Программа кружка "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию

Сизова Антонина Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)
678940, Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, Школьная,29
Тел/факс 8 (41145) 62 -1-52
E-mail: raduga.detsckiisad2012@yandex.ru
Рассмотрено на заседании. Утверждаю:
Методического совета Заведующий МБДОУ
протокол № ___от _______ _________ Кравцова Е.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)
Образовательная направленность: Художественно - эстетическая
Вид детского объединения: кружок
Срок реализации программы 3 года
Руководитель: Педагог дополнительного образования
Сизова Антонина Александровна
п. Нижний Куранах, 2018 г.
~ 2 ~
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» для детей от 4 до 7 лет. Основание для разработки программы Т.И. Бабаева, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе комплексная образовательная программа «Детство», Е.А. Тупичкина «Мир песочных фантазий» программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art». Место реализации программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» Основные разработчики программы Педагог дополнительного образования Сизова Антонина Александровна Сроки реализации программы 3 года Цель программы Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках. Задачи программы Обучающие: 1. Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах, познакомить с видами, свойствами и возможностях использования песка. 2. Познакомить с использованием техники «Sand-Art». 3. Знакомить детей с произведением разных видов искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство) длят обогащения зрительных впечатлений формирования эстетических чувств и оценок. Развивающие: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений. 2. Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке. 3. Развивать художественный вкус. 4. Обеспечение развития творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы, техники. 5. Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность, инициативу в изобразительной деятельности. Воспитательные: 1. Создание условий для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами. 2. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя, развивать умение выстраивать взаимоотношение друг с другом в процессе групповой деятельности.
3. Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
~ 3 ~
Ожидаемые результаты реализации программы Понимание ребенком возможности цвета и линии, их выразительные возможности, учиться пользоваться ими. Развитие способности использовать выразительные свойства художественных материалов при реализации своих замыслов, быть оригинальными в выборе сюжета. Знание основных техник песочного рисования. Иметь представление об истории искусства песочной анимации «Sand - Art».
~ 4 ~

Содержание
стр.
1.
Пояснительная записка…………………………………………………………
5-6
2.
Цель программы………………………………………………………………...
6
3.
Новизна…………………………………………………………………………..
6
4.
Задачи программы………………………………………………………………
7
5.
Содержание программы………………………………………………………..
7-8
6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы……….....
8
7.
Учебный план кружка по рисованию «Радуга красок»………………………
1й год обучения
2й год обучения
3й год обучения
8
8.
Формы работы…………………………………………………………………..
9
9.
Условия реализации программы……………………………………………….
9-10
11.
Ожидаемые результаты…………………………………………………………
11
12.
Методическое обеспечение……………………………………………………..
11
13.
Мониторинг………………………………………………………………………
11
14.
Учебно – тематический план
1й год обучения………………………………………………………………….
2й год обучения………………………………………………………………….
3й год обучения…………………………………………………………………
12
13
14
15.
Перспективно – тематический план
1й год обучения………………………………………………………………….
2й год обучения………………………………………………………………….
3й год обучения………………………………………………………………….
15-20
21-26
27-32
16.
План работы с родителями
1й год обучения………………………………………………………………….
2й год обучения………………………………………………………………….
3й год обучения………………………………………………………………….
33
34
35
17.
Литература……………………………………………………………………….
36
18.
Приложение 1……………………………………………………………………
37-39
19.
Приложение 2……………………………………………………………………
40
20.
