Главные вкладки

    Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе.
    методическая разработка по рисованию (младшая группа)

    Давыдова Светлана Михайловна

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_veselye_kraski.docx33.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 17 общеразвивающего вида п. Колычево

    Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

      

    во второй младшей группе.

    Руководитель кружка

    воспитатель высшей квалификационной  категории

    Давыдова Светлана Михайловна

    2018-2019 г.г.

    Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе.

    Содержание

    1. Пояснительная записка…

    2. Цели и задачи…

    3. Форма работы

    4. Ожидаемый результат….

    5. План работы с родителями ….

    6. Нетрадиционные художественные техники…

    7. Перспективное планирование занятий по нетрадиционной художественной деятельности ….

    8. Литература….


    Пояснительная записка

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

    В. А. Сухомлинский

    Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.

    Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

    Актуальность данного направления прописана в ФГОС ДО и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».

    Цель:

    создание условий для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет через нетрадиционные техники рисования.

    Задачи:

    -Развитие и укрепление мелкой моторики.

    -Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.

    -Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

    -Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

    Методы проведения занятия:

    - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

    - наглядные

    -практические

    -игровые

    Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

    Форма работы:

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

    Общее количество занятий в год -32.

    Возраст детей 3-4 года.

    Количество детей- 14.

    Список детей.

    1 Андрюшина Алёна

    2 Быстрова Аделина

    3 Владимирова Маргарит

    4 Крылова Софья

    5 Кузьмин Глеб

    6 Лепёшкина Елизавета

    7 Лубченков Александр

    8 Милютин Дмитрий

    9 Николаев Васили

    10 Панамарёва Софья

    11 Панков Семён

    12 Сейдабуллаева Ксения

    13 Тимченко Валерия

    14 Ермоленков Владимир

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

    -Проведение выставок детских работ

    -проведение открытого мероприятия

    -консультации для родителей по нетрадиционным техникам рисования

    Ожидаемый результат

    • Динамика развития мелкой моторики.

    • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

    • Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

    План работы с родителями:

    Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

    Формы работы с родителями:

    1.Консультации для родителей по нетрадиционным техникам  рисования;

    2. Консультация «Творчество детей»;

    3. Оформление выставки детских работ.


    Нетрадиционные художественные техники:

    -Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

    -Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

    -Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 
    - Оттиск печатками : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

    -Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    -Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

    -Рисование восковыми мелками: мелком прорисовывается простой силуэт и закрашивается акварелью или гуашью. Силуэт проявляется сквозь краску.


    Перспективное планирование занятий по нетрадиционной художественной деятельности во 2 младшей группе.

    № Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал

    СЕНТЯБРЬ

    1. Веселые мухоморы (1-е занятие)Рисование пальчиками Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба. Закрепить умение ровно раскрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная гуашь, кисти мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов.

    2.

    Веселые мухоморы (2-е занятие).

    Рисование пальчиками Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа). Ватман, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки.

    3.

    Осеннее дерево (коллективная работа)Рисование ладошками

    Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

    ОКТЯБРЬ

    1. мячик тычок ватной палочкой Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тыка, расширять представление об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, зрительное восприятие, моторику рук.

    Ватные палочки,игрушка мяч, заготовка шаблона мяча, краски желтого и синего цвета

    2. Рябинка (1-е занятие)

    Рисование пальчиками Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины.

    3. «Дождик, чаще кап-кап-кап» тычок ватной палочкой Учить изображать дождь ватными палочками знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма. Ватные палочки,гуашь синего цвета, лист бумаги белого цвета

    4. Мы рисуем, что хотим.

    Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющееся в наличии.

    НОЯБРЬ

    1.

    Воздушные шары.

     Оттиск пробкой, тампонирование. Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность. Пробки, печатки, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

    2.

    Разноцветные колечки Рисование пальчиками Закрепить умение рисовать пальчиками, наносить колечки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность. Плотные листы, гуашь в мисочках, салфетки.

    3.

    Пушистые животные (занятие 1-е). Тычок жесткой полусухой кистью.

    Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Вырезанные из бумаги

    фигурки животных жесткая кисть, гуашь.

    4.

    Пушистые животные (занятие 2-е). Тычок жесткой полусухой кистью.

    Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Воспитывать аккуратность. Вырезанные из бумаги

    фигурки животных жесткая кисть, гуашь.

    ДЕКАБРЬ

    1.

    Снежные комочки Рисование пальчиками, оттиск печатками. Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность. Тонированные листы (синий, фиолетовый) бумаги, белая гуашь.

    2.

    Мои рукавички Оттиск печатками, пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

    Воспитывать аккуратность. Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, гуашь, выставка рукавичек, салфетки.

    3.

    Маленькой елочке холодно зимой Рисование пальчиками, оттиск печатками. Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа

    (снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками. Плотные листы, гуашь, печатки, салфетки.

    ЯНВАРЬ

    1.

    Маленькой елочке холодно зимой (коллективная) Рисование пальчиками, ватными палочками

    Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми. Воспитывать аккуратность. Гуашь, ватман, ватные палочки

    2.

    «Елочка пушистая, нарядная» Тычок жесткой полусухой кистью Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. Лист бумаги, кисточка, краски

    3.

    «Елочный шар» Пальчиковое рисование (круговые движения) Познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»; учить рисовать круг и закрашивать его круговыми движениями; развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам. Лист бумаги, краски

    4.

    Рисуем, что хотим. Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющиеся в наличии.

    ФЕВРАЛЬ

    1. Елочка Восковые мелки

    + акварель Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько

    цветов.

    Воспитывать интерес, аккуратность.

    Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    2. Кораблик для папы (занятие 1-е). Скатывание бумаги Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.

    3.

    Кораблик для папы (занятие 2-е). Скатывание бумаги Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.

    4.

    Снежинки Свеча + акварель Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    МАРТ

    1. Цветы для мамы Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

    2.

    Цветы для мамы (продолжение)Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность.

    Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.

    3. Солнышко

    (коллективная работа)Рисование ладошками Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к рисованию. Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.

    4. Бабочка

    Рисование ватными пальчиками, тампонирование Закрепить умение рисоватьватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

    АПРЕЛЬ

    1. Вот какие осьминоги! Рисование ладошками Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Воспитывать аккуратность. Плотные синие листы, гуашь в мисочках, салфетки.

    2. Вот какие осьминоги! (продолжение).

    Рисование ладошками

    Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать чувство ритма и формы. Учить дорисовывать картинку. Воспитывать аккуратность. Гуашь, плотные синие листы, салфетки.

    3. Рыбки

    Рисование пальчиками, печатками Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы.

    Силуэты рыбок, печатки, гуашь, салфетки.

    4. Оформление коллажа

    «Подводное царство». Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки.

    МАЙ

    1. Цветочки на лугу. Восковые мелки + акварель. Закрепить технику рисования восковыми мелками, умение наносить акварель на готовый рисунок. Восковые мелки, акварель, плотные зеленые листы.

    2. Божьи коровки. Рисование пальчиками Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. Воспитывать аккуратность. Силуэты божьих коровок, красная и черная гуашь, салфетки.

    3. Одуванчики.

    Тампонирование Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность. Желтая и зеленая гуашь, печатки, плотные листы, салфетки.

    4. Рисуем, что хотим. Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющиеся в наличии.


    Список используемой литературы:

    “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.

    Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.

    Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

    Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

    “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

    Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

    Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

    Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

    Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

    Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

    Лыкова И.А. «Цветные ладошки»

    Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы

    Основная  цель  программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...

    Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе "Встреча с колобком"

    Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе "Встреча с колобком"...

    Aвторская программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

    Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования....

    Программа кружка по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Мир волшебных красок» (5 – 7 лет)

       На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере пре...

    Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

    Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознате...

    Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста, «Полотенчико для куклы Кати»

    В 2018-19 учебном году мы проводили проект "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" "Я САМ". Данный конспект был разработан мной, чтобы провести НОД во врем...

    Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе "Фантазёры"

    Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художестве...