Конспект открытого НОД по изобразительной деятельности в старшей группе: «Ложки золоченые, узоры крученые»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Комаева Оксана Степановна

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи.

Художественно – эстетическое развитие:

 - познакомить детей с основным элементом хохломской росписи – «криуль»;

 - развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

 - развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

 - содействовать осмыслению связей между формой, декором в декоративно – прикладном искусстве.

Социально – коммуникативное развитие:

 - формировать представление о различных ремеслах (роспись по дереву);

 - воспитывать интерес к объектам русской традиционной культуры; чувство восхищения, уважительное отношение к результатам труда народных умельцев.

Речевое развитие:

 - активизировать в речи слова обозначающие материал, из которого сделан предмет;

 - обогащать речь детей словами, обозначающими названия элементов узора: «осочка», «криуль», «травка», «завиток», «ягодки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_nod_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД по изобразительной деятельности

в старшей группе:

«Ложки золоченые, узоры крученые»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи.

Художественно – эстетическое развитие:

 - познакомить детей с основным элементом хохломской росписи – «криуль»;

 - развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

 - развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

 - содействовать осмыслению связей между формой, декором в декоративно – прикладном искусстве.

Социально – коммуникативное развитие:

 - формировать представление о различных ремеслах (роспись по дереву);

 - воспитывать интерес к объектам русской традиционной культуры; чувство восхищения, уважительное отношение к результатам труда народных умельцев.

Речевое развитие:

 - активизировать в речи слова обозначающие материал, из которого сделан предмет;

 - обогащать речь детей словами, обозначающими названия элементов узора: «осочка», «криуль», «травка», «завиток», «ягодки».

Материалы и оборудование. Демонстрационный материал: выставка изделий с хохломской росписью, расписные под хохлому деревянные ложки, альбом для детского творчества «Золотая хохлома»;  аудиозапись: русская народная мелодия. Раздаточный материал: деревянные ложки для росписи, гуашь (зеленая, красная, желтая), тонкие  кисти, «тычки», баночки с водой, салфетки, бумажные овалы для  пробного узора.

Предварительная работа. Знакомство с историей возникновения хохломской росписи, знакомство с элементами хохломской росписи; рассматривание: предметов с хохломской росписью, альбома «Золотая хохлома».

ЛОД

Воспитатель с детьми входят в группу.

Воспитатель:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет»

 - Да, талантлив русский народ! Его руками были созданы удивительно красивые вещи. Каждая из них украшена по-своему. Какие росписи русских мастеров вы знаете? (Ответы детей)

 - Издавна на Руси люди любили устраивать ярмарки. Ярмарки веселые: с плясками, шутками, играми. И сегодня я приглашаю вас отправиться на ярмарку в село Хохлома. Чем славится Хохлома? (Ответы детей). Отправляемся в путь!

Дети с воспитателям идут на импровизированную ярмарку, где их встречает Скоморох.

Скоморох:

«Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям.

Продаются чашки, ложки, блюда, вазы и солонки.

Мебель расписная, будто золотая.

Налетайте, посмотрите, может что-нибудь купите!»

Дети рассматривают изделия с хохломской росписью.

Скоморох: «Ребята, посмотрите, а здесь ложки не расписанные. Мастера не успели подготовить ложки к ярмарке, сможете им помочь? А вы знаете секреты росписи ложек под хохлому? Где мы можем узнать, как правильно расписывать ложки?» (Ответы детей)

Скоморох  предлагает обратиться за помощью к Мастерице. Дети с ложками проходят в «мастерскую», где их встречает Мастерица (воспитатель по изобразительной деятельности).

Мастерица: «Здравствуйте, ребята, чем я вам могу помочь?» (Ответы детей)

 - Проходите, посмотрите, у меня есть расписные ложки, возьмите их в руки. Давайте внимательно рассмотрим хохломские ложки. Определите форму ложек (круглые или овальные).

 - Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой). (Ответы детей)

  - Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закругленной веточкой? (Дети высказывают свои предположения.) (Узор повторяет форму ложки)

 (Мастерица показывает на одной из ложек травку).