Приложение 3……………………………………………………………………
41
~ 5 ~
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга красок» является программой художественной направленности.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желаниями передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию. Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Для ребёнка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остаётся удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов, рисование песком на светящем столе. Нестандартные подходы и организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Оригинальное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sand-Art» (сэнд-арт), что означает «песочное искусство». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка: это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда. Изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения)
~ 6 ~
поддержки позитивного настроения и преодоление негативных эмоциональных состояний. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Для обучения детей используются разработки следующих авторов: Т.И. Бабаева, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе комплексная образовательная программа «Детство», Н.Н. Леонова «Художественное творчество» по программе детство, Е.А. Тупичкина «Мир песочных фантазий» программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art», Н.А. Воробьёва, О.Б. Сапожникова «Педагогическая песочница», О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышова «Сказка о песочнице». Программа рассчитана на три года обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 4-7 лет в количестве 36 учебных часов в каждой подгруппе с режимом проведения 1 подгруппа – средняя группа 1 раз в неделю, 2 подгруппа – старшая группа 1 раз в неделю, 3 подгруппа – подготовительная группа 1 раз в неделю).
Новизна образовательная программа «Радуга красок» – включает занятия по рисованию, в том числе использование основных приемов рисования на песочном световом планшете, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, в ходе, которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.
Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся, приходящих в студию «Радуга красок». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития.
Цель: Создавать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.
~ 7 ~
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах, познакомить с видами, свойствами и возможностях использования песка.
2. Познакомить с использованием техники «Sand-Art».
3. Знакомить детей с произведением разных видов искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство) длят обогащения зрительных впечатлений формирования эстетических чувств и оценок.
Развивающие: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений.
2. Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
3. Развивать художественный вкус.
4. Обеспечение развития творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы, техники.
5. Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность, инициативу в изобразительной деятельности.
Воспитательные:
1. Создание условий для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
2. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя, развивать умение выстраивать взаимоотношение друг с другом в процессе групповой деятельности.
3. Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Радуга красок» дети узнают об различных видах нетрадиционных техник рисования, получат основные сведенья об художественных средствах выражения, научаться пользоваться выразительными средствами рисования, будут создавать рисунки различного вида изображения. В совершенстве будет развита пластика кистей рук, их координация и гибкость. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Образовательный материал дополнительной образовательной программы «Радуга красок» подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными техниками рисования, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление,
~ 8 ~
воображение, идет развитие мелкой моторики кистей рук. Для развития всех этих качеств и способностей у ребенка при работе будут использоваться только нетрадиционные техники рисования, применятся экспериментирование с различными художественными материалами, приспособлениями и средствами выразительности изобразительного материала.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Объединение комплектуется из учащихся от 4 года жизни до 8 года жизни, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. Кружок проводится:
Учебный план 1й год обучения
Виды занятий.
Группа
Кол-во воспитанников
Длительность занятий
(в минутах)
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год.
Рисование
Средний дошкольный возраст: средняя группа
10
20 минут.
1
4
36 занятия
Старший дошкольный возраст: старшая группа
10
25 минут.
1
4
36 занятия
Старший дошкольный возраст: подготовительная группа
10
30 минут.
1
4
36 занятия
Итого
3 часа
12 часов
108 часов
Каникулярная неделя в январе.
Учебный план 2й год обучения
Виды занятий.
Группа
Кол-во воспитанников
Длительность занятий
(в минутах)
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год.
Рисование
Средний дошкольный возраст: средняя группа
10
20 минут.
1
4
36 занятия
Старший дошкольный возраст: старшая группа
10
25 минут.
1
4
36 занятия
Старший дошкольный возраст: подготовительная группа
10
30 минут.
1
4
36 занятия
Итого
3 часа
12 часов
108 часов
Каникулярная неделя в январе.
Учебный план 3й год обучения
Виды занятий.
Группа
Кол-во воспитанников
Длительность занятий
(в минутах)
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год.
Рисование
Средний дошкольный возраст: средняя группа
10
20 минут.
1
4
36 занятия
Старший дошкольный возраст: старшая группа
10
25 минут.
1
4
36 занятия
Старший дошкольный возраст: подготовительная группа
10
30 минут.
1
4
36 занятия
Итого
3 часа
12 часов
108 часов
Каникулярная неделя в январе.
