Программа кружка по изобразительному искусству "Лаборатория творчества"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Образовательная программа "Лаборатория творчества" является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предлагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по изобразительному искусству. Программа разработана  с учетом особенностей развития старших дошкольников и построена с использованием методики, связанной с использование зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЛБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА»

1. Концепция кружковых занятий

       Образовательная программа «Лаборатория творчества» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по изобразительному искусству. Данная программа ориентирована на выявление у каждого ребенка творческого потенциала и художественных способностей, развитие  их соразмерно индивидуальности с помощью игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

      Актуальность программы обусловлена тем, что в современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, Интернета.

     Многие дети очень мало знают об изобразительном искусстве, его жанрах и видах, не имеют представления о музеях и выставочных залах. Такой ребенок практически лишен живого творчества.    Сегодня, когда во многих дошкольных образовательных учреждениях на знакомство с изобразительным искусством отводится ограниченное время, развитие художественного творчества дошкольников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

     Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

     Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

       Программа разработана с учётом особенностей детей – старших дошкольников. У детей этого возраста формируются художественно-творческие способности в изобразительно-художественной деятельности в целом. У детей 6-7 лет формируется самостоятельность: они активно и творчески применяют ранее усвоенные способы изображения, используя выразительные средства. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться работа над созданием образа. Также они способны выполнять различные по степени сложности рисунки как по собственному замыслу, так и по иным условиям. Дети этого возраста способны комбинировать приемы между собой, создавая сложные сюжетные композиции; у них развивается образное мышление, воображение.

Программа построена в широком использовании методики, связанной с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей в мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребенок, независимо от своих способностей ощущает себя волшебником, творцом, художником. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия.

Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

        Срок реализации программы кружка «Лаборатория творчества» 9 занятий, которые  проводятся один раз в 2 недели в течение полугодия.

      Целью программы кружка «Лаборатория творчества» является обучение детей основам изобразительной грамоты  и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятия изобразительной деятельностью  и приобщению к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы кружка «Лаборатория творчества»

Обучающие:

-  продолжать знакомить с изобразительным искусством и его жанрами, с произведениями разных видов искусств;

- формировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

 -формировать способность  детей эмоционально откликаться на явления окружающей жизни и передавать в художественно- творческой деятельности свое отношение  к природе, человеку, обществу;

- формирование элементарных практических умений и навыков в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании, декоративно- прикладном искусстве);

- формировать умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- формировать способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- формировать умения применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

 - формировать навыки моделирования из бумаги и навыки  изображения средствами аппликации и коллажа.

Развивающие:

- развивать способность к освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

- способствовать развитию  чувственно – эмоциональных  проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

-  развивать умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- развивать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей находить варианты решения различных художественно – творческих задач;

- развивать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- способствовать формированию устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; а также стремления к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношения к культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом;

- способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;

-воспитывать терпение, волю, усидчивость, целеустремленность  и трудолюбие.

Основные подходы к обучению в  программе

 «Лаборатория творчества»:

В программу кружка «Лаборатория творчества» включены следующие педагогические  подходы:

-  Личностно-ориентированный подход:

В программе кружка к каждому ребенку применяется личностно-ориентированный подход. Он ориентирован на развитии и саморазвитии ученика на становлении его как личности с учетом индивидуальных способностей и интересов. Занятия строятся таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс всесторонне развиваться, становиться личность и проявлять свою индивидуальность.

- Системно-деятельный подход: На занятиях при выполнении заданий, предусмотренных программой, формируются универсальные учебные действия, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

- Интегрированный подход: Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает такие дисциплины, как «Музыка», «Окружающий мир», «Литературное чтение».

- Компетентностный  подход: Суть применения этого подхода в программе заключается в приоритете непредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями,  в современное время  необходимо иметь совокупность личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Педагогические принципы обучения:

-  Принцип гуманизации образования,  состоящему в том, что развитие учащегося, формирование его личности – главный смысл педагогического процесса. Каждая личность неповторима. Согласно этому принципу, взаимодействие «педагог – воспитанник» на занятиях базируются на уважении, понимании ребенка,  вере в его возможности;

- Ведущий принцип – закон уподобления раскрывается в методах педагогической драматургии, создаются ситуации уподобления. Занятия проводятся с применением дидактических игр и отдельных игровых заданий.

