«Оптимизация эмоционального состояния личности дошкольника посредством рисования»
статья по рисованию

Денисюк Наталья Вадимовна

Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizatsiya.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

                «Оптимизация эмоционального состояния

личности дошкольника

посредством рисования»

Процесс рисования вызывает у детей и взрослого положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результат своей деятельности.

В процессе своей работы и наблюдений за детьми я заметила, что несформированные изобразительные умения и навыки не дают детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия, как следствие, влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Частые неудачи в изодеятельности, неумелое руководство воспитателя понижают самооценку ребенка, мешают ему самоутвердиться, приводят к тому, что ребенка не интересует конечный результат в рисовании и, как следствие, в других видах деятельности.

 Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому выражению.

В  дошкольном возрасте значительно расширяется опыт ребенка, он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по определенным признакам, овладевают навыками рисования по памяти и воображению. Процесс рисования вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результаты своей деятельности.

В процессе проделываемой работы у детей появляется возможность творчески решать изобразительные задачи, точно воплощать свой замысел, т.к. в своем арсенале они имеют множество разнообразных навыков, умение работать с различными изобразительными материалами, овладевают разными способами рисования.

Многообразие изобразительных умений и навыков рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции, развивает фантазию и воображение.

Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольного возраста, т.к. частично удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, и в продуктивной деятельности, в частности; в способности отражения полученных впечатлений от окружающей жизни.

Значимая потребность для  дошкольника - познавательная потребность. Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания, следовательно, занимаясь изодеятельностью, ребенок познает окружающую действительность в разных ее проявлениях.

 Цели и задачи:

      1) Способствовать развитию у детей:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия

- внимания и усидчивости

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

        2) Формировать навыки контроля и самоконтроля.

        3) Формировать представления об окружающем мире.

        4) Включить в содержание образования опыт творческой деятельности:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию

- способность к альтернативным решениям

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми

         5) Учить создавать изображения, осмысливая качества изображаемого объекта, запоминая характерные особенности и детали разных предметов и, связанные сними действия, придумывая средства передачи образов в изодеятельности.

         6) Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.

Средства решения поставленных задач:

Виды применяемых нетрадиционных техник:

- рисование пальчиками и ладошками

- монотипия

- отпечатки листьев

- рисование по мокрой бумаге

- рисование по мятой бумаге («состаривание изображения»)

- оттиск по трафарету

- рисование сухой щетинной кистью (по Чарушину)

- рисование картонными полосками разной ширины

- восковые мелки + акварель

- тонирование: вливание цвета в цвет (стекание краски вниз), «цветные кляксы» (растекание по сырой поверхности)

Описание целевой аудитории мероприятия:

Групповое занятие с детьми 5-6 лет. Количество детей 14 человек.

 Условие проведения мероприятия:

Групповая комната.

Материалы и оборудование: альбомная бумага А4, гуашь, щетинная кисть №10-12, зимние иллюстрации с изображением ёлочек, стихотворение о ёлочке, игрушка  – снеговик.

 Целевые установки мероприятия:

Цель: 

-Познакомить детей с техникой рисования сухой щетинной кистью.

Задачи:

-Дать почувствовать многоцветное изображение предметов.

- Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу рисования.

- Способствовать развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

Приемы:

При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисть жесткой, желательно толстой (№ 10-12). При подготовке к занятиям ворс кисти нужно сделать короче (обрезать).

При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается, и получается большая пушистая точка.

Для рисования сложных объектов можно использовать легкий контур, сделанный простым карандашом (в начале обучения контур наносится взрослым). Важное правило воспитателя «не заезжать за контур» в этом способе не работает: нужно последовательно пройтись по контуру для достижения большей «пушистости».

Для создания визуально объемных фигур можно использовать несколько слоев гуаши, переходя от светлого к более темному оттенку.

 Планируемые результаты:

  • Умение рисовать сухой щетинной кистью.
  • Эмоционально-положительное отношение детей к изодеятельности.
  • Понимание успешности своей работы.
  • Развитие фантазии, воображения.

 Содержание мероприятия:

Конспект НОД по теме: рисование "Ёлочка" сухой щетинной кистью.

Ход проведения:

Воспитатель вносит в группу игрушку снеговика.

Снеговик здоровается с детьми и просит послушать загадку:

Что за гостья к нам пришла?

Запах хвои принесла?

А на ней огни, гирлянды.

До чего ж они нарядны!

Ответы детей.

Снеговик хвалит детей и читает стихотворение:

Здравствуй, ёлочка лесная!

Серебристая, густая!

Ты под солнышком росла

И на праздник к нам пришла.

Снеговик напоминает детям о наступающем празднике и просит помочь ему найти елочку.

Воспитатель:

 - Ребята, а давайте поможем снеговику и нарисуем ему елочку ( дети с радостью соглашаются).

 - Посмотрите, какие кисти у вас лежат на столе? (толстые, большие, жесткие)

-Как вы думаете почему нет стаканчиков с водой на столе?(будем рисовать сухой кистью)

Воспитатель хвалит детей и напоминает способ рисования.

- Берем гуашь на кончик кисточки, легким постукиванием кисти убираем лишнюю краску на ненужный лист бумаги.  

 -Затем начинаем таким же мягким постукиванием кисти раскрашивать елочку. Когда гуашь заканчивается, берем краску заново...

-Дети, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы елочка была более пушистой? (сначала нанести более светлый оттенок зеленого, затем на него более темный).

-Правильно.

-Ребята, а как нам "укрыть елочку снегом"? ( нужно подождать пока зеленый цвет высохнет, и только тогда наносить белую гуашь).

-Молодцы! А теперь перед тем, как начать рисовать елочку, покажите. Как мы будем наносить тычки кистью ( легкие постукивания щетинной кистью сверху вниз, ворс расплющивается ,и  получается "пушистая точка")

-А теперь давайте начнем рисовать елочку, снеговик уже заждался.

Дети приступают к рисованию елочки. Воспитатель контролирует процесс.

Итог:  Снеговик вместе с детьми рассматривает рисунки, хвалит детей, благодарит за помощь, прощается и уходит.

Список литературы:

1.Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».

Москва «Просвещение» «Учебная деятельность» 1996г.

2.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Москва «Владос» 2000г.

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада» Воронеж «Учитель» 2005г.

 4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

6.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование эмоциональных состояний у дошкольников с нормальным и задержанным развитием

В своей  работе я обращаю особое внимание на типы семейного воспитания, которые способствуют формированию агрессивности у детей....

Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....

Анкета "Эмоциональное состояние младшего дошкольника"

Данная анкета для родителей поможет воспитателю построить индивидуальный образовательный маршрут для ребенка в период адаптации...

Мастер-класс для педагогов "Стабилизация эмоционального состояния с использованием техники "Рисование цветным песком"

Тема: «Рисование цветным песком»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Материалы: цветной песок, шаблоны картинок (пирамидка, зонтик, мячик, петушок, мишка, гусеница),  клей ПВА, ...

Выступление "Стабилизация эмоционального состояния с помощью техники рисования песком"

Выступление на родительской конференции в рамках проекта "Волшебный песок"...

Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий....

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников...