Художественно-эстетическое развитие детей в рисовании.
план-конспект занятия по рисованию

Куликова Елена Павловна

Учить детей видеть и передавать в рисунке красоту окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе  « Добрые избы».

Задачи. Дети учатся изображать – строить рубленый дом-теремок с помощью мазков - «бревнышек», украшать его нарядными деталями. Пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости интереса к образу традиционного русского жилища – избе. Формирование представлений о деревянной избе, которая органично вписывается в природную среду: о прочной мудро сработанной конструкции, красоте ее внешнего облика и отдельных деталей нарядного убранства (конек на крыше, резные наличники на окнах,  доска-причелина, идущая по свесу крыши, полотенце, спускающееся посередине фронтона, отмеченные солнечной символикой).

Материалы: листы бумаги А 4, палитра, гуашевые краски, широкие плоские и маленькие кисти.

Зрительный ряд: репродукции картин художников; иллюстрации к детским книгам с изображением русских изб, теремков, резных узоров в декоре.

Литературный ряд: Савельева Е.А стихотворение «Русская изба».

Музыкальный ряд: русские народные песни в инструментальном изложении.

Подготовительная работа с детьми: тонирование листов формата А 4 .

Содержание изобразительной деятельности.

Вводная часть: Воспитатель читает стихотворение.

«Русская изба»

Стучал топор, летели щепки,

Со стоном падали стволы,

Ломалися сучки и ветки,

И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,

Крыльцо, наличники, окно.

Наверно, так изба рубилась,

Но это было так давно.

Входящий в избу клал поклоны,

Смотрел на образа, крестясь,

И пахло хлебом испеченным,

И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,

Сложить ее лишь мастер мог.

Кирпич к кирпичику, стеною,

Струился из трубы дымок.

Горел огонь, в печи гудело,

На улице метель, пурга.

Окошко все заиндевело,

У печки сторож – кочерга.

Крестьянский труд всегда нелегкий:

То шерсть напрясть, то лапти сплесть,

Пошить на всю семью обновки,

Конечно, всех забот не счесть.

Изба жила всей полной жизнью:

Труды, заботы, радость, грусть,

Ей приходилось за Отчизну,

Отдать сынов, спасая Русь.

Ждала с войны, изба, старея,

Просев на бок за много лет,

Но, помня все до поколенья,

Смотрела окнами им вслед.

Да, Русь могуча и едина,

И это не пришло извне.

Большая роль, неоспоримо,

Принадлежит простой ИЗБЕ.            

Основная часть:

Воспитатель обращает внимание детей на изображения русской избы в иллюстрациях к сказкам, картинам. Ребята, посмотрите, как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать?  Ответы детей.  Сегодня мы с вами будем рисовать русскую избу! В давние времена не было таких высоких домов, которые вы видите сейчас, а люди жили в избах, которые строили сами.  Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм.

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. - Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Крестьяне относились к дому как  к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Названия частей избы: Чело избы – это ее лицо.  Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы. Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

Воспитатель предлагает «построить»  свои избы, «укладывая» бревна одно на другое, двигаясь снизу вверх. (Показывает способы изображения).  «Построив» клеть избы. Отмечают ее самую верхнюю точку, изображают скат крыши и «достраивают» треугольник фронтона. После этого торцы бревен, изображают окна, украшают нарядными деталями.  Дополняют рисунок   изображениями зимней природы:  зимних деревьев, кустарника.

Заключительная часть. По окончании работы дети  располагают рядом друг с другом (приносят свои рисунки на сдвинутые столы), составляя образ русской деревни. Воспитатель предлагает рассмотреть и обсудить результат своей работы и работы других детей. В дальнейшем работы детей размещаются на выставке (магнитных полосках на стене).



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Что за птица?»

Задачи. Создание выразительного образа птицы (работа от пятна), выстраивание в рисунке занимательного сюжета. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни вороны на примере иллюстраций к детским книгам, обращает внимание на характерные особенности вороны (глуповато-важный вид, голова – продолжение тяжелого туловища, мощный клюв). Формирование интереса к черной, серой краскам и их сочетаниям.  Обогащение опыта впечатлений детей через восприятие образа серой вороны. Её характера, взаимоотношений с другими птицами. Развитие наблюдательности и умения видеть интересное в привычном.