- Принцип эмоционального освоения и вживания (цельность и неспешность),  который дает возможность хорошему прорабатыванию и погружению в тему за счет продолжительного рассмотрения репродукций, фотографий, обсуждения и диалога, что позволяет поэтапно эмоционально воспринимать тему занятия. Даются все каналы восприятия: зрительное восприятие, музыка, поэзия.

-   Дидактические принципы:

- научность и мировоззренческая направленность;

- проблемность;

- наглядность;

- творческая активность и сознательность;

- доступность, посильная трудность;

- систематичности;

- Принцип постоянства связи с жизнью. Познание воспитанниками окружающего мира на занятиях строится на основе личных представлений  о нем. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь изобразительной деятельности  с условиями жизни и деятельности воспитанников. Среди разнообразия окружающего мира ребенок живет, познает этот мир и передает свои впечатления о нем в своем творчестве (наблюдение, изучение окружающей реальности).  Происходит постоянная система взаимодействия искусства с жизнью. Свою реализацию находит посредством методов отчетных занятий перед родителями и оформления работами воспитанниками интерьеров группы.

- Принцип единства формы и содержания в процессе обучения. Свою реализацию находит посредством использования методов постановки эмоциональных задач, единства внешнего и внутреннего состояний, внимания к деталям.

- Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. Принцип позволяет учителю активизировать сознание воспитанников, их интерес к поставленным задачам. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков осуществляется через методы обучения  диалогичности, проблемности, коллективных и групповых работ – активизации мышления.

Ожидаемые образовательные результаты.

Предметные результаты:

В результате реализации программы воспитанники должны знать:

- начальные сведения  о  жанрах изобразительного искусства и его видах;

-  конкретные произведения выдающихся художников;

- основы цветоведения и графической грамоты;

- свойства различных художественных материалов, их выразительные возможности: живописных и графических (гуашь, акварель, карандаши), их выразительные возможности;

В результате реализации программы воспитанники должны уметь:

 - анализировать и оценивать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

 - работать в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании, декоративно- прикладном искусстве);

- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

 - использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

 - применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты ;

 - моделировать из бумаги и   изображать средствами аппликации и коллажа.

Личностные результаты:

 - воспитание уважительного отношения к культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом;

- воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- воспитание  умения обсуждать  и анализировать собственную художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;

-воспитание терпения, воли, усидчивости, целеустремленности   и трудолюбия.

Метапредметные результаты:

- развивать способность к освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

- развитие  чувственно – эмоциональных  проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

-  развитие умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- развитие умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей находить варианты решения различных художественно – творческих задач;

- развитие умения рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; а также стремления к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Принцип построения программы и обоснование ее содержания

       Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Вся программа делится на темы по принципу соответствия определенному времени года. Каждая тема имеет 2-3 занятия, продолжительностью 30 минут, которые определяют комплексные цели и задачи. Количество часов каждой темы составляет 1,5 часа. В программе обеспечивается наглядность, доступность поэтапное изучение по схеме: от простого к сложному, что  повышает качество занятий, раскрывает эмоциональность и творческий потенциал дошкольников, мотивирует интерес к изобразительному искусству. Изучение каждой темы завершается коллективной творческой работой, используемой для оформления интерьера группы или сада.

Методы и формы обучения:

       Объяснительно - иллюстративный метод: На занятиях детям предоставляется информация  словесным, наглядным, практическим способом. Сообщение информации происходит в беседе и диалоге. Демонстрируется зрительный ряд в виде репродукции картин русских художников и, наглядные пособия, а также музыкальное сопровождение (литературное сопровождение). Дети выражают  эмоциональную отзывчивость, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять.

       Репродуктивный метод: направлен на формирование навыков и умений в процессе выполнения творческой работы, который заключается в воспроизведении действий. Его формы -   упражнения, направленные на отработку определенной художественной техники исполнения. Для репродуктивного метода применяются средства наглядности, дидактические игры, практическая работа.

        Игровой метод: программа построена в широком использовании методики, связанной с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у дошкольников мотивации к творчеству.

