Конспект НОД «Волшебные перья для Птицы Счастья» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Куприянская Тамара Петровна

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Художественно-эстетическое развитие обогащает внутренний мир ребенка, учит его чувствовать, сопереживать. Этим и объясняется актуальность выбранной  темы.

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Занятие аппликацией организуется в рамках закрепления развития творческих способностей, мелкой моторики руки, совершенствования  представлений детей о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положения в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_nod.docx22.79 КБ
Файл volshebnoe_pero_dlya_ptitsy_schastya_konspekt.docx510.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

САМОАНАЛИЗ НОД

 

Тема: «Волшебные перья для Птицы Счастья»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (рассматривание иллюстраций о городецкой росписи), речевое развитие (чтение стихотворения), социально-коммуникативное развитие  (постановка вопроса: А почему называется городецкая роспись?  А как нам помочь Птице Счастья?), физическое развитие (физкультурная минутка для рук)

Аудитория воспитанников: воспитанники средней группы

Перед НОД была проведена предварительная работа: 

  • Рассматривание иллюстраций с изображением изделий из городецкой росписи;
  • Чтение отрывков из русской народной сказки «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»;
  • Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству.
  • Разучивание стихотворения о ремеслах города Городец с Ангелиной Коробченко:

Едет в город Городец

Покупать товар купец:

Разрисованные прялки,

Люльки, доски и качалки.

Предварительная работа способствовала успешному проведению НОД. Благодаря ранее полученным знаниям, дети правильно отвечали на поставленные вопросы воспитателя о городецкой росписи и изделиях городецких мастеров. Проведенная предварительная работа помогла сэкономить время во время проведения НОД и сконцентрировать  больше внимания детей на выполнении аппликации.

На протяжении всего занятия использовались здоровьесберегающие технологии. Деятельность детей проходила в подготовленном помещении. Перед проведением НОД помещение было проветрено, проведена влажная уборка. Декорации к занятию были эстетически оформлены, размещены так, что дети могли свободно передвигаться, выполнять физкультминутку вместе с воспитателем.

Быстрая сменяемость приемов и смена деятельности позволила  избежать утомляемости детей. Логическое построение различных видов деятельности, позволило провести занятие, не выходя за рамки времени – 20 минут,  что  соответствует требованиям САНПИНа.

В ходе НОД предполагалось решить следующие цель и задачи:

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать представление об элементах городецкого узора.
  • Приучать детей к самостоятельному наклеиванию готовых форм изображения.
  • Создавать условия выкладывать на данной поверхности («перо волшебной птицы») и наклеивать готовые узоры, используя элементы городецкой росписи.
  • Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые  элементы городецкой росписи, прижимать их салфеткой.
  • Способствовать умению отвечать полными предложениями на поставленные вопросы воспитателя.

Развивающие:

  • Расширять кругозор детей, пополнять их словарный состав названиями элементов городецкой росписи  (купавка, ягодка, бутон, розан, ромашка).
  • Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.
  • Развивать у детей наблюдательность, фантазию, творческое воображение, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих предметов.

 Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к русским народным промыслам.
  • Воспитывать аккуратность, творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, самооценки, взаимопонимание, ответственность.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Используемые методы и приемы обучения: наглядный метод (посещение мини-музея рассматривание предметов городецкой росписи); словесный метод (беседа о древнейшем городе Городец, чтение стихотворения); практический метод (аппликация «Волшебные перья для Птицы Счастья», музыкальное сопровождение).

Демонстрационный материал: 

Для воспитателя: Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук, иллюстрация с изображением Сказочной Птицы; мини-музей с изделиями  городецкой росписи, слайды города Городец, «перо» для аппликации по количеству детей, готовые узоры городецкой росписи по количеству детей, клеенки на столы, клей ПВА, вазочка для клея, подставки под кисти, салфетки, флипчат, магниты, аудиозапись в формате mp 3 «Волшебная музыка», «Голоса леса».

Для детей: «перо»  для Птицы Счастья, готовые узоры городецкой росписи, клей в вазочках, подставка под кисть, салфетки – 2 шт. (1 – для рук, 1 – прижимать наклеенные узоры)

Планируемые результаты:

  • Обладает навыками продуктивной деятельности (умение детей создавать аппликацию, правильно пользоваться клеем и кистью, умение действовать самостоятельно).
  • Активно высказывается по теме и содержанию деятельности.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведение (чтение отрывков из русской народной сказки «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»);
  • С интересом  рассматривает иллюстрации по данной теме.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Время реализации до 20 минут.

Во время проведения НОД была обеспечена комплексность, взаимосвязь всех задач.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы образовательной программы ДОУ, а также учитывала комплексно-тематический принцип планирования, индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей данной группы. Структура предложенной совместной деятельности взрослого и детей позволила мне решить  поставленные задачи и способствовала реализации намеченной цели. Структура НОД выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме.

Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

НОД  состояла из трех частей. 

Организационный момент непосредственно-образовательной  деятельности предполагал: создание эмоционального настроя, приветствие, установление зрительного контакта, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней. Удачно подобран сюрпризный момент с волшебным сундуком и получением письма от Птицы Счастья.

Основная часть НОД, направлена на организацию самостоятельной умственной и практической деятельности детей.

При отборе содержания основной части НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности.

В основную часть были включены задание на повторение изученного и активизацию опорных знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление имеющихся навыков.

Одной из образовательных  задач было: формировать представление детей об элементах городецкого узора. Ребята уверенно отвечали на вопросы воспитателя. Добивалась того, чтобы дети отвечали полными предложениями.

 Остальные задачи решались в практической части НОД.

Во время выполнения аппликации видно, что ребята знают правила работы с клеем, умеют пользоваться кисточкой и салфеткой. Дети выполняют работы аккуратно. Во время практической работы ребята не испытывали трудностей.

Ребята слушали и руководствовались указаниями воспитателя. Выполняли способы аппликации по образцу и объяснениям воспитателя. С большим интересом и творчеким подходом воспитанники украсили силуэты «волшебного пера»  для Птицы Счастья.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся детям при выполнении заданий, напоминании, дополнительном объяснении, а также в учете особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

Для снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка для рук.

В заключительной части НОД  подводился итог деятельности. Ребята подарили свои перья Птице Счастья, остались очень довольны своей работой, полюбовались красотой выполненных работ, таким образом, смогла создать ситуацию успеха. При анализе НОД с детьми обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное состояние после выполнения задания. Ребята поаплодировали себе в знак успешной завершенной деятельности.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Выводы: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута.

Над чем нужно работать для наилучшего результата: Продолжать обращать внимание на речь детей: добиваться полных ответов, ставить поисковые вопросы, создавать условия для диалога с детьми.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯI:\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

               МБДОУ «Мыскаменский детский сад»__________

Конспект НОД

по художественно-эстетическому развитию

Тема:

«Волшебные перья для Птицы Счастья»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

F:\ФОТО 2018\20180423_101853.jpg

Автор:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

с. Мыс Каменный

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Художественно-эстетическое развитие обогащает внутренний мир ребенка, учит его чувствовать, сопереживать. Этим и объясняется актуальность выбранной  темы.

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Занятие аппликацией организуется в рамках закрепления развития творческих способностей, мелкой моторики руки, совершенствования  представлений детей о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положения в пространстве.

Тема: «Волшебные перья для Птицы Счастья»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (рассматривание иллюстраций о городецкой росписи), речевое развитие (чтение стихотворения), социально-коммуникативное развитие  (постановка вопроса: А почему называется городецкая роспись?  А как нам помочь Птице Счастья?), физическое развитие (физкультурная минутка для рук)

Аудитория воспитанников: воспитанники средней группы

Цель: Формирование творческих и сенсорных способностей детей, посредством последовательного порядка действий, располагая и наклеивая изображение на всей поверхности листа («пера волшебной  птицы»).

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать представление об элементах городецкого узора.
  • Приучать детей к самостоятельному наклеиванию готовых форм изображения.
  • Создавать условия выкладывать на данной поверхности («перо волшебной птицы») и наклеивать готовые узоры, используя элементы городецкой росписи.
  • Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые  элементы городецкой росписи, прижимать их салфеткой.
  • Способствовать умению отвечать полными предложениями на поставленные вопросы воспитателя.

Развивающие:

  • Расширять кругозор детей, пополнять их словарный состав названиями элементов городецкой росписи  (купавка, ягодка, бутон, розан, ромашка).
  • Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.
  • Развивать у детей наблюдательность, фантазию, творческое воображение, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих предметов.

 Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к русским народным промыслам.
  • Воспитывать аккуратность, творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, самооценки, взаимопонимание, ответственность.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением изделий из городецкой росписи;
  • Чтение отрывков из русской народной сказки «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»;
  • Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству.

