Изотерапия
картотека по рисованию (старшая группа)

Игры по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_izo.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с элементами

изотерапии.                                                                                                                «Монотипия» Цели: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание ребенком своих границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Методика может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой.                                                                                                                                                                                                             Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15 х 20.см (Перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.                                                                                                Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее дети дорисовают монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней. Существуют и другие варианты применения этой методики: уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия, создавать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовывать ее до какого-либо образа.

«Пластилиновая композиция», рисование пластилином                                                          Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.                                                                                                          Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 гр., различные виды круп по 100 гр., другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтоб он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, так, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным. После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.                                                                                                    

Рисование клубком                                                                                                                                                                                                             Цели: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.                                                                             Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.                                                                                                                  Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом создавать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось. Можно использовать следующие вопросы: - Можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы? - Какие фигуры ты здесь видишь? - Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры? - Какая блюдо здесь нарисовано? - Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.?                                                                                     Рисование истории                                                                                                                                                                                         Цели: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.                                                      Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.                                                                                                                                                                                                         Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем проводится обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему «Если бы эта история продолжалась, то чтобы в ней произошло» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».                                                                      

Рисунок по кругу                                                                                                                                                           Цели: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки. Эта технология проводится в групповом режиме.                                                                                                                       Необходимые материалы: бумага, карандаши.                                                                                                                                           Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги. Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем». По сигналу педагога начинается рисование. Он может наблюдать за соблюдением правил. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями.                                                                                                                                  

Работа с соленым тестом                                                                                                                           Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии. Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.                                                                                                                                      Необходимые материалы: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.                                                                                                                                                                                            Ход работы: приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевые краски или порошкообразную краску. Готовое тесто может долго хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Сначала необходимо дать ребенку «познакомиться» с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Педагог может показать, что можно делать с тестом, разные способы создания образов. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, - фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

Парное рисование                                                                                                         Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах. Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

 Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Инструкция: « Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие – нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем «по сигналу». После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ.

Рисования. «Каракули», «Штриховка», «Фроттаж».

Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме. Необходимые материалы: карандаши или мелки, бумага.

 Ход работы: ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без какой-либо цели. Получается сложный «клубок» линий, в котором педагог предлагает увидеть какой-либо образ и развить его. Затем нужно выразить свои чувства и ассоциации в связи с этими образами. Можно сочинить историю об этом образе. Второй этап работы трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (3-х каракулей). Можно создавать групповую работу, когда каждый по очереди рисует каракулю, стараясь создать какой-то единый образ. Возможны следующие способы работы:  заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);  рисование отдельных линий или их сочетаний.  передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной и испуганной линии, линии подружились, поссорились и т.д.;  так же изображаются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия; С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью. В технике «фроттаж» детям предлагается заштриховать поверхность листа, под который подложен плоский предмет или заготовленный силуэт.

Рисование фигуры                                                                                      

Цели: осознание границ своего тела, формирование половой идентичности, повышение самооценки, формирование доверия, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии и воображения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.                                                                            

Необходимые материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти (разного формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.

Ход работы: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы педагог или другие дети могли обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть: какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки, мои интересы, мир вокруг нас, мои желания, занятия и др.), можно разместить на фигуре различные чувства и раскрасить их в соответствующие цвета, украшать ее, дополнять какими-либо образами. Далее следует сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене и провести презентацию с последующим обсуждением. «Марания» Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, маркеры, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, бумажные трафареты, клей.

Ход работы: В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае речь идет о спонтанных рисунках дошкольников, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. Педагог предлагает детям закрасить брызгами, пятнами, разнообразными линиями лист бумаги или картона в соответствии с темой занятия, например, изобразить явления природы, сказочных существ, вход в пещеру и др. Другой вариант работы: дети закрашивают лист выбранными цветами, затем сверху накладывается приготовленный трафарет. Детям младшего возраста педагог предлагает готовые трафареты, в старшем дошкольном возрасте дети могут изготовить их самостоятельно на любые темы.

«Акватушь»

 Цели: развитие творческого воображения, сенсорно-перцептивной сферы познавательного интереса. Необходимые материалы: Плотный лист, гуашь, черная тушь, широкая кисть, баночка с водой, широкая мисочка с водой, тряпочка.