       Проблемный метод: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения.

       Метод единства восприятия и созидания: на каждом занятии создаются новые возможности для самораскрытия дошкольника, умение решать свою отдельную задачу в соответствии с темой занятия.

       Исследовательский метод: На занятиях кружка происходит самостоятельное решение задач, например это – способы передачи настроения и выражения своих эмоций в рисунке, поиск композиции, передачи цвета.

Формы обучения

        Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Для первоклассников в период адаптации особенно важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание фронтальных, коллективных, групповых, индивидуальных, индивидуально - групповых форм организации обучения на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении мероприятий, групп и коридоров.

В программу включены инновационные формы обучения, которые представлены следующими типами нестандартных занятий:

- занятие - творческая фантазия (сюрприз, сказка);

- учебное занятие в форме игры и соревнования (сюжетно- ролевая игра, конкурс).

Формы промежуточной и  итоговой аттестации

Процесс аттестации творческой деятельности учащихся в системе дополнительного кружка «Лаборатория творчества» не имеет жестких рамок. Предусмотрены следующие формы аттестации:

- текущая и промежуточная аттестация:

- задания в виде устного опроса;

 -выявление ошибок и успехов в работах детей;

- самооценка обучающихся своих знаний и умений;

- домашнее задание на самостоятельный поиск информации, наблюдение;

-отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки, экспозиции);

 -отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога;

- итоговая аттестация:

-творческая работа на тему «Волшебные перевоплощения» (необходимо сконструировать, расписать и украсить декоративными элементами выразительную и острохарактерную маску для  карнавала)

Итоговое мероприятие:

новогодний конкурс - дефиле «Маска, я тебя знаю». Презентация своих работ.

Критерии оценки устных ответов:

-активность участия;

-искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

-самостоятельность;

-оригинальность суждений;

Критерии и система оценки творческой работы:

-  соответствие выполненной работы заданию;

- правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

- владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

 -общее впечатление от работы; оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа; чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы; аккуратность  и завершенность всей работы.

Тематическое планирование кружка

«Лаборатория творчества»

Тема

занятия

Основная цель урока

Коли - чество

часов

Материалы, техника

Задание

 детям

1.

«Воспоминания о лете»

1.1

Занятие – сказка «Путешествие в волшебную страну Рисовандию»

(Дидактические сказки: тематическая «Краски-подружки», «Волшебная кисточка»)

Обобщить и уточнить знания детей о различных свойствах цвета и красок (гуашь, акварель). Знакомство с техникой работы гуашью и акварелью, видами мазков. Учить организовывать рабочее место, пользоваться палитрой.

1

Гуашь, акварель, кисти, палитры, бумага, салфетки

Выполнить рисунок на тему «Радужное лето», «помирив»  краски Гуашь и Акварель. Изобразить радугу, вспоминая ее цвета, акварельными красками. Смешивая гуашь на палитре, добиваясь создания новых цветов и оттенков, дополнить рисунок разнообразными цветами, мазками, простейшими фигурами.

Придумать название работы.

Творческая выставка «Радужное лето» или «Летние фантазии»

1.2

Занятие – сказка «Волшебные линии. Я - бабочка»

(Дидактические сказки: тематическая сказка «Волшебные карандаши»;  «Как родилась линия»)

Сформировать умение использовать выразительные возможности линии, формы, цвета на практике; познакомить с понятием «зеркальная симметрия»; познакомить с правилами штриховки

1

Альбомные листы, простые и цветные карандаши, ластик, фломастеры, ножницы

Изобразить линией бабочку определенной формы, нарисовать узоры линиями разной формы, заштриховать цветами на выбор, передавая особенную черту ее характера.

Коллективная работа

«Такие разные бабочки» или «Бал волшебных бабочек»

1.3

Занятие – конкурс

«Собираемся в поход. Рюкзачок с кармашками»

Игровая форма: сюжетно-ролевая игра «Мы туристы», сюжет «Собираемся в поход»

Совершенствовать аппликативную технику – свободно варьировать разные приемы работы в соответствии с замыслом. Учить создавать открывающиеся детали (кармашки, клапаны на рюкзаке). Формировать умение изображать предмет, передавая его форму и конструктивные особенности. Развивать творческую фантазию и умение работать в команде (сотрудничать с товарищами, выполнять свою часть работы в соответствии с замыслом), воспитывать аккуратность.

