы настоящими моряками-помощниками. И прежде, чем отправится в морское путешествие, посмотрим на глобус.

Присядьте на свои места.

-Дети, кто мне скажет, что такое глобус? (это уменьшенная модель нашей Земли.)

-Земля имеет, какую форму? (круглую)

-Посмотрите, сколько цветов разных на ней. (Вертим глобус)

-Что обозначает зеленый цвет? (лес)

-Что обозначает коричневый цвет? (горы)

-Что обозначает голубой цвет? ( моря, океаны)

А какого цвета больше? (голубого, синего)

Правильно.

Потому что, большая часть нашей планеты, покрыта морями, океанами, реками. Моря , океаны, реки – состоят из воды. Таким образом, мы видим, что воды больше, чем суши.

Вода бывает соленая и пресная (несоленая).

А какую воду мы пьем?

Водоемов с соленой водой много, а с пресной мало,  поэтому пресную воду нужно беречь, очищать от загрязнения.

 А то без воды не будет жизни на Земли.

-Как вы думайте, а море на вкус, какое? (соленое)

-Чем отличается соленая вода от пресной, кроме вкуса?()

- Давайте, вам подскажу.()

 В соленой воде -  соль выталкивает предметы на поверхность, и поэтому в море, легче  учится плавать, а в пресной воде предметы сразу ложатся на дно.

 Давайте мы это проверим, так ли это.

3. Эксперимент

Эффект «Моря»

- У меня на столе две емкости в одной соленая, а в другой пресная.

- Можем мы, посмотрев глазками на воду, определить, где вода соленая, где пресная? (Нет)

-А почему?

Потому что в 2 емкостях вода прозрачная.

Тогда давайте проведем эксперимент.

Я беру 2 предмета -2 яйца и начинаю погружать в воду и смотрим, что происходит у нас.

-Что произошло с яйцом в этой емкости? (он остался на поверхности).

-А с яйцом во второй емкости, что произошло? (он утонул).

-Тогда в этой емкости, какая вода? (соленая)

-Почему, так решили? (потому, что яйцо остался на поверхности)

-А здесь, какая вода? (пресная).

-Почему? (Потому что, яйцо опустилось на дно.)

Правильно, вот мы с вами определи, где вода соленая, где пресная.

И наш эксперимент доказал, убедил нас в том, что соленая вода удерживает предметы на поверхности и поэтому  в море легко учиться плавать, потому что оно соленное, а соль держит нас на поверхности.

4. Сообщение новой темы.

А теперь мы смело можем  отправляться в путешествие, потому что знаем, что в соленой воде не утонем, так как в соленой воде легче плавать.

 Отправится в путешествие, произнося  волшебные слова.

Детский сад наш изменился, в океан он превратился. Мы отправимся гулять дно морское изучать.

Занимайте места на подводной лодке. Нужно правильно сесть: спинки прямые, ножки подружили.

 Мы с вами будем погружаться (показываю презентацию). Посмотрите, какое красивое море. Там в глубине, в пучине вод живет много морских животных и рыб.

-Вы наверное кого- нибудь знаете?

Кто это?

Молодцы дети, сколько вы знаете морских животных и рыб.

-А это кто дети? (морская звезда)

Морские звезды могут окрашиваться в разные цвета и красный ,и оранжевый, желтый, зеленый и синий. Это хищное животное. Они питаются моллюсками.  А живут морские звезды долго до 30 лет.

-А это кто? (черепаха)

Морская черепаха очень похожа на обычную черепаху. У нее есть такой же панцирь прочный. Только она не умеет прятать свои лапки и голову под панцирь. Они тоже хищники.

- А это кто? (акула)

Акула- это хищная рыба, питаются они всем подряд и рыбой и черепахой и так же нападают на людей. У акул великолепный нюх.

- А это кто? (дельфины)

Дельфины млекопитающие, значит, своих детенышей кормят молочком. Это умные, ласковые, добрые животные. Они с симпатией относятся к людям. Даже приплывают к ним на помощь. Питаются дельфины рыбой.

- А это кто? (кит)

Кит самое большое млекопитающее на Земле.  Дышит кит легкими. И поэтому  выплывает на поверхность воды, чтобы выпустить фонтан  и набрать воздух .  Кит питается планктоном- это маленькие  при маленькие животные.

- А это дети совсем необыкновенный осьминог. У него к голове прикреплены восемь щупалец. На каждой находятся особые присоски, которыми осьминог ловит свою добычу. А еще особенности у осьминога , они от врага спасаются бегством.  Осьминоги могут менять форму своего тела, а также свой цвет.

     Я вам хочу прочитать  одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов: (картинка семьи осьминогов). Э. Успенского

Жил осьминог со своей осьминожкой.

И было у, них осьминожков немножко

Все они были разного цвета:

Первый зеленый, второй фиолетовый.

Третий, как спелая ягода красный

Словом не дети, а тюбики с краской.

Но была у детишек плохая черта,

Они как хотели, меняли цвета.

Каждый мог сделаться цвета любого,

От темно красного до голубого.

Вот однажды камбала маму в гости позвала,

Чтобы с ней на глубине поболтать наедине.

Мама рано поднялась, мама быстро собралась и ушла.

А папа за детишками остался наблюдать

Их надо было, разбудить, одеть, умыть и накормить

И вывести гулять.

Только мама за порог

Малыши с кроваток скок

 Поменяли все цвета

Стали цветом как вода.

Папа деток своих ищет

Папа ползает по днищу

Нет ребят – беда, беда

И кругом одна вода.

Бедный папа загрустил

Нет у папы больше сил.

- Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный)

- Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят)

- Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков. Но прежде чем приступить к работе, нам надо сделать морскую зарядку.

5.Физминутка+пальчиковая гимнастика.

В море быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

Вместе раз- это брасс

А одной, другой – это троль

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму

И по морю поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Молодцы. Садитесь за столы.

6. Показ воспитателя.

7. Повторение этапа работы с детьми.

Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем, как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листок пальчиками вниз.

Вот такие у нас получились осьминожьи! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку.

А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет ротик.

А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей руке мизинчик. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками.

А теперь изобразим морское дно.

Указательным пальчиком нарисуем волнистую линию – водоросли. Вытрем пальчик. И тетерь нарисуем ватными палочками камешки. Пока наша работа  

8. Практическая часть.

Звучит музыка.

Индивидуальная помощь

9. Итог.

Вот ребята, осминожков мы нашли, ну вот они и очутились дома.

(меняю картинку грустного папы на веселого) - Посмотрите ребята, а папа осьминог улыбается. Теперь папа, какой? (веселый, счастливый, радостный). А вот и мама вернулась, посмотрела, всё в порядке и улыбнулась (выставляю картинку мамы). Тише ребята! Мне кажется, папа нам что-то говорит (прислушиваемся), ребята, папа говорит вам большое спасибо за помощь.  И передают нам в группу подарок  ракушку, которая будет напоминать нам о путешествии.  А теперь смело можем возвращаться  в группу.

Дети садятся на подводную лодку ( на стулья ) и появляется картинка суши.

А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок - помогли папе найти своих деток.

А еще узнали, что легче научиться плавать в какой воде? (соленой)

Почему? Потому что соль выталкивает , удерживает  предметы  на поверхность воды.

Спасибо вам ребята.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетическое развитие-рисование во второй младшей группе на тему "Мимоза для мишки" (использование нетрадиционных техник рисования).

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования вызывают положительный эмоциональный отклик у детей. Они с удовольствием выполняют работу необычными материалами, что способствует развитию тво...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательной активности в первой младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования "Как зимой одеться на прогулку".

Цель: Создание благоприятных условий для формирования у младших дошкольников понятия обобщающего слова «одежда». Задачи:Обучающие.1. Учить дифференцировать виды одежды по временам года: летн...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Веселая матрешка». с использованием нетрадиционной техники: восковой карандаш черного цвета и акварель.

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Веселая матрешка». с использованием нетрадиционной техники:  восковой карандаш черного цвета и ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Весна пришла» (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование пальчиками и ватными палочками).

Цель: формировать умение детей создавать узор на крыльях бабочки, соблюдая симметрию.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"Интеграция образовательных областей:...

Конспект НОД по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: "Зимний пейзаж" с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск пенопластом, рисование ватными палочками)

Цель:  развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию для детей среднего возраста. Тема: «Зимние забавы» (с использованием нетрадиционной техники рисования)

- учить детей использовать технику «оттиск» при коллективном рисовании снеговика;- учить замечать красоту зимнего пейзажа;- закреплять умение скомкивания  бумаги и методом оттиска рис...