Перспективный план кружка
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Михайлова Ольга Игоревна

Перспективный план кружка по нетрадиционной технике рисования в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Волшебные краски»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: пятый год жизни

Срок реализации: 8 месяцев

Авторы составители:

Воспитатель Михайлова О.И.

г. Саров, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Цель, задачи

4

3

Подходы и методы реализации

4

4

Организация занятий

4

5

Ожидаемый результат

4

6

Используемые нетрадиционные художественные техники

5

7

Организация мониторинга

6

8

Перспективный план

7

9

Список используемой литературы

10

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Цель создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи:

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
  • Обучать  основам создания художественных образов.
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисование.
  • Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  • Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

  • Систематические занятия.
  • Игры, игровые приемы.
  • Организация и оформление выставок детских работ.

Организация занятий кружка:

Периодичность - 1 раз в две недели.

Длительность - 20 минут.

Ожидаемый результат работы кружка:

  • Дети познакомятся и научатся  использовать  различные изобразительные материалы и техники;
  • Проявится творческая активность у детей и развитие уверенности в себе;
  • Научатся свободно выражать свой замысел;
  • Научатся ориентироваться на листе бумаги;
  • Проявятся творческие способности детей.

Используемые нетрадиционные художественные техники

-Техника монотопия: ребенок складывает лист симметрично, потом разворачивает. На одной половине листа рисует  половину изображаемого предмета  и опять складывает  лист бумаги для получения отпечатка.

-Рисование по сырому фону: ребенок смачивает лист бумаги губкой, теперь заполняем основной фон, смешивая краски  и подбирая не насыщенные цвета. Набирает на кисточку основной цвет  – оранжевый, жёлтый, красный  и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

- Рисование ватными палочками: ребенок закрашивает данную картинку разными цветами с помощью ватных палочек.

-Рисование ватными дисками: сначала ребенок тонирует бумагу, затем складывает ватные диски пополам и набирает определенный цвет, затем наносит на бумагу, либо использует сам диск и закрашивает его в нужный ему цвет.

-Ниткография: ребенок  набирает нитью краску, прикладывает к листу, а сверху еще одним листом накрывает нить, затем водит нитью в разные стороны, создавая причудливый узор. Дальше этот узор дорисовывает до силуэта.

-Печатание природным материалом: рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатанную поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги.

-Воскография:сначала ребята тонируют лист бумаги восковыми карандашами, затем лист бумаги закрашивается черной краской или гуашью. Когда краска высохнет, дети палочкой процарапывают узор

-Рисование поролоном:в основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета.

-Рисование вилкой: еще один вариант печатания необычным предметом- рисование вилкой, гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхности вилки ребенок набирает краску и делает отпечатки на бумаги, получается узор.

-Рисование свечой: свечой наносится узор на бумаги, затем фон красится гуашью, то место где был узор остается не прокрашенным, получается картина

Основные направления деятельности

  1. Диагностическое.
  2. Художественно – эстетическое.
  3. Образовательное.
  4. Кружковая работа.
  5. Научно – методическая деятельность.

Организация мониторинга – мониторинг проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае.

Критерии оценивания:

  • Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
  • Предметное восприятие: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов;
  • Сюжетное рисование: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники;
  • Декоративное рисование: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Условные обозначения:

            -соответствует возрасту        

        -частично соответствует возрасту        

        - не соответствует возрасту

Перспективный  план

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Сентябрь

1Диагностика: «Уточка»

Декоративное рисование

Украсить силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Заготовка уточки, гуашь, карандаши, фломастеры, кисти, штампики, ватные диски, ватные палочки

Октябрь

1

«Золотая осень».

Рисование  способом тычка.

Учить украшать осенние деревья способом тычка.

Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка.

Лист бумаги А4, гуашь, две кисточки, баночки с водой, тряпочки.

2

«Разноцветные бабочки».

Монотипия, обведение ладони и кулака

Учить рисовать разноцветных бабочек, используя технику монотопия.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая).

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Ноябрь

1

«Ежик»

Рисование способом тычка

Учить рисовать ежика способом тычка.

Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами. Воспитывать отзывчивость.

Бумага, гуашь, жесткие кисти

2        

«Мои любимые рыбки»

Рисование гуашью по восковым мелкам

Учить рисовать рыбок с помощью гуашью по восковым мелкам.

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Декабрь

1

«Варим компот»

Печатание природным материалом

Учить рисовать фрукты природными материалами.

Учить использовать природный материал для рисования, наносить на него краску и создавать узоры.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Рисование зубной щеткой

Учить рисовать пушистую елочку зубной щеткой.

Учить набирать краску на щетину, а так же проводить линии на листе бумаги с соответствии с замыслом.

Листы бумаги, цветная гуашь, зубная щетка.

Январь

1«Снеговичок»

Рисование мятой бумагой

Учить рисовать снеговиков с помощью мятой бумаги. Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

2

«Воздушные шары».

Рисование ватными дисками

Учить рисовать воздушные шары используя ватные диски как основу для рисования.

Ватные диски могут быть использованы в качества инструментов либо необходимого материала для основы рисунка.

Лист, гуашь,  клей, ватные диски (3 шт на каждого ребенка).

Февраль

1

«На что похоже?»

Техника монотипии

Учить рисовать дерево с помощью техники монотипии.

Знакомить детей с симметрией. Продолжать развивать интерес к рисованию

Познакомить с техникой монотипии. использовать графические средства выразительности: пятно, линию. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета.

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

2

«Зимний пейзаж».

Рисование свечой

Учить рисовать зимний пейзаж с помощью свечи.

Познакомить с новой техникой рисования, познакомить как ее можно использовать с рисовании.

Свеча, гуашь, лист бумаги.

3

«Праздничный салют для папы»

Рисование ватными палочками

Учить рисовать праздничный салют с помощью ватных палочек.

Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, учить дорисовывать детали, для придания законченности и сходства с реальным объектом (салютом).

 краски, гуашь разного цвета, палитра, баночки с водойватные палочки, бумага белая, влажные салфетки.

Март

1

«Тюльпаны для мамы».

Рисование вилкой.

Учить рисовать тюльпан с помощью вилки. Печатание необычным предметом – рисование вилкой.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти, вилки.

2

«Какого цвета весна».

Монотипия.

Учить рисовать весен пейзаж по мокрой бумаге, учить смешивать краски. Расширять использование акварельных красок в работе.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Учить рисовать реку и отображать берег по сырому фону.

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

Апрель

1

«Тучка».

Ниткография

Учить рисовать нитью тучку, создание узора  отпечатывание с движением нити.

Два листа бумаги, гуашь, шерстяная нить

2

«Цыпленок».

Рисование кусочком паралона

Учить рисовать цыпленка с помощью кусочка паралона.

Учить правильно набирать краску и формировать навыки печатания краской.

Лист, гуашь, паралон

Май

1

«Домик»

Воскография

Учить получать изображение на листе бумаги- домика, залитой тушью или краской.

Лист белой бумаги, гуашь, восковые карандаши, палочка салфетки.

2

«Цветочная поляна».  

Рисование ватными палочками

Учить рисовать цветочную поляну, с помощью ватных палочек.

Используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

3

«Салют»Мониторинг        

Рисование восковыми мелками

Учить передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

Все принадлежности для рисования.

Список используемой литературы:

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014
  • Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006г.
  • И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа.М.:«Карапуз- Дидактика» 2009г.
  • И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития. Издательство: Цветной мир. 2014г.
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Перспективный план кружка "Солнышко"

Пользуясь этим планом воспитываем в детях грацию,пластичность,умение красиво двигаться....