1

Плотная цветная бумага или картон, ножницы, простой карандаш, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Туристический рюкзак и его содержимое (фонарик, котелок, кружка, ложка, кепка, фотоаппарат, сухари, бублики, консервные банки, шерстяные носки). Подготовленные основы для коллективной композиции основы разной формы цвета. салфетки, коробочки для обрезков

Каждой  группе оформить свой рюкзак, дополняя карманами разной величины, конфигурации, закрывающимися разными способами. Договорившись между собой изобразить  и вырезать силуэты разных предметов, прорисовывая конструктивные особенности и детали фломастерами или цветными карандашами.

Презентовать свою работу

2.

«Осень, Осень, в гости просим!»

2.1.

«Художница  Осень. Чудесные превращения»

(Игровой прием –помогаем  сказочному гостю; дидактическая игра на закрепление понятий «теплой» и «холодной» цветовой гаммы)

Сформировать умение передавать с помощью смешивания цветов разнообразие окраски осенних листьев, закрепив понятия «теплая» и «холодная» цветовая гамма; продолжать знакомить с техникой работы акварелью «по-сырому»

1

Корзина с вырезанными из акварельной бумаги листьями, тонированными с одной стороны зеленым цветом, акварельные краски, кисти, салфетки, палитра, восковые мелки

 Написать осенние листья в теплой цветовой гамме акварелью в технике «по-сырому», предварительно  прорисовав прожилки восковым мелком.

Коллективная работа  «Осенний калейдоскоп»

2.2

Занятие – конкурс

«Корона для щедрой царицы Осени»

Продолжать знакомить с правилами и приемами работы с бумагой, продолжать учить составлять бумажную композицию; развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов. Закрепить понятие о симметрии.  Развивать творческую фантазию и умение работать в команде, воспитывать аккуратность.

1

Цветной картон, цветная бумага разной фактуры (глянцевая, бархатная), ножницы, клей, карандаш, ластик

Задание для группы из 3-4 человек.

Нарисовать и изготовить из цветной бумаги осенние дары  (овощи, фрукты, ягоды) и листья на выбор, применяя симметричное вырезание. Украсить в технике аппликации вырезанными дарами и листьями корону  для щедрой царицы Осени.

Придумать название и презентовать свою работу.

2.3

Занятие – игра.

«Мы - художники театра теней».

Игровая форма: сюжетно- ролевая игра «Театр», сюжет «Готовимся к постановке сказок «Заюшкина избушка» и «Зимовье зверей»»

Расширить знания о театральном искусстве. Сформировать умение изображать выразительный силуэт  плоской куклы (передавая форму, пропорции, характер, ракурс, движения рук и ног ) и декораций теневого театра. Обучить практическим навыкам в создании марионетки теневого театра. Развивать творческую фантазию и воображение.

1

Картон, ножницы, простой карандаш, ластик, клей, палочки – держатели, ширма

Задание для двух групп. Нарисовать и вырезать силуэты героев и декораций сказок «Заюшкина избушка» и «Зимовье зверей». Закрепить силуэты на палочках- держателях.

Показать театрализованное представление с готовыми куклами - марионетками, распределив роли.

3.

«Чародейка  Зима»

3.1.

«Украсим дворец Снежной Королевы»

Игровая форма: сюжетно – ролевая игра «Дизайн студия»,

Сюжет «Украшаем ставни окон дворца Снежной Королевы»

Познакомить с видами орнамента, правилами его построения.

Расширить представление о цветовом контрасте, закрепить понятие «холодная» цветовая гамма Развивать воображение, фантазию, художественный вкус.

1

Бумага, кисти, гуашь, простой карандаш, ластик.

Украсить ставни окон дворца Снежной королевы, выполнив орнаментальную роспись гуашью, используя «холодную» цветовую гамму. Поместить выполненную работу на общий фон – дворец Снежной Королевы, заранее подготовленный педагогом.

Коллективная работа «Дворец Снежной Королевы»

3.2.

