Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Хохломские чудеса»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Гамова Ирина Валентиновна

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам хохломской росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskie_chudesa.docx864.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет  

«Хохломские чудеса»

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/11/0_16dedc_6772e3bd_orig.jpg

                                                                       Воспитатель

                                                                       МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

                                                                       г. Щигры Курской области

                                                                        Гамова Ирина Валентиновна

Цель:  развитие  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении;

-учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина).

Развивающие:

- развивать чувство цвета и композиции;

-развивать мелкую моторику рук;

-активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные:

оспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: Рассматривание   изделий и альбомов  декоративно-прикладного искусства. Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломе; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Ромашка».

Материалы и оборудование: Проектор мультимедиа, экран, ноутбук, презентация «Хохломская роспись»; выставка предметов мастеров хохломского промысла;  таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; элементы узоров для дидактической игры «Ромашка»; шаблоны посуды,  кисти, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.

C:\Users\Ирина\Downloads\img3.jpg

Содержание образовательной деятельности.

Дети входят под весёлую музыку в групповую комнату. Их приветствует воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас, друзья,
В чудесный мир музея.

А вы со мной идти готовы? (Да)
Ребята, вы уже много знаете о работах народных мастеров. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны ответить, о каком промысле идёт речь. Слушайте внимательно:

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая …(Хохлома)

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы познакомимся с работой мастеров деревянного промысла. Я приглашаю вас на экскурсию в мини-музей «Золотая Хохлома».

Дети подходят  к выставке изделий хохломской посуды
Воспитатель:
 Какие предметы вы здесь видите? (кружки, ложки, подносы…)
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом? (посуда). Правильно, посуда. 
Посуда эта не простая,

А точно – золотая! 

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она - Золотая Хохлома.

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). 

Воспитатель: Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась в селе Хохлома). Правильно.

Воспитатель: Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева).

Воспитатель:  Вся посуда не простая, а словно – золотая!

                С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

Воспитатель: А вы не знаете, ребята, почему, очень часто Хохлому называют золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

Воспитатель: Какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

                              Роспись Хохломская, словно колдовская,

                              В сказочную песню просится сама.

                              И нигде на свете, нет таких соцветий,

                              Всех чудесней наша Хохлома 

Воспитатель:  Хотите посмотреть, как на свет появляется такая красота? (Да) Садитесь на стульчики и внимательно  слушайте.

Презентация «Хохломская роспись»

(Слайды сопровождаются рассказом воспитателя).

Воспитатель:  Хохломские изделия изготавливают из липы. У неё мягкая древесина, и мастер может  свободно вырезать из нее любые изделия. Сначала из липы вытачивают на токарном станке заготовки. Перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминиевый порошок. От алюминия изделия становятся похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать. Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Основные узоры - завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, травинка.  Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент.  В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым. Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужу».

Современные художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Воспитатель: Вам понравился рассказ?

1.Из какого материала делают посуду в Хохломе?

2.А какие цвета используют мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый, желтый и оранжевый)

3.Какими узорами мастера расписывают свою волшебную посуду (Завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, травинка)

4.А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра  «Ромашка»

 Воспитатель: На мольберте  приклеена сердцевина  ромашки. У меня на столе находятся лепестки ромашки. На каждом лепестке нарисованы элементы хохломской росписи. Вы будете выбирать по одному лепестку, называть элемент и приклеивать его к центру ромашки. (Дети подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки).  

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно назвали все элементы хохломской росписи. Вам знаний о хохломе хватит для того чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских мастеров и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения,  и тогда мы превратимся в мастеров.

Физкультминутка

Птица хохломская крыльями махала.

Крыльями махала - злато рассыпала.

Головой качала, в стороны качала,

Да с землицы русской травы собирала.

Травы собирала, чаши украшала.

Мастерство с любовью нам передавала.

Воспитатель: Вот мы и превратились в мастеров хохломской росписи. Выберете наиболее понравившийся орнамент и украсьте им шаблоны посуды.

(На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды)

Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность. С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме,  если она круглая). Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Воспитатель: Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы:  осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

Воспитатель: Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Воспитатель: Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Воспитатель: Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.

Мастера, скорей за дело!

 Украшай бочонок смело.

  Составляй хохломской узор,

 Чтобы радовал он взор!!!

Рефлексия:

Ребята, вам понравилось занятие?

А что вам понравилось больше всего?

Какими узорами расписывали посуду?

Как вы думаете, у вас получилось?

Какой элемент для вас был наиболее сложным?

Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали посуду. Какие аккуратные травинки и кустики. Мы поместим ваши работы в мини музее и проведем экскурсию для ваших мам и пап.

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/11/0_16dedc_6772e3bd_orig.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему «Чудеса леса»

Задачи:Образовательные:Продолжать формировать представления детей о весенних изменениях в природе.Закреплять у детей умение использовать схемы-модели для сравнения признаков.Закреплять правила п...

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми предшкольного возраста "Спасение леса Чудес"

Данный материал можно использовать в работе педагога ДОУ  при планировании тематической недели "Дикие животные"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физическое развитие») Форма проведения: Шоу - игра "Поле чудес"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физи...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»

развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....