- Ребята, найдите на своей ложке травку. Травка тоненькая, похожа на реснички, а называют ее хохломские мастера нежно «осочка».

Я «осочка» - ресничка не простая

Словно перышко взлетая

Изогнувши спинку плавно

Я считаюсь чуть не главной!

 - Ребята, а вы знаете, как нарисовать «осочку»? Рисовать ее нужно легким движением, кончиком кисти сверху вниз.  

Мастерица показывает образец узора «осочки», и  в воздухе показывает движением руки рисование «осочки». Дети повторяют движение вместе с мастерицей. 

- Ребята, я предлагаю вам побыть сегодня настоящими хохломскими мастерами, и расписать ложки узором под хохлому. Вы готовы? (Ответы детей)

Мастерица демонстрирует детям образец росписи «ложки».

- Расписываются  ложки в определенной последовательности: завиток, ягоды, травка.

 - Первым делом на ложке выделяем ведущую линию, большой завиток, который называется – «криуль». Он украшен ягодами, травкой.

Кистью плавно закружу

Линию с нажимом

В завиток я превращусь

Словно я пружина.

(Мастерица движением руки в воздухе показывает рисование завитка, дети повторяют движение вместе с педагогом.)

 - Затем рисуются «ягодки». (Мастерица помещает перед детьми таблицу с изображением  ягод.) Хохломские мастера изобретают их на свой манер, но они немного похожи на настоящие. Ягоды: брусничка, смородинка, рябинка – рисуются специальной печаткой-тычком.(Педагог демонстрирует  печатку-тычок);Ягоды: крыжовник, клубничка, малинка рисуются кистью, а по высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

 - Обратите  внимание на форму выбранной ягоды, как она украшена  (смородинка, рябинка и клубничка – точками; крыжовник – черточками, малинка – точками и тонкими дугами).

 - И завершаем мы роспись ложки, маленькими травинками – «осочками»

- Посмотрите, как я расписала свою ложку.

Ветка плавно изогнулась,

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

смородинка цветом алым

Засияла, поднялась.

Сладким соком налилась,

А трава, как бахрома,

Золотая хохлома.

 - Так же распишу ложку снаружи. Каждый  мастер расписывает ложку по- своему. И вы можете расписать, как вам нравится, используя элементы хохломской росписи.

- Прежде чем мы примемся за работу, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни (дети смотрят на раскрытые ладошки и вертят ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потирая кисти рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

 - А теперь мастера за работу вам пора. Начинаем рисовать ложки наши украшать!

 - Прежде чем вы будете рисовать завиток на ложке, нарисуйте несколько завитков на бумажном овале, а затем завитком украсьте ложку.

         Под тихую музыку дети работают самостоятельно. В ходе работы воспитатель задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок их нарисует. Обращает  внимание на тонкость,  легкость завитков, травки. Ягоды яркие, большие или несколько поменьше.

        По окончании работы дети раскладывают свои ложки на лоток.

Мастерица: «Какие красивые ложки у вас получились. Их с удовольствием купят люди на нашей ярмарке».

Мастерица прощается с детьми. Дети с воспитателем возвращаются в группу.

         Итог. Воспитатель: «Ребята, смогли мы с вами помочь мастерам? Где мы сегодня  побывали? Что интересного узнали?» (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Скворечник"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Скворечник"...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В гости к весне»

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В гости к весне»...

Открытое занятие по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Чудо – Городец»

Рисование:  прививать любовь к русскому народному прикладному искусству; познакомить детей с городецкими изделиями; учить выделять элемент городецкой росписи (бутон); видеть и называть цвета, исп...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Портрет любимой мамы".

 Цель: Создание учебной мотивации и развитие творческих способностей у детей старшей группы. Закрепление знаний о том, как рисовать портрет....

Методическая разработка открытого занятия по изобразительной деятельности в старшей группе по теме: «Мы волшебники».

Использованные современные образовательные технологии:информационно-коммуникационные технологии;игровые технологии.Составитель: воспитатель старшей группы Иванова Е.Ю.Цель: развивать умение ...