Организация занятий кружка
Группы детей
I (4-5 лет)
II (5-6 лет)
III (6-7 лет)
Количество времени на занятие
20 минут
25 минут
30 минут
~ 9 ~
Образовательный процесс по дополнительной образовательной программе «Радуга красок» строится на системе практических занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник. Каждое занятие делится на теоритические часть – объяснение нового материала и практическую – непосредственное выполнение самого рисунка. В ходе объяснения нового материала, будут проводиться практические упражнения по техническому овладению нужного изобразительного нетрадиционного материала.
Методы работы:
Индивидуальные.
Групповые.
Наглядные.
Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет).
Практические.
Игровые. Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Формы работы:
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Условия реализации программы:
Занятия с детьми проходят в комнате творчества. При размещении рабочих столов учитывается направление дневного света. В кабинете имеется мольберт, для размещения наглядно-дидактического материала. Также имеется персональный компьютер для показа презентаций, репродукций рисунков и картин. Кабинет оборудован шкафом, в котором хранится весь необходимый технический и наглядно-дидактический материал.
~ 10 ~
Для реализации программы необходимы:
1. Учебно-тематический план.
2. Перспективно-тематический план.
3. Календарный план.
4. Мониторинг.
5. Методический материал.
6. Консультации и памятки для родителей.
7. Оборудование для занятий с детьми в изостудии.
Материально – техническое обеспечение реализации программы:
1. Технические средства обучения:
Телевизор Samsung
Музыкальный центр
Веб-камера
Видео приставка LD
Фотоаппарат
Лазерное МФУ
Проектор Sereen
Ноутбук Asus
Интерактивное оборудование
Стол стеклянный с песком
Детский интерактивный комплекс «UTSFly55»
2. Материалы и инструменты:
просеянный песок;
песок цветной;
цветные камни;
кисточки;
акварельные краски, гуашь;
цветные карандаши;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки, ватные диски;
поролоновые печатки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
непроливайки;
пастель;
краски масляные;
пальчиковые краски.
3. Инструкция по технике безопасности. 4. Используемая литература.
~ 11 ~
Ожидаемые результаты:
понимание ребенком возможности цвета и линии, их выразительные возможности, учиться пользоваться ими;
развитие способности использовать выразительные свойства художественных материалов при реализации своих замыслов, быть оригинальными в выборе сюжета;
знание основных техник песочного рисования;
иметь представление об истории искусства песочной анимации «Sand - Art».
Методическое обеспечение программы.
Программа дополнительного образования кружка «Радуга - красок» составлена на основе Т.И. Бабаева, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе комплексная образовательная программа «Детство», Е.А. Тупичкина «Мир песочных фантазий» программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art».
Мониторинг реализации дополнительной образовательной программы:
Мониторинг реализации дополнительной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении проводится с 2 раза в год сентябрь, май (Приложение 1,2), а также:
ежемесячно проводятся выставки работ воспитанников;
персональная выставка работ 1 раз в квартал;
размещение информации и рисунков воспитанников на сайте дошкольного образовательного учреждения;
участие в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровня.
~ 12 ~
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Радуга красок»
Средний дошкольный возраст:
1й год обучения
Месяц
Тема занятия
Кол-во занятий
Дата проведения
Сентябрь
Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство.
1
«Тайный силуэт»
1
«Осенние листья»
1
«Осеннее дерево»
1
Октябрь
«Загадочные следы и отпечатки»
1
«Кот в окошке»
1
«Волшебные точки»
1
«Моя мамочка»
1
Ноябрь
«Украсим сарафаны для матрешек»
1
«Ожившие линии»
1
«Новый дом»
1
«Превращение кружка»
1
Декабрь
«Воробушки на кормушке»
1
«Пришла зима»
1
«Снеговики»
1
«Треугольные фантазии»
1
Январь
«Праздничная ёлочка»
1
«Песочные человечки»
1
«Зимний пейзаж»
1
«Перчатки и котятки»
1
Февраль
«Самолет»
1
«Хочу быть похожим на папу»
1
«Галстук для папы»
1
«Транспорт»
1
Март
«Весна пришла»
1
«Поляна с весенними цветами»
1
«Красивые цветы»
1
«Деревья такие разные»
1
Апрель
«Подводное царство»
1
«Космический пейзаж»
1
«Придумаем натюрморт»
1
«Улица»
1
Май
«Два маленьких человека»
1
«Веселый клоун»
1
«Цветы в жизни и в сказке»
1
«Мир песочных фантазий»
1
Итого
36
~ 13 ~
Старший дошкольный возраст:
2й год обучения
Месяц
Тема занятия
Кол-во занятий
Дата проведения
Сентябрь
Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство.
