Художественное слово на занятиях по ДПИ
учебно-методический материал по рисованию

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno_-_prikladnoe_iskussvto.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 

Гжель

Что случилось? Бело вокруг, лишь голубые цветы  встали в круг.

Синий цвет и белизна – это гжель к нам пришла.

Белое поле, цветок голубой, как хорошо мне рядом с тобой!

Синяя речка, березка бела… Ой, до чего же ты, Русь, хороша!

Белая глина, белый фарфор, синяя краска, синий узор.

Это ты, гжель, родная моя, спасибо, что ты к нам пришла!

***

Через несколько недель мы увидим с папой Гжель.

Говорят, что эта Гжель не за тридевять земель.

Край фарфорового чуда, а кругом него – леса…

Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда –

Ярко светятся оттуда, как родные небеса!

***

В тихом Подмосковье река Гжелка бежит,

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крыше – конек,

Из чистого колодца  водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут…

Гжельцы в той деревеньке живут.

Расписывать посуду они мастера,

Синим по белому чудо творят.

Белый комочек глины мастер держит в руках,

Что – то родное почудилось в проявившихся вдруг чертах.

Вот хозяюшка вышла – корм курам раздать.

Вот дочка к маме прижалась – надо сказку читать.

Синее на белом тонкий контур цветов

Видим мы на узорах наших веселых лугов.

Бело – синее чудо, соловьиная трель

Всем ты в душу запала, наша русская гжель!

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – ГЖЕЛЬ!

                        П.Синявский

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

                        П.Синявский

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

                        П.Синявский

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

                        П.Синявский

Ритмы чудных сине-белых красок;

Неба синь и белая метель,

Подмосковье, ты всегда прекрасно.

Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!

В нашей мастерской,

Чистота, уют, покой.

В печке обжигаются,

На весь мир прославятся

Гжельские поделки:

Кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки

Разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы,

Гжельские картины

Чудесной красоты!

                        Н.Кутузова

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий.

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных поделок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

                        Н Кутузова

По полю гуляла я, три цветка нашла,

Белые, синий, голубой… Я любуюсь красотой.

Снежно – белая посуда, расскажи – кА, ты откуда?

Видно, с Севера пришла и цветами расцвела,

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Дымковская игрушка

Вот индюк нарядный – весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите: пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, высокий гребешок

Красной краскою горит, как корона у цариц!

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк!

***

Веселая, белая глина, кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы, а ну назови-ка меня.

***

За студеною водицей водоноска – молодица,

Как лебедушка, плывет, ведра красные несет

На коромысле не спеша, посмотри, как хороша!

Это девица – краса, тугая черная коса,

Это девица – краса, тугая черная коса,

Щечки алые горят. Удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво, водоноска так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет!

***

Хозяюшка молодушка,

Что за работница! Обо всем заботится,

На всякое дело годится, что за молодица!

***

Стоит молодушка, а с ней коровушка:

Важная, спокойная, буренушка дойная.

***

У лошадушкиных ног – жеребенок – стригунок.

Погляди на молодца: жеребенок весь в отца!

***

Что за конь! Только тронь –

С всадником вместе ускачет верст за двести.

***

Балалаечник на рыбе; он играет неулыбе.

На нем шапка набекрень, балалайка трень да трень!

***

В кокошнике няня, на руках – Ваня.

И хорош, и пригож, скоро Ваня, подрастешь!  А. Дьяков

ВЕСЕЛАЯ ДЫМКА

Много сказочных мест у Росси,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково – поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста  ль, миновало

Собирались вместе мужики бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали – пели, не скучали…

Как – то вятичи дружки сели в праздник у реки.

Под кручами глина -  слой на три аршина.

Стали шарики катать, как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять – жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто – то сделал индюка – распушенные бока,

У кого – то глина стала вдруг павлином.

Кто – то вылепил синицу – сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

О.Левицкий

ДЫМКОВО

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река , скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни – пляски. В селе рождались чудо сказки.

Вечера зимой длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла по Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.

 

***

Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В игрушки яркие вложил?

Л.Гулыга

ПЕСТРЫЙ ХОРОВОД

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну – кА за работу, чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я ее поглажу

И седельце с бархатом на спине приглажу.

Слепим, высушим – и  в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет.

А в печи не калачи, а в печи на куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи игрушки!

Не кастрюли чугуны – лошадок табуны.

За лошадками козел, из печи – и прыг на  стол!

 Вылезай, скорей медведь! В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают уточек – свистулек стаи,

А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.

Распишу я уточек разными цветами,

Свищет моя уточка разными ладами.

Модница – нарядница вы куда идете?

С зонтиком и сумочкой глиняная тетя.

Поглядите, каковы! И нарядны и новы

Расписные сани.