 «Волшебные перевоплощения»

Игровая форма: сюжетно – ролевая

игра «Новогодний карнавал»

Познакомить с видами масок разных времен и народов (маска как образ персонажа, маски – характеры, маски – настроения). Научить приемам конструирования маски из бумаги, формировать умение использовать выразительные средства  формы и цвета для передачи характера и настроения.

2

Картон, цветная бумага, фольга, пайетки, ножницы, гуашь, кисти, клей

Сконструировать, расписать и украсить декоративными элементами выразительную и острохарактерную маску для  карнавала.

Итоговое мероприятие

«Новогодний конкурс -дефиле «Маска, я тебя знаю»»

Содержание занятий.

Тема № 1: «Воспоминания о лете»

1.1.Занятие – сказка «Путешествие в волшебную страну Рисовандию»

(Дидактические сказки: тематическая «Краски-подружки», «Волшебная кисточка»)

Цели и задачи: Обобщить и уточнить знания детей о различных свойствах цвета и красок (гуашь, акварель). Знакомство с техникой работы гуашью и акварелью, видами мазков. Учить организовывать рабочее место, пользоваться палитрой.  Развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность;

Зрительный ряд: фото радуги, репродукции картин: А. Саврасов «Радуга», А. Куинджи «Радуга», образцы работ, выполненных акварелью, и гуашью.

Наглядные пособия: «Цветовой круг», «Цвета радуги и их оттенки», «Техника работы кистью».

Материалы и техники: гуашь, акварель, кисти, палитры, бумага, салфетки;

Творческое задание: Выполнить рисунок на тему «Радужное лето», «помирив»  краски Гуашь и Акварель. Изобразить радугу, вспоминая ее цвета, акварельными красками. Смешивая гуашь на палитре, добиваясь создания новых цветов и оттенков, дополнить рисунок разнообразными цветами, мазками, простейшими фигурами.

Придумать название работы.

Творческая выставка «Радужное лето».

1.2. Занятие – сказка «Волшебные линии. Я - бабочка»

(Дидактические сказки: тематическая сказка «Волшебные карандаши»;  «Как родилась линия»)

Цели и задачи: Сформировать умение использовать выразительные возможности линии, формы, цвета на практике; познакомить с понятием «зеркальная симметрия»; познакомить с правилами штриховки; развивать мелкую моторику рук, фантазию и воображение; воспитывать аккуратность;

Зрительный ряд: Фото бабочек; репродукции серии работ Карла Брендерса «Бабочки»;

 Наглядные пособия: «Схема строения бабочки»; «Виды линий» (по назначению, по характеру, по направлению, по технике выполнения);  

«Формы бабочек»;  «Виды штриховки»; «Правила штриховки  (нажим)»;

Материалы и техники: Альбомные листы, простые и цветные карандаши, ластик, фломастеры, ножницы;

Творческое задание: Изобразить линией бабочку определенной формы, нарисовать узоры линиями разной формы, заштриховать цветами на выбор, передавая особенную черту ее характера.

Коллективная работа

 «Бал волшебных бабочек»

1.3. Занятие – конкурс «Собираемся в поход. Рюкзачок с кармашками»

Игровая форма: сюжетно-ролевая игра «Мы туристы», сюжет «Собираемся в поход»

Цели и задачи: Совершенствовать аппликативную технику – свободно варьировать разные приемы работы в соответствии с замыслом. Учить создавать открывающиеся детали (кармашки, клапаны на рюкзаке). Формировать умение изображать предмет, передавая его форму и конструктивные особенности. Развивать творческую фантазию и умение работать в команде (сотрудничать с товарищами, выполнять свою часть работы в соответствии с замыслом), воспитывать аккуратность.

Зрительный ряд: Иллюстрации и фотографии на тему туризма, фото рюкзаков с разными видами карманов.

Наглядное пособие: «Геометрическая форма – основа предметов», «Правила работы с ножницами», образцы силуэтов предметов для рюкзака.