1
«Волшебные точки»
1
«Осенний натюрморт»
1
«Вечерний город»
1
Октябрь
«Образы диких животных»
1
«Загадочные следы и отпечатки»
1
«Жили-были дед и баба»
1
«Дом, в котором я живу»
1
Ноябрь
«Натюрморт»
1
«Ожившие линии»
1
«Золотая осень»
1
«Треугольные фантазии»
1
Декабрь
«Сказочная зима»
1
«Игрушки и предметы быта»
1
«Дымковская птица»
1
«Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»
1
Январь
«Замок Снежной королевы»
1
«Деревья: такие разные»
1
«Дом моей мечты»
1
«Превращение кружка»
1
Февраль
«Наша армия»
1
«Галстук для папы»
1
«Гжельские узоры»
1
«Транспорт»
1
Март
«Милой мамочки портрет»
1
«Веточка мимозы для мамочки»
1
«Песочные человечки»
1
«Матрешки»
1
Апрель
«Рыбки»
1
«Космический пейзаж»
1
«Цветы: в жизни и сказке»
1
«Кем я хочу быть»
1
Май
«День Победы»
1
«Рисование светофора»
1
«Рисую настроение на песке»
1
«Детский сад»
1
Итого
36
~ 14 ~
Старший дошкольный возраст:
3й год обучения
Месяц
Тема занятия
Кол-во занятий
Дата проведения
Сентябрь
Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство.
1
«Здравствуй песочная страна!»
1
«Загадочные следы и отпечатки»
1
«Фруктово - овощные истории»
1
Октябрь
«Дикие животные»
1
«Волшебные точки»
1
«Жили-были дед и баба»
1
«Образ женщины - матери»
1
Ноябрь
«Посуда»
1
«Праздничный стол»
1
«Чаепитие у самовара»
1
«Песочные человечки»
1
Декабрь
«Еловые веточки»
1
«Зима»
1
«Волшебные снежинки»
1
«Новогодний праздник»
1
Январь
«Рисую настроение на песке»
1
«Мы у ёлочки танцуем»
1
«Замок снежной королевы»
1
«Звери»
1
Февраль
«Хохломские ложки»
1
«Наша армия родная»
1
«Галстук для папы»
1
«Сказочные животные»
1
Март
«Мама»
1
«Труд мам»
1
«Русские матрешки»
1
«Весенние мелодии»
1
Апрель
«Подводное царство»
1
«Мир космоса»
1
«Тайна удивительной планеты»
1
«Рисую музыку песком»
1
Май
«День Победы»
1
Рисование дорожного знака «Впереди опасность»
1
«Мир песочных фантазий»
1
«Чему учат в школе?»
1
Итого
36
Перспективно - тематический план дополнительной образовательной программы «Радуга красок»
Средний дошкольный возраст: 1й год обучения

Месяц
Тема занятий
Программное содержание
Литература
1
Принятие норм и правил изостудии «Радуга красок»
Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности.
Игры и упражнения на знакомство
2
«Тайный силуэт»
Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах. (Рисование песком) Е.А. Тупичкина стр. 31
3
«Я рисую портрет Осени»
Познакомить детей с портретом как жанром искусства; учить украшать портрет, передавая образ Осени цветом; познакомить с теплыми тонами, цветоведением; формировать умение работать красками.
Н.Н. Леонова стр. 63
4
«Осеннее дерево»
Учить детей рисовать дерево, правильно закрашивать ствол; упражнять в умении передавать строение дерева, изображать основные и второстепенные детали, обращая внимание на конструкцию дерева (ствол, ветви, корни, сучки, листья); сравнивать образ дерева с образом человека.
Н.Н. Леонова стр. 65
5
Октябрь
«Загадочные следы и отпечатки»
Познакомить детей с техникой изображения на песочных световых посредством получения отпечатков на световых планшетах. (Освоение приема получения изображения путем отпечатков) Е.А. Тупичкина стр. 32
6
«Колючий ёжик»
Научить детей рисовать ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, учить рисовать туловище ёжика, плавно изображая его очертания; развивать чувство формы, способности к композиции; прививать интерес к диким животным.
Н.Н. Леонова стр. 86
7
«Волшебные точки»
Прием рисования кончиками пальцев двумя руками одновременно и последовательно. Графомоторные упражнения на песке. Создание песочных картин: «Бусы», «Гроздь винограда», «Полянка цветов». Арт-терапевтическое упражнение «Моя буква» (точками изображается первая буква имени, затем нежно накрывается ладонями и вспоминаются лучшие качества). Е.А. Тупичкина стр. 33
8
«Знакомство с портретом»
Познакомить детей с портретом как видом искусства, с «конструкциями» человеческого лица, эмоциональными выражениями – мимикой; учить различать виды портрета (женский,
Н.Н. Леонова стр. 70
~ 16 ~
старческий, мужской, детский, групповой); воспитывать уважение к труду художника.
9
Ноябрь
«Моя мамочка»
Учить детей графически изображать элементы портрета, компоновать и размещать изображение на листе бумаги; воспитывать любовь и уважение к близкому человеку-маме; обогащать речь детей словами мама, мамочка, добрая, нежная, портрет.
Н.Н. Леонова стр. 89
10
«Ожившие линии»
Графомоторные упражнения на песке. Графическое упражнение «Повтори» (прорисовывание прямых вертикальных и горизонтальных линий одинаковой и разной длины). Упражнение «Дорожки» (прием рисования двумя руками одновременно и последовательно: прорисовывания по песку и насыпания песка струйкой. Упражнение «Зеркальные линии» (прямые, ломанные, кривые) Е.А. Тупичкина стр. 34
11
«Новый дом»
Учить детей рисовать дом, сохранять его пропорции и относительную величину, рисовать контур предметов графитным карандашом, не нажимая на него сильно, не прорисовывая им детали изображения, аккуратно закрашивать рисунки; закреплять умение правильно держать карандаш, слитно рисовать линии, использовать усвоенные способы рисования прямоугольных форм; отрабатывать лёгкость, свободу движений при рисовании карандашом; воспитывать у детей заботливое отношение к своему дому.
Н.Н. Леонова стр. 109
12
«Превращение кружка»
Графические упражнения на песке. «Симметричные линии» (округлой и дугообразной, спиралевидной формы). Игровое упражнение «Как круг появился» (изображение круга посредством различных приемов: насыпания прорисовывания и др.) Е.А. Тупичкина стр. 35
13
Декабрь
«Воробушки на кормушке»
Учить детей рисовать корм для птиц ватными палочками, работать коллективно, создавая сюжетную композицию; развивать чувство ритма и цвета; способность к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
Н.Н. Леонова стр. 94
14
«Пришла зима»
Уточнить знание детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека; учить строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением; обогащать активный словарь детей; учить детей замечать красоту зимнего
Н.Н. Леонова стр. 91
~ 17 ~
пейзажа; совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками; развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
15
«Снеговики»
Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках, использовать приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать уверенность, инициативность.
Н.Н. Леонова стр. 105
16
«Треугольные фантазии»
Графомоторные упражнения на песке. Графические упражнения «Линии н песке»; «Симметричные линии». Рисование «песком» и на песке простейших предметов треугольной формы: флажок, колпак, морковка, елка, ракета и др. Е.А. Тупичкина стр. 37
17
Январь
«Праздничная ёлочка»
Учить детей рисовать праздничную новогоднюю открытку; познакомить с трудом художника-оформителя; формировать умение детей самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования открытки; развивать чувство ритма и формы; умения оформлять открытку ритмом красочных мазков пятен, воспитывать интерес к новогоднему празднику.
Н.Н. Леонова стр. 103
18
«Песочные человечки»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования «по песку» и «песком» людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек, сказочных человечков. Е.А. Тупичкина стр. 45
19
«Хлоп-хлоп-хлоп…»
Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах поэзии и картинах; познакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года; формировать устойчивый интерес к овладению нетрадиционной техникой рисования с помощью руки (ладоневая живопись); развивать эстетическое восприятие, творческое воображение детей, фантазию; воспитывать любовь к природе; аккуратность в работе.
Н.Н. Леонова стр. 99
20
«Перчатки и котятки»
Учит детей самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу; развивать воображение; координировать движение руки и глаза; дать наглядное представление о симметрии парных предметов
Н.Н. Леонова стр. 90
~ 18 ~
21
Февраль
«Самолет»
Упражнять детей в создании образа предмета, состоящего из нескольких частей; формировать умение устанавливать сходство с объектом; развивать эстетическое восприятие; воспитывать настойчивость, интерес к изобразительной деятельности.
Н.Н. Леонова стр. 126
22
«Хочу быть похожим на папу»
Учить детей рисовать подарок папе, дедушке по представлению, используя разнообразные способы и технику рисования красками; развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции; уточнить представления детей о профессиях пап и дедушек; о профессии военного; воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.
Н.Н. Леонова стр. 128
23
«Галстук для папы»
Вызывать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров; учить детей декоративному оформлению галстука: рисовать простые орнаменты и узоры на заготовках разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки; воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Н.Н. Леонова стр. 130
24
«Транспорт»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» различных видов: наземного транспорта, воздушного транспорта, морского транспорта. Е.А. Тупичкина стр. 41
25
Март
«Весна пришла»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на весенние появления природы, эстетические чувства и переживания; развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить видеть главное, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа, соотносить содержание картины со средствами выразительности; чувствовать весеннее пробуждение природы, выраженное художником в неярком и тонком колорите, построенном на мягких сочетаниях разных тонов, передающих перламутровую нежность весенних красок; развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным, технические и художественные навыки детей, создавать весенний образ по своему замыслу; обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.
Н.Н. Леонова стр. 139
26
«Полянка с весенними цветами»
Учить детей рисовать природу, используя нетрадиционные материалы; выполнять работу старательно и аккуратно; воспитывать самостоятельность в создании композиции; развивать
Н.Н. Леонова стр. 180
~ 19 ~
фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, чувство ритма; формировать умения коллективной творческой работы, согласовывать свои действия, договариваться друг с другом; способствовать развитию бережного отношения к живой природе.
27
«Красивые цветы»
Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, умение выбирать предмет для изображения, анализировать готовую работу; учить создавать коллективную композицию в сотворчестве с педагогом и сверстниками, рисовать комнатное растение, передавать в рисунке его части; закреплять умение рисовать кистью и краскам, правильно держать кисть.
Н.Н. Леонова стр. 120
28
«Деревья: такие разные»
(Освоение способов рисование приемом «по песку» и «песком» различного вида деревьев) Е.А. Тупичкина стр. 39
29
Апрель
«Подводное царство»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» обитателей подводного мира (растений, ракушек, кораллов, рыб): скат, окунь, щука, морской конек, золотая рыбка, акула, кит, осьминог, медуза, кит, дельфин, ракушки и др. совершенствование приемов рисования обитателей подводного мира (растений, ракушек, кораллов рыб). Е.А. Тупичкина стр. 43
30
«Космический пейзаж»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» элементов космического пространства планет, звезд. Кометы, космического корабля, ракеты и пр. Е.А. Тупичкина стр. 47
31
«Придумаем натюрморт»
Вызвать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, учить подбирать натюрморты разного вида; формировать у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи; учить рисовать натюрморт по представлению, передавать характер образа.