Медведь с гармошкой, солдат с усами,

Козел – золотые рожки да куколка в сережках.

Пестрые, яркие славные подарки!

Водоноска.

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

                Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Золотистый, красный и черный – такое сочетание цветов мы можем встретить на многих предметах древне русского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для «хохломы» эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние; кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет. Но прежде чем стать «золотой», хохлома бывает серебряной и глиняной.

Сначала  изготавливают белье». Его сушат, затем шлифуют – убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой. После этого изделие попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Его обмазывают льняным маслом, затем особым составом (грунтовка). Потом обжигают, потом художники расписывают и снова обжигают.

***

Красно – черным по золоту полыхает пожар.

Все нетленно и молодо, все в ней – мир поражать.

Руки дивной художницы выводили узор.

На Россию похожая – чернь земли, алость зорь.

На столе моем письменном, нескончаемый май.

Полыхает жар – птицею день и ночь хохлома!

***

Разные ложки и ковши ты разгляди – ка не спеши,

Там травка вьется, и цветы растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые, а может, солнцем залитые.

***

Все листочки как листочки, здесь же каждый – золотой!

Красоту такую называют хохломой.

***

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Терем, терем, теремок.

Он не низок, не высок

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит по утру,

Звери к терему идут.

ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

Рисовали травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш –

Это Вам подарок наш!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В.Боков

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

                                          Н.Глазков

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

П.Синявский

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

Хохлома да хохлома

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Надою я молока,

Напою котёнка.

Разрисую хохломою

Милую Бурёнку.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой.

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Тут груды чашей и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов,

Там лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные, узоры кручёные.

Братина солнечна весьма!

На ней цветы и земляника.

Семёновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост – корма.

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся

Попробуй, сумей-ка…

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как звёзды

В небесном раздолье.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива.

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

П.Синявский

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

***

Весело – весело мастерит все село:

Кружки, толкушки, веретена, игрушки!

Везем на базар расписной товар.

Покупайте дружно, что кому нужно.

Частушки о Городце

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Городецких мастеров!

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Кто от туда – молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

А я тоже молодец

Тоже еду в Городец.

А когда вернусь назад –

Разрисую детский сад!

Уезжаю в Городец –

Все мне так советуют.

Дайте кисточку одну

И рюкзак с конфетами!

Передаём вам привет

И подарки свои

Со сторонки родной.

Где живут журавли,

С мест, где Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где омыты ракиты

Голубою водой

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы

Городуцкие узоры,

Небывалой красоты!

                        О.Хренова

Городецские узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас!

                        И.В.Кадухина

Городецкие кони,

Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городуцкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас

Ты, играй гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

                        И.В.Кадухина

                                   ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Нас слепили мастера.

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине – красные полоски

На боках у них видны.

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Сундучок тот не простой:

В нём товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Весёлые зверюшки.

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

На черном фоне красные роды розы,
        Лилии, маки, ромашки, подснежники.

Ими повязаны девичьи головы –

Глазки лукавые, личики нежные.

ЖОСТОВО

 Круглые, железные, в хозяйстве полезные.

Черные, желты, красные, удивительно прекрасные.

ПОЛХОМАЙДАНСКИЕ ИГРУШКИ

 Бочонки, копилки, матрешки, грибы –

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах,

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись. Шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет…

Рисуются тушью на стеблях цветы,

И яркие краски сочны и просты.

 

 МАТРЕШКА

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

 Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку!

Кто Матрёшку создал, мы незнаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Матрёшки русские по свету славятся

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

Вот они, удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело.

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Всем понятно, что матрёшкам

Украшать будем одёжки.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки

Получаются игрушки.

Все они матрёшеньки,

Все они милашеньки.

С аленькими щёчками

Под пёстрыми платочками

Нарядные, пригожие,

Чуть, чуть на нас похожие.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Мы матрёшки, мы кругляшки

Все мы ласковые, одинаковые

Как пойдём плясать

Только пыль столбом

Мы матрёшек отыскали

С ними польку танцевали

А теперь большой матрёшке

Нарисуем мы горошки

Жёлтый, красный, голубой –

Сарафанчик стал цветной!

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе моём живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста,

А в нутрии она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри.

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая

А в нутрии пустая

В ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Мы матрёшки, мы сестрички

Мы толстушки невелички

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрёшка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности"

" Использование художественного слова  на занятиях по ИЗО"...

художественное слово для занятий по ознакомлению с окружающим

знакомить детей с произведениями поэтов для расширения знаний об окружающем мире...

Выступление на педсовете: « Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности »

       Выступление на педсовете:    « Использование художественного слова на занятиях по  изобразительной  деятельности »...

Выступление на педагогическом совете на тему: Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Н...

Использование художественного слова на занятиях по развитию речи.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла художественная литература. Для детей народ создал замечател...