Планируемые результаты:

  • Обладает навыками продуктивной деятельности (умение детей создавать аппликацию, правильно пользоваться клеем и кистью, умение действовать самостоятельно).
  • Активно высказывается по теме и содержанию деятельности.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведение (чтение отрывков из русской народной сказки «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»);
  • С интересом  рассматривает иллюстрации по данной теме.

Методы и приемы: наглядный метод (посещение мини-музея рассматривание предметов городецкой росписи); словесный метод (беседа о древнейшем городе Городец, чтение стихотворения); практический метод (аппликация «Волшебные перья для Птицы Счастья», музыкальное сопровождение).

Материалы и оборудование:

         Для воспитателя: Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук, иллюстрация с изображением Сказочной Птицы; мини-музей с изделиями  городецкой росписи, слайды города Городец, «перо» для аппликации по количеству детей, готовые узоры городецкой росписи по количеству детей, клеенки на столы, клей ПВА, вазочка для клея, подставки под кисти, салфетки, флипчат, магниты, аудиозапись в формате mp 3 «Волшебная музыка», «Голоса леса».

Для детей: «перо»  для Птицы Счастья, готовые узоры городецкой росписи, клей в вазочках, подставка под кисть, салфетки – 2 шт. (1 – для рук, 1 – прижимать наклеенные узоры)

Время реализации до 20 минут.

Ход НОД:

Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем наших гостей. (Дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, а для чего люди приветствуют друг друга? (Чтобы показать: я тебя вижу, выразить радость от встречи, пожелать счастья, здоровья, добра) 

Да, ребята, «Здравствуйте» означает «Будьте здоровы! Живите долго!». Давайте покажем на пальчиках добрые посылы этого приветствия: резко разжимая кулачки, направлять пальцы сначала влево, затем вправо, приговаривая: «Будьте здоровы! Живите долго!» Посмотрите, скольким людям вы пожелали сегодня здоровья!  

Ребята, вместе с родителями вы принесли очень интересные иллюстрации. В нашей группе открылся замечательный мини-музей. Вы, хотите посетить его? (Да)

Посмотрите, какие здесь интересные экспонаты!  Здесь: разделочные доски, солонка, блюда, подносы, картины, элементы узоров мастеров.

  • Ребята, а кто знает, как называется  роспись на предметах? (Городецкая роспись)
  • А почему она так называется? (Она была создана в городе Городец)
  • Верно! На берегу Волги, раскинулся древний город Городец.  Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать ее различными узорами. Городецкие умельцы, также расписывали жилища, ставни,  двери, ворота,  предметы быта, прялки,  детскую мебель, игрушки.  
  • Ребята Ангелина знает стихотворение  о городе Городец. Давайте послушаем ее:

Едет в город Городец

Покупать товар купец:

Разрисованные прялки,

Люльки, доски и качалки.

Давайте рассмотрим внимательно элементы этой росписи. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

  • А вот это ягодки. На что они похожи? (Ягодки похожи на ветки винограда)
  • Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? (Городецкие мастера используют в росписи цвета: красный, зеленый, розовый, голубой, белый, желтый, черный).
  • Еще городецкие мастера изображали лошадей – это символ богатства.

А вот, ребята,  какая красивая птица изображена на подносе – это Птица Счастья. Люди верили, что птицы могут принести действительно счастье.

Сюрпризный момент.

Основная часть

(Раздается волшебный звук из сундука)

Воспитатель: Ой, ребята, какие – то волшебные звуки слышу я внутри сундука!

(Воспитатель пробует открыть сундук – не открывается)

Воспитатель: Наверное, это не простой сундук. (воспитатель пытается открыть сундук – он не открывается) Гм… Что же нам придумать? Здесь записка, ребята.

Записка

«Волшебный сундук откроется только тогда, когда ребята правильно отгадают все загадки об элементах городецкой росписи»

Воспитатель: Слушайте внимательно!

Загадки

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан)

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка)

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка)

4. Он не броский, круглый он нераскрывшийся … (бутон)

Воспитатель: Ну, что же проверим, открылся ли наш сундук?!

(Сундук открывается!)

  • Ребята, давайте посмотрим, что же в нем находится внутри?!

Воспитатель: Дети, да здесь письмо! Чтобы это значило? Давайте прочитаем письмо, и нам всё будет понятно.

