Дополнительная рабочая коррекционно-развивающая программа по театрализованной и изобразительной деятельности.
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Балтусевич Галина Михайловна

Все дети любят подражать сказочным героям, представлять себя маленькими волшебниками, рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь театрально-художественная деятельность для детей - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности театральной и изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации театрально-художественная деятельности удивляют и восхищают детей, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

На занятиях используются игры, игровые приемы, пальчиковые игры, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращение времени на изложение теории. Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа для аттестации34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

Кемеровской области «Мысковский детский дом - интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения

Кемеровской области

Рассмотрено

Утверждаю

на Методическом совете

Директор ГБУ КО МДДИ

ГБУ КО МДДИ

Мозгалёва А.В. _________

Протокол № «___» от ___20__г.

Приказ № «___» от ___20___г.

Дополнительная рабочая коррекционно-развивающая программа по театрализованной и изобразительной деятельности.

Срок реализации программы -1 год

Программа создана на основе программ: «Театрализованная деятельность дошкольников» Губановой Н. Ф. М. 2007 г. Программы «Радуга» Белобрыкиной О.А.  1993г. Программы Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П. 2003 г.

Программу составил:

Балтусевич Галина Михайловна

воспитатель, высшей квалификационной категории.

Мысковский округ, 2018

Статус документа

Рабочая программа по театральной и изобразительной деятельности создана на основе: программы «Театрализованная деятельность дошкольников» Губановой Н. Ф.  М. 2007 г. Программы «Радуга» Белобрыкиной О.А.  1993г. Программы Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П. 2003 г.

Структура документа:   программа включает три раздела:

1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных занятий по отдельным темам.

3.Требования к уровню подготовки  воспитанников  

1. Пояснительная записка.

Общая характеристика предмета.

Все дети любят подражать сказочным героям, представлять себя маленькими волшебниками, рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь театрально-художественная деятельность для детей - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности театральной и изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации театрально-художественная деятельности удивляют и восхищают детей, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

На занятиях используются игры, игровые приемы, пальчиковые игры, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращение времени на изложение теории. Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Актуальность программы заключается в овладении коммуникативной компетенции и социализации воспитанников. Очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа. В процессе обучения по данной программе детям дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир театрализованных игр, листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы в различных техниках рисования. Программа предполагает использование театрализованных игр и нетрадиционных техник рисования в организованной, совместной и индивидуальной деятельности детей. Весь игровой материал подобран в соответствии с тематическими циклами и создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей.

Новизна. Изучив ряд методический пособий и литературы по организации работы в данном направлении, выявлено, что работа ведется в узком направлении: либо это игры-драматизации и рисование пальчиками, ладошкой, штриховка. Занятия по данной программе включает этюды, инсценировки, моделирование сказок,  разнообразные техниками рисования: ниткография, раздувание краски, рисование песком, монотопия, кляксография, рисование по мокрой бумаге, набрызг, витражи, оформление декораций при помощи освоенных техник рисования. Это развивает у воспитанников творчество, в ходе которого дети создают новое, оригинальное, реализуя свой замысел.

Цель данной программы: создание структурно-функциональной модели поэтапного обучения детей театрализованным играм, нетрадиционным техникам рисования, позволяющей воспитанникам овладеть навыками социализации и коммуникативной компетенции.

Задачи:

1. Формировать умение создавать и реализовывать игровые замыслы обогащать умение сюжетосложения.

2. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

3. Формировать умение следовать правилам театральной выразительности.

4. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

5. Развивать способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций, поведения.

6. Поощрять и стимулировать игровую самостоятельность, инициативу.

Целевая группа и режим занятий.

Программа рассчитана воспитанников группы медико-социальной реабилитации в возрасте 10 -15 лет. Срок реализации 1 год, годовая нагрузка 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятия – не более 20 минут.

Формы проведения занятий

Занятия проводятся в свободное время утренние, вечерние часы, включая субботний день. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, наблюдения, показ воспитателем способов действия, так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Для воспитания и развития навыков театрально-художественной деятельности программой предусмотрены следующие основные методы:

1. Объяснительно-иллюстративный (раздаточный материал, демонстрация, иллюстрации).

2. Репродуктивный (работа по образцам).

3.Исследовательский (исследование свойств бумаги, а также других материалов для работы).

4.Творческий (творческие задания, игры-импровизации).

2. Содержание программы

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела

Всего часов

1.

Беседы, чтение

3

2.

Инсценировки

5

3.

Этюды

3

4.

Моделирование сказок

3

5.

Игры

4

6.

Пальцевая живопись

1

7.

Печать листьев

1

8.

Рисование

1

9.

Монотипия

1

10.

Кляксография с трубочкой

1

11.

Рисование песком

1

12.

Расчёсывание краски

1

13.

Фотокопия

1

14.