 Ход работы: Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб, дерево, цветок, птицу или животное, дом, человека - что угодно. Главное, чтобы рисунок был крупный. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх красок, смоется почти полностью, а та часть листа, которая покрыта только тушью, останется черной. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи «акватуши» дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Пальчиковое рисование 

Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, карандаши, фломастеры, мелки, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Ход работы: опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Либо ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью, карандашами, фломастерами до получения изображения (птицы, деревья).

 Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

 Цели: развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств. Возможно проведение техники в группе, работа в парах и индивидуально. Необходимые материалы: сухие листья, простая, тонированная или фактурная бумага, клей ПВА, крупы (манная крупа, овсяные хлопья, гречка, пшено, сахарный песок, вермишель и т.д.),

Ход работы: На листе бумаги дети клеем наносят рисунок на определенную тему (дети младшего возраста могут «раскрасить» клеем часть рисунка). Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Готовый рисунок дополняется аппликацией из листьев, семян и т. д. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов. С помощью двустороннего скотча можно создать на листе орнамент, цифры, буквы, украсив их манкой, пшеном, сухими листьями или блестками, возможно оформление уже готового рисунка или работы подобной рамочкой. Следующим вариантом работы является рисование сыпучими материалами на подносе или оргстекле (создание узоров, рисунков на заданную тему).

Трехмерные изображения из газет

Цели: развитие коммуникативных навыков, фантазии, творческого воображения. техника проводится в групповом режиме, возможно работа в парах.

Необходимые материалы: газета, фольга, цветная бумага, салфетки, картонные коробки, клей ПВА, скотч.

Ход работы: Детям предлагается через деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги создать нечто новое, необычное. Это могут быть несуществующие животные, техника, предметы и др. Внешний вид созданного продукта может получиться самым разным – от двумерных плоских силуэтов, до многоярусных пышно украшенных конструкций. Это зависит от возраста детей, воплощаемой идеи (или идей), количества создателей. Педагог может принимать участие в изготовлении творческого продукта, соответственно его роли по степени участия можно определить, как «партнер», «ассистент», «наблюдатель».

Рисование воском 

Цели: развитие творческого воображения, сенсорно-перцептивной сферы познавательного интереса. Работа проводится индивидуально или в парах.

Необходимые материалы: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Ход работы: ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Кляксография» (обычная, с трубочкой, с цветными нитями)

Цели: развитие воображения, фантазии, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и больше), соломинка для напитков, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.

Ход работы: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Работа с нитью: ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или наполовину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист или половина (сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью либо карандашами.

Упражнения с элементами танце – двигательной терапии. «Танец 5-ти движений» Цели: снятие мышечных зажимов, развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Необходимые материалы: записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды. .Ход упражнения: «Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения (1 минута).

«Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, чѐткие, рубящие движения, бой барабанов. «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, незаконченные движения.

 «Полѐт бабочки» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морского прибоя, звуки леса – в неподвижной позе «слушаем» своѐ тело. После окончания упражнения обсудите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что получилось легко, а что с трудом.

«Тряпичная кукла» Цели: развитие партнерских взаимоотношений, снятие мышечных зажимов, создание доброжелательной, доверительной атмосферы. Необходимые материалы: музыкальное сопровождение. Ход упражнения: Образуются пары: взрослый + ребенок или ребенок + ребенок. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй – играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т.д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей «кукле». В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями.

 «Водоросли» Цели: создание положительного эмоционального фона, снятие мышечных зажимов, развитие воображения, самоконтроля. Необходимые материалы: музыкальное сопровождение, шифоновый шарф или атласная лента зеленого цвета.

Ход упражнения: Играющие представляют себя в гостях у Морского царя. Они выполняют под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым шарфом (атласной лентой) каждому по очереди – по кругу. Шарф можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку можно обыграть, введя в игру фигуру Морского царя. Морской царь (взрослый или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (в качестве подарка дисциплинированные «водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцует Морской царь вместе с проигравшими «водорослями»). Аналогичным способом могут быть организованы игры с эмоционально-образными перевоплощениями на самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т.д.

«Магнит» Цели: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Необходимые материалы: музыкальное сопровождение, теннисные мячики, брусочки, кубики и т.п. Ход упражнения: Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся «магниты» (теннисные мячики, брусочки, кубики). Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т.д. Важно не уронить «магниты» и чувствовать их «притяжение», то есть приспосабливаться к движениям друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...