Материалы и техники: Плотная цветная бумага или картон, ножницы, простой карандаш, клей, фломастеры, цветные карандаши. Туристический рюкзак и его содержимое (фонарик, котелок, кружка, ложка, кепка, фотоаппарат, сухари, бублики, консервные банки, шерстяные носки). Подготовленные основы для коллективной композиции основы разной формы цвета, салфетки, коробочки для обрезков

Творческое задание: Каждой  группе оформить свой рюкзак, дополняя карманами разной величины, конфигурации, закрывающимися разными способами. Договорившись между собой изобразить  и вырезать силуэты разных предметов, прорисовывая конструктивные особенности и детали фломастерами или цветными карандашами. Презентовать свою работу.

Тема № 2: «Осень, Осень, в гости просим!»

2.1. «Художница  Осень. Чудесные превращения»

(Игровой прием – помогаем  сказочному гостю; дидактическая игра на закрепление понятий «теплой» и «холодной» цветовой гаммы)

Цели и задачи: Сформировать умение передавать с помощью смешивания цветов разнообразие окраски осенних листьев, закрепив понятия «теплая» и «холодная» цветовая гамма; продолжать знакомить с техникой работы акварелью «по-сырому»;

Зрительный ряд: репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», В. Паленов «Золотая осень»; изображения осенних листьев.

Наглядные пособия: «Цветовой круг»; «Схема смешения цветов»; «Варианты вливания цвета в цвет»; «Организация рабочего места»

Материалы и техники: Корзина с вырезанными из акварельной бумаги листьями, тонированными с одной стороны зеленым цветом, акварельные краски, кисти, салфетки, палитра, восковые мелки;

Творческое задание: Написать осенние листья в теплой цветовой гамме акварелью в технике «по-сырому», предварительно  прорисовав прожилки восковым мелком.

Коллективная работа  «Осенний вернисаж»

 2.2. Занятие – конкурс «Корона для щедрой царицы Осени»

Цели и задачи: Продолжать знакомить с правилами и приемами работы с бумагой, продолжать учить составлять бумажную композицию; развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов. Закрепить понятие о симметрии.  Развивать творческую фантазию и умение работать в команде, воспитывать аккуратность.

Зрительный ряд: Фото изделий итальянской керамики (головы, украшенные фруктами), фото головных уборов, украшенных дарами осени.

Наглядные пособия: «Законы композиции», «Схемы изображения овощей и  фруктов из простых геометрических форм», «Схемы вырезания листьев деревьев из сложенных по диагонали квадратов» ( с использованием шаблонов), «Правила техники безопасности работы с ножницами».

Материалы и техники: Цветной картон, цветная бумага разной фактуры (глянцевая, бархатная),  ножницы,  клей,  карандаш, ластик.

Творческое задание: Задание для группы из 3-4 человек. Нарисовать и изготовить из цветной бумаги осенние дары  (овощи, фрукты, ягоды) и листья на выбор, применяя симметричное вырезание. Украсить в технике аппликации вырезанными дарами и листьями корону  для щедрой царицы Осени.

Придумать название и презентовать свою работу.

2.3 Занятие – игра.

«Мы - художники театра теней».

Игровая форма: сюжетно - ролевая игра «Театр», сюжет «Готовимся к постановке сказок «Заюшкина избушка» и «Зимовье зверей»

Цели и задачи: Расширить знания о театральном искусстве. Сформировать умение изображать выразительный силуэт  плоской куклы (передавая форму, пропорции, характер, ракурс, движения рук и ног) и декораций теневого театра. Обучить практическим навыкам в создании марионетки теневого театра. Развивать творческую фантазию и воображение.

Зрительный ряд: Слайды об истории  и видах теневого театра, фото с иллюстрацями сказок, изображениями животных – героев сказок;

Наглядные пособия: «Схемы поэтапного изображения животных», «Силуэты животных»

Материалы и техники: Картон, ножницы, простой карандаш, ластик, клей, палочки – держатели, ширма.

Творческое задание: Задание для двух групп. Нарисовать и вырезать силуэты героев и декораций сказок «Заюшкина избушка» и «Зимовье зверей». Закрепить силуэты на палочках- держателях. Показать театрализованное представление с готовыми куклами - марионетками, распределив роли.