Традиционный народный промысел «Гжель, Дымково»

2

15.

Рисование нитками

1

16.

Рисование на мятой бумаге

1

17.

Рисование пластилином

1

18.

Граттаж

1

19.

Рисование методом тычка

1

20.

Набрызг

2

21.

Итоговая выставка творческих работ

1

Итого

36

Игровые импровизации и театрализация

Самостоятельное отображение в игре-фантазировании литературного опыты, впечатлений от просмотра мультипликационных фильмов, комбинирование событий из разных источников, внесение в них изменений (новые события, герои), придумывание новых сюжетов по аналогии с известными. Понимание необходимости изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, самостоятельно передвигать игрушку по игровому полю, имитировать движения персонажей, использовать звукоподражание, комментировать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивать поступки героев. Активное стремление к согласованию развития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей. В театрализациях с помощью педагога и самостоятельно дети определяют место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации: домики, силуэты деревьев, цветными шнурами или ленточками изображать реку, дорожку), согласовывают свои действия с другими «артистами». Действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произведений, комбинировать сюжеты.

Проявление творчества при создании обстановки для театрализованной игры: в подборе необходимых игрушек и предметов заместителей, оформлении игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр.). С помощью воспитателя использовать полифункциональный игровой материал, участвовать в создании полифункционального игрового материала в совместной с воспитателем деятельности.

В играх-имитациях детей побуждают выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив). Воспитатель поддерживает стремление детей исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском). В совместной с воспитателем игре-фантазировании использование приема частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласование придуманных событий с замыслами других игроков.

Рисование нетрадиционными техниками

Процесс становления творчества постепенный с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у детей была заинтересованность в продолжение занятий. Пусть дети выберут технологию, которая им понравится, поиграют с красками,  пофантазируют. Дети останутся довольны результатом, а следовательно вовлекаются в собственное творчество. Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проходит по разработанному перспективному плану. План состоит из 3 этапов, каждый из которых направлен на решение определенных творческих задач. Работа с использованием нетрадиционных техник начинается по принципу от простого к сложному.

На первом этапе дети осваивают следующие техники: 

 Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

 Рисование  ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

 Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

 На втором этапе добавляется:

 Рисование свечой: ребенок наносит рисунок свечой, затем покрывает весь лист гуашью и рисунок проявляется.

 Кляксография (с трубочкой и с нитками): ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку (нитки) за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

На третьем этапе осваивают более сложные техники: набрызг, граттаж, рисование по сырому.

Монотипия: ребёнок наносит кисточкой капли гуашевой краски разного цвета на половину сложенного вдвое листа бумаги, затем накрывает второй половиной и аккуратно разглаживает. Краски внутри листа смешиваются. Открываем лист и видим необыкновенные узоры, отпечатанные симметрично. На что это похоже? Можно проявив фантазию, дорисовать недостающие детали.

3. Требования к результатам освоения программы

Уметь:

договариваться с партнёрами, кто кем будет в театрализованной игре; подчиняться правилам;

выражать эмоции и адекватно реагировать на эмоции других людей;

 пользоваться средствами театральной выразительности мимика жесты движения интонация при чтении стихов сказок;

инсценировать сказки использовать заменителей персонажей сказки;

применять освоенные нетрадиционные техники в свободной изобразительной деятельности;

оформлять декорации при помощи нетрадиционных техник рисования;

использовать разнообразные приемы и техники нетрадиционного рисования для создания композиций по собственному замыслу.

        Формы проведения итогов реализации программы:

  • итоговая выставка детских работ;
  • составление папки лучших работ;
  • участие в выставках, районных конкурсах художественно-эстетической направленности;
  • творческий отчет воспитателя;
  • систематизация работы воспитателя и представление на семинарах, методических объединений.

Список литературы

1.   Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарина А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб.: «СОЮЗ», 2003.

2. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова, Феникс, Ростов на Дону 2006.

3. «Маленькие волшебники или на пути к творчеству» О.А.Белобрыкина 1993г.

4. «Игровые технологии» М.Э. Вайнер, Москва 2005.

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова, Москва 2007.

5. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, Москва 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда Тимофеевой О. А. на 2014 - 2015 уч. год

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ІІ уровнем речевого развития....

Рабочая коррекционно-развивающая программа для ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи.

Программа для детей с общим недоразвитием речи для детей старшей группы....

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...

Программа образовательной деятельности дополнительное образование "Радость творчества" с 4-7 лет. Изобразительная деятельность. Рисование.

Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Особенности организации практической деятельности детей.Условия реализации программы....

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Дополнительная образовательная коррекционно – развивающая программа «Волшебный мир общения» Срок реализации: октябрь- апрель. Возрастная категория: 6-11 лет Составитель программы: Педагог – психолог Хука Валентина Николаевна

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников и школьников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи, с другой сильная агре...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...