        Дети учувствуют в сочинении занимательных историй о вороне, её взаимоотношениях с другими птицами, проигрывают различные ситуации через двигательно-пластические и голосовые импровизации. Затем они гуашью изображают ворону-крикунью (гуляет по снегу, оставляя на нем следы-веточки; каркает «во всё воронье горло»; размахивая крыльями, гоняет воробьев; торжественно восседает на толстой ветке и т.п.).

        Материалы: Гуашь (белая, черная, серая); большие и маленькие кисти.

        Зрительный ряд: Образ ворон  в иллюстрациях к детским книгам.

        Литературный ряд: И. Крылов. «Ворона и лисица».

Предварительная работа:

Беседа и наблюдение на прогулке за птицами. Чтение стихов и сказок о птицах (воронах).

Содержание изобразительной деятельности.

Водная часть.

Воспитатель читает загадку.

Сильная, большая птица

Даже кошки не боится.

Очень важная персона –

Черно-серая …      (Ворона)

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её….       (Ворона)

Основная часть.

Воспитатель: Правильно ворона. Послушайте, какая история приключилась с одой вороной.  Воспитатель читает Басню Крылова «Ворона и лисица».

Физкультминутка:

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

 Воспитатель показывает детям изображение вороны. Ворона птица умная и гордая. У неё очень красивая окраска пёрышек. Спинка и животик серые, а вот голова и крылья черные. На солнышке переливаются. Клюв большой, мощный, черный. Ребята, давайте нарисуем нашу серую ворону. Посмотрите, как я нарисую ворону (показ образца и способа рисования). Воспитатель предлагает детям начать работу.

Заключительная часть.

Оценка деятельности детей, анализ детских работ.

Воспитатель: Вам понравилось рисовать птиц? Вы хорошо постарались и у вас получились красивые работы, давайте повесим их на нашу выставочную доску.        



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию «Зимний сказочный лес».

Цель: Учить детей передавать свои впечатления в рисунке; закреплять знания детей о том, какие изменения происходят с деревьями зимой; закреплять навыки рисования прямых и наклонных, длинных и коротких линий, располагать изображения по всему листу бумаги; развивать умение видеть красоту деревьев в зимнее время года;  развивать творческое воображение; воспитывать любовь к природе, активизировать и обогатить словарь словами: ствол, высокий, толстый, ветки, заснеженные, тоненькие, короткие, сугробы, лес; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: листы А-4, краски гуашь, стаканы - непроливайки, кисточки, салфетки.

Зрительный ряд: репродукции картин художников; иллюстрации к детским книгам с изображением деревьев зимой.

Литературный ряд: И. Сурикова «Зима».

Подготовительная работа с детьми:  Наблюдение за  деревьями на прогулках, обращать внимание на их строение и красоту после обильного снегопада; рассматривание иллюстраций на  тему «Зима»; чтение стихов о зиме. тонирование листов формата А 4 .

Содержание изобразительной деятельности.

Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

- По каким признакам вы определили, что наступила зима? (снег лежит, сугробы, холодно, дуют холодные ветры.)

- Посмотрите, какие картинки я вам принесла. А здесь, какое время года изображено? (Зима)

Воспитатель читает стихотворение. Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова

«Зима».

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

- Художники очень любили рисовать зиму, они изображали зимний лес. Дети рассматривают картины. Вы обратили внимание на красивые заснеженные деревья? Зимой деревья отдыхают, спят под снежным покрывалом.

- А вы хотели бы нарисовать лес, где такие же красивые деревья в снегу? (Да)

Воспитатель: Ребята, на прогулке мы с вами рассматривали заснеженные деревья. Давайте вспомним, что есть у дерева? (ствол, веточки) У деревьев есть ствол. Он высокий и толстый и на нём растут веточки, они тоненькие и тянутся вверх к солнышку погреться.  Веточки, как палочки короткие, тонкие. Давайте ручками покажем, как растут веточки у деревьев, куда тянутся (дети тянут руки кверху).

Самостоятельная работа детей. Обращаю внимание на то, как держат дети кисть, как ведут прямые и наклонные линии.  В лесу зимой много снега и нужно нарисовать ещё и сугробы.

Воспитатель - Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, чем мы занимались? (Ответы детей.)

Воспитатель: Каждый из вас нарисовал сказочное зимнее дерево. Мне понравились все ваши работы, вы молодцы, ребята! Развесим все деревья на доску, у нас получится зимний лес, и будем им любоваться весь день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...