Тема № 3: «Чародейка Зима»

3.1«Украсим дворец Снежной Королевы»

Игровая форма: сюжетно – ролевая игра «Дизайн студия»,

Сюжет «Украшаем окна дворца Снежной Королевы»

Цели и задачи: Познакомить с видами орнамента, правилами его построения. Расширить представление о цветовом контрасте, закрепить понятие «холодная» цветовая гамма. Развивать воображение, фантазию, художественный вкус.

Зрительный ряд: Иллюстрации к сказке «Снежная королева», фото наличников разных городов России.

Наглядные пособия: «Схемы изображения наличников», «Виды орнаментов (в круге, квадрате, полосе)», «Виды и элементы геометрических узоров», «Техника работы кистью», «Цветовая гамма».

Материалы и техники: Бумага, кисти, гуашь, простой карандаш, ластик.

Творческое задание: Украсить наличники и ставни окон дворца Снежной королевы, выполнив орнаментальную роспись гуашью, используя «холодную» цветовую гамму. Поместить выполненную работу на общий фон – дворец Снежной Королевы, заранее подготовленный педагогом.

Коллективная работа «Дворец Снежной Королевы»

3.2. «Волшебные перевоплощения»

Игровая форма: сюжетно – ролевая игра «Новогодний карнавал»

Цели и задачи: Познакомить с видами масок разных времен и народов (маска как образ персонажа, маски – характеры, маски – настроения). Научить приемам конструирования маски из бумаги, формировать умение использовать выразительные средства  формы и цвета для передачи характера и настроения. Развивать воображение, фантазию, художественный вкус.

Зрительный ряд: презентация «История возникновения и виды масок», изображения масок разной формы, фото готовых разнообразных  карнавальных масок, изготовленных в разной технике.

Наглядные пособия: «Законы композиции», «Виды  и элементы орнамента», «Техника работы кистью», «Правила безопасности при работе с ножницами».

Материалы и техники: Картон, цветная бумага, шаблоны масок, фольга, пайетки, ножницы, гуашь, кисти, клей.

Творческое задание:

Сконструировать, расписать и украсить декоративными элементами выразительную и острохарактерную маску для  карнавала.

Итоговое мероприятие

«Новогодний конкурс - дефиле «Маска, я тебя знаю»»

Список литературы.

Источники информации для педагога:

  1. Дубровская Н. В. «Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. Подготовительная к школе группа. Наглядно-методическое пособие для практических рвботников ДОО и родителей.- СПб:ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.-192 с.
  2. Ермолаева М. В. «Практическая психология детского творчества»: Учеб. пособие» - Воронеж:  Издательство НПО «МОДЕК», 2005. – 304

с.

  1. Николаева Е. И. «Психология детского творчества. Учебное пособие. Стандарт  третьего поколения» - Спб.: Питер, 2017.-240 с.
  2. Болотова А.К., Молчанова О.Н. «Психология развития и возрастная психология: Учебник стандарт третьего поколения» - СПб; Питер, 2018 год. -512 с.
  3. Выготский Л.С.  «Психология искусства» - СПб.; Питер, 2017 год. – 320с.
  4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. «Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования» Методическое пособие – М.; Изд. ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 296 с.
  5. Лыкова И. А., Буренина А. И. «Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. -144  с.
  6. Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников.  Парциальная программа».- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.-208 с.
  7. Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Теневой театр вчера и сегодня, или как приучить тень? Учебно – методическое пособие». – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 96 с.
  8. Шорыгина Т. А. «Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте». – М.:ТЦ Сфера, 2017. -  96 с.

Источники информации для воспитанника:

  1. Жемчугова П.П. «Иллюстрированный словарик. Изобразительное искусство» - СПб; Издатльский дом «Литера», 2006 год. – 128 с.
  2. Румянцева Е. А. «Веселые уроки рисования» - М.: АЙРИС – пресс, 2016 - 160 с.
  3. Дорофеева. А. «Разноцветные узоры. Учебное издание» - М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009 -16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по изобразительной деятельности «Радужная палитра» (старший, подготовительный возраст)

Публикация представляет собой  краткое описание программы кружка по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

        Данная программа является модифицированной. За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)

Оглавление 1.      Пояснительная записка………………………………………………………………….22.      Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"

В программе представлены занятия по изобразительной деятельности для кружка (декоративное рисование, пластилинография, тестопластика, декупаж, оригами и другие)...

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная шкатулка"

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности....