НОД "Одежда северного народа"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Динякова Ольга Викторовна

Данный конспект непрерывной образовательной деятельности относится к области художественно - эстетическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), по направлению рисование

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Одежда северного народа»

Воспитатель по изобразительной деятельности: Динякова Ольга Викторовна

        

Новый Уренгой

2019г

Пояснительная записка

Данный конспект непрерывной образовательной деятельности относится к области художественно - эстетическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), по направлению рисование.

Программные задачи: 

1.Учить детей украшать ямальским орнаментом (рога оленя) национальную одежду (малицу)

2.Закреплять технические навыки: тонировать силуэты поролоновой губкой, наносить орнамент с помощью трафарета губкой.

3.Развивать интерес к народному творчеству.

4.Воспитывать уважение к традициям людей коренных национальностей.

Предварительная работа: чтение ненецких сказок, загадок, рассматривание ненецкой одежды, знакомство с орнаментами.

Словарная работа: Малица, ягушка, паница, названия орнаментов, пимы, кисы.

 Материал: карточки с ненецкими орнаментами, силуэты ягушки, вырезанные из бумаги, гуашь белая и коричневая, клей, вата, салфетки, кисти, баночки с водой, поролоновые губки, записи ненецких песен.

Игровой приём: художественная мастерская

Ход:

Воспитатель:

– Ребята, скажите, как называется наш край, где мы с вами живём? (Ямал)

 (Воспитатель показывает на карте)

Воспитатель:

А знаете, что означает название нашего края - Ямал?

- Край земли.

В каком городе мы живем, как он называется (Новый Уренгой)

Воспитатель:

                                    Наш край холодный и суровый.

                                       На Крайнем севере зима,

                                       Заснежены просторы.

                                       Полгода вместо солнца тьма,

                                       И тускло светят звезды.

На территории нашего округа проживают северные народности. Это: ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.

Воспитатель:

В каких жилищах живут народы севера? (В чумах)

Воспитатель:

Ненцы строят себе жилище в форме конуса, зимой покрывают оленьими шкурами. Летом же облегчают это жилище, перекрывая его берестой.

Чем занимаются народы севера, какими промыслами?

(Охотой, оленеводством, рыболовством.)

Тяжело жить северным народам, особенно тем, кто живёт и работает в тундре, пасет оленей. Как олени помогают человеку на севере? (Олени – это и транспорт, и жилье, и одежда)

Воспитатель:  

….Там всегда в метель и стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

На оленях ездят по тундре, олени легко везут нарты. Оленьими шкурами покрывают чум для тепла.

 Какую одежду, обувь носят люди, живущие в стойбищах?

(Малицы, кисы, ягушка)

Воспитатель: Ненецкие женщины шьют одежду из оленьих шкур, она удобная, теплая и лёгкая. Назовите традиционную одежду, которую носят северные жители. (Малица, паница, ягушка, кисы)

Воспитатель:

Малица – это мужская верхняя одежда, ягушка (паница) – женская верхняя одежда, кисы, пимы – это теплая обувь. Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами  из меха оленя, цветной ткани и бисера.  Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий, голубой – это небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают  мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

      У народов севера  встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент – от лат. ornament – украшение.

Орнамент – это взаимоотношение человека с окружающим миром, передаваемое посредством определённых знаков, символов.

Основным источником для создания орнамента была природа.

И движением неторопливым

Мех сшивают –

Стежок за стежком…

И орнамент,

Чтоб стал он красивым,

Обозначат цветным лоскутком.

Мастериц расцветают улыбки!

А иголки в умелых руках

В мех олений ныряют, как рыбки!...

Мелкий бисер горит в завитках.

Некоторые орнаменты имеют значение оберегов, они охраняют сам предмет и его содержимое или человека, который носит одежду с таким орнаментом.

Часто орнаменты схематичны, и непосвященный человек может увидеть лишь полосочки, крестики, но любая мастерица сможет рассказать, что это –“рога молодого оленя”, “заячьи ушки”, “соболь с крестом” и т.д.

По одежде можно узнать, откуда этот человек, из какого он рода.

Прямая линия – “прямой след”, “прямой путь” – распространённый элемент украшения одежды. Полосками из ткани конкретного цвета, расположенными одна на другой, обычно украшаются женские платья и халаты, число их порой доходит до 30-35.

Зигзаг – каждый народ исходя из своего жизненного опыта и миропонимания, вкладывает в осмысление зигзага что-то своё. Зигзагообразные орнаменты бытуют на всех материалах, кроме меха. За зигзагом закреплена функция оживления неживого, охрана жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях.

Треугольник – не имеет общепринятого названия. Если его основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх, то это “бахрома”, при вершине повёрнутой вниз – “голова”, а если основание размещено вертикально, то это узор “лезвие топора”.

Квадрат, поставленный на угол – “голова”. Если встречаются на бисерных изделиях, называют “углубление сердца”.

Уголок – “ушки”. Исполняются во всех вариантах: бисере, ткани, мехе, бересте.

Соболь – символ изобилия. Мастерицы, долгое время изготавливают орнамент, прикладывая огромный труд, и веря в то, что он защитит, оживит, наполнит силой и преобразит. И поэтому помещали его на одежду и другие предметы.

Каждому узору мастерицы дали  названия. Я вам покажу ямальские узоры, а вы  скажите, как они называются. (Воспитатель показывает, дети называют).

(След  медведя, грудь песца, заячьи уши, чум , рога оленя и т.д.)

Физкультурная минутка.

Не боимся мы пороши-

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам -

Снег хватаем там и там!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимаем выше ногу,

Проложив себе дорогу!

Воспитатель:

А вы хотите побыть такими мастерами? (ответы детей).

Тогда открываем нашу мастерскую.

Сегодня мы будем расписывать ягушку (паницу). Вот посмотрите на иллюстрацию с изображением ягушки. Это женская зимняя одежда. Воротник шьётся из меха песца. Рукавицы наглухо пришиваются к рукавам. У рукавиц есть прорезь, чтобы при необходимости можно было обнажать руку. Давайте рассмотрим образец ягушки, который перед нами. Каким цветом ягушка? (коричневым) Где мы будем наносить орнамент? (по низу рукавов, по низу – по подолу ягушки).

Воспитатель:

У вас силуэты Ягушек, вырезанных из бумаги нам надо их подготовить, чтобы нарисовать орнамент, сначала надо затонировать в коричневый цвет. Тонировать будем с помощью губки, по мокрому фону, гуашью.

Дальше с помощью трафарета мы нанесем с вами орнамент на низ ягушки, на рукава, а на воротник приклеим белую вату, как будто песцовый воротник. Как же мы наносим трафарет? На высохший коричневый силуэт, мы накладываем трафарет и прижимаем его, набираем губкой белую краску, подсушиваем об салфетку и полусухой губой начинаем промакивать белой краской, вырезанные отверстия трафарета. Вы должны запомнить, что трафарет не сдвигаем, не убираем, не смотрим на полученное изображение, пока не закончите всю орнаментальную полосу. На воротник мы наклеиваем вату.

 (дети садятся).

А для того, чтобы работалось веселее, женщины пели песни (звучат народные напевы северных народностей). Самостоятельная работа детей по тонированию.

Воспитатель:

Пока подсыхает фон, мы с вами отправимся в мини-музей и рассмотрим иллюстрации и фотографии о жизни северного народа.

А теперь продолжаем работу в нашей мастерской, начнем работать с трафаретом. Расскажите, как работаем с трафаретом (дети рассказывают, далее проводиться индивидуальная работа).

Анализ: 

(Все работы помещаются на мальберты.)

 Мы с вами были мастерами по украшению зимней, женской одежды. Как она называется. (Ягушка). Чем мы украшали ягушку? Какая ягушка вам больше понравилась, почему, чем? А мне понравилась ягушка (имя ребенка), потому что, равномерно затонировал(а), правильно и аккуратно нанесл(а) трафарет и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ...

Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"

Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

Круглый стол "Сказки северных народов"

Знакомство родилей с хантыйскими сказками...

Подвижные игры северных народов

Подборка подвижных игр народов Севера в помощь воспитателям и инструкторам...

Презентация "Этические ценности северных народов"

Презентация для ознакомления воспитателей с народными традициями в воспитании детей северных народов России....

План конспект развлечения "Северный народ - Юкагиры"

Продолжить знакомства с культурой, фольклором, бытом народов крайнего севера - Юкагиры...