Письмо

«В далекой сказочной стране жила-была Птица - Счастья. Эта Птица была не простая, а волшебная. На её прекрасном длинном хвосте были яркие, волшебные расписные перья.

Когда у кого-то в сказочной стране случалась беда или кому-то нужна была помощь, прилетала Птица - Счастья и дарила волшебное перо. Все невзгоды тут же проходили.

Но злая волшебница позавидовала Птице - Счастья, поймала ее и забрала ее волшебный хвост.

Опечалилась Птица – Счастья  и просит вас, ребята, помочь ей».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем сказочной птице обрести красивый хвост? (Да)  А для этого, я предлагаю вам наклеить на  перья  Птицы – Счастья красивые узоры и подарить их ей. Тогда она снова сможет вернуться обратно и помогать маленьким жителям сказочной страны.

А для того, чтобы мы хорошо работали, давайте разомнем свои руки.

Физкультминутка:

Много ль надо нам ребята,

Для умелых наших рук,                     (показывают руки, ладонями вверх)

Кисти, краски и бумага,                     (машут руками, рисуют  квадрат в воздухе)

Карандаш и клей наш друг.                (дети,  держат воображаемый карандаш)

Листики резные, бусинки цветные,   (показывают в воздухе листик резной)

Ягодки лесные, камушки речные.    (машут руками в стороны внизу)

Станут украшением даже семена.    (указательный палец вверх)

Ручки поработают.                             (фонарики)

Будет красота!                                     (два больших пальца вверх)

(Дети присаживаются за столы)

  • Ребята, что нам понадобится для работы? (Ответы детей:  кисти, клей, узоры городецкой росписи, салфетки, которыми мы будем прижимать наклеенные узоры, шаблоны «пера» Птицы Счастья).

  •  Ребята, давайте с вами вспомним правила работы с клеем: не берем клей в рот, набираем небольшое количество клея на кисть, намазываем клей по всей поверхности изделия, лишний клей убираем салфеткой.  

  • Если вы будите правильно пользоваться нужными вам материалами, они будут отличными помощниками. И еще одним помощником будет для вас музыка. Музыка и песня всегда сопровождали русского человека в его труде. А наклеить узоры – это труд.
  • Вы сегодня будете настоящими городецкими мастерами!

Практическая работа.

Воспитатель: А вот и наша Птица Счастья! (воспитатель открывает полотно на флипчате)

 Теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.

Для начала мы выкладываем готовые узоры городецкой росписи на наши «волшебные перья», выкладываем узоры  по всей поверхности «пера».

(Ребята выполняют задание, звучит музыка – звуки леса)

Воспитатель: И только потом, как выложили узоры – приступаем к наклеиванию.

        Напоминания воспитателя! Берем на кисть небольшое количество клея, намазываем узор по всей поверхности, не забываем узор прижимать салфеткой.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поместим ваши «волшебные перышки»  на хвосте  у Птицы Счастья и загадаем желание. Пусть эта птица принесет вам счастье.

Ребята, давайте рассмотрим, какие красивые «волшебные перышки» у нас получились и полюбуемся ими.

  • Какая роспись на «волшебных перьях»? (На «волшебных перьях» Городецкая роспись) Почему она так называется? (Потому - что была создана в городе Городец)
  • Ребята, вы сегодня замечательно потрудились – были настоящими Городецкими мастерами! Птица – Счастья благодарит вас за помощь и хочет остаться и погостить у нас в детском саду.

Воспитатель: Ребята, я напоминаю, что у хорошего мастера  рабочее место всегда в порядке, но мы их уберем чуть позже! Договорились? (дети идут мыть руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области художественно-эстетическое развитие "Осенняя пора-очей очарование"

конспект направлен на то, чтобы развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на произведение мкзыкального искусства, формированию навыков исполнения танцевальных движений. Рас...

Конспект занятия в 1 младшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Лепка.

Тема: "Угощение для мишки" Программное содержание: Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобочки, прянички) и легкое сплющивание. Развитие ч...

Конспект открытого занятия для первой младшей группы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (лепка). Тема: "Поможем кукле Тане"

Конспект занятий НОД для детей первой младшей группы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (лепка). Тема: "Поможем кукле Тане"....

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...

Конспект ООД «Тридцать три богатыря »(подготовительная группа). Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность. Аппликация

Цель:Продолжать учить взаимодействию детей со сверстниками, устанавливать доброжелательные отношения.Задачи:1.     Вызвать интерес у детей к созданию коллективной композиции.2....