Н.Н. Леонова стр. 77
32
«На далекой удивительной планете…»
Расширять кругозор, знания детей о космосе; учить рисовать в нетрадиционной технике – «набрызг» и работа с поролоном; формировать диалогическую и монологическую речь, навыки самоконтроля и самооценки; развивать цветовосприятие, фантазию, воображение, мелкую моторику.
Н.Н. Леонова стр. 153
33
Май
«Яркий символ Победы»
Учить детей рисовать букет тюльпанов в вазе; побуждать у детей собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом; активизировать использование правильных формообразующих движений для создания образа, использовать знакомые приемы и
Н.Н. Леонова стр. 174
~ 20 ~
способы создания образа цветка (прием примакивания кистью); развивать глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творческое воображение; воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
34
«Веселый клоун»
Учить детей рисовать фигуру человека в движении с передачей несложных движений и мимики лица, передавать доступными графическими средствами характерные детали, делающие изображение выразительным, образным; закреплять знания о цвете.
Н.Н. Леонова стр. 156
35
«Цветы: в жизни и в сказке»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» и цветов: тюльпана, ромашки, лилии, мимозы, подсолнуха и др. Е.А. Тупичкина стр. 40
36
«Мир песочных фантазий»
Графомоторные упражнения на песке. Игра «Я умею рисовать» (демонстрация освоенных способов рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка). Е.А. Тупичкина стр. 50
Итого
36
~ 21 ~
Старший дошкольный возраст: 2 год обучения

Месяц
Тема занятий
Программное содержание
Литература
1
Сентябрь
Принятие норм и правил изостудии «Радуга красок»
Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности.
Игры и упражнения на знакомство
2
«Волшебные точки»
Прием рисования кончиками пальцев двумя руками одновременно и последовательно. Графомоторные упражнения на песке. Создание песочных картин: «Бусы», «Гроздь винограда», «Полянка цветов». Арт-терапевтическое упражнение «Моя буква» (точками изображается первая буква имени, затем нежно накрывается ладонями и вспоминаются лучшие качества). Е.А. Тупичкина стр. 33
3
«Осенний натюрморт»
Познакомить с натюрмортом как жанром живописи; учить рисовать натюрморт; закрепить умение правильно пользоваться изобразительными материалами; развивать глазомер, внимание, усидчивость; обращать внимание на красоту окружающего мира.
Н.Н. Леонова стр. 71
4
«Вечерний город»
Учить передавать в рисунке впечатления от праздника Дня города: украшенные дома, салют над городом; познакомить с монотипией – нетрадиционным приемом рисования; закреплять умение передавать в рисунке различие в размерах домов, пропорций; формировать умение работать всей кистью и её концом; развивать творческое воображение.
Н.Н. Леонова стр. 65
5
Октябрь
«Образы диких животных»
Учить изображать диких животных графическим способом, передавать в рисунке движения животных: идет, бежит, подкрадывается, нюхает, лижет лапу, смотрит на луну и тд., формировать умение работать графическим материалом; воспитывать уважение к животным.
Н.Н. Леонова стр. 95
6
«Загадочные следы и отпечатки»
Познакомить детей с техникой изображения на песочных световых посредством получения отпечатков на световых планшетах. (Освоение приема получения изображения путем отпечатков) Е.А. Тупичкина стр. 32
7
«Жили-были дед и баба»
Учить рисовать портрет пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц, использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера.
Н.Н. Леонова стр. 76
8
«Дом, в котором я живу»
Продолжать знакомить с архитектурой; учить работать карандашом, рисовать жилой дом, опираясь на обобщение
Н.Н. Леонова стр. 79
~ 22 ~
представления о строении зданий, об архитектурных элементах; упражнять в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша.
9
Ноябрь
«Натюрморт»
Вызвать активный интерес к живописи, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов; дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, побуждать детей обращаться к собственному опыту; развивать и обогащать речь дошкольников словами: натюрморт, предметы, посуда, натура.
Н.Н. Леонова стр. 85
10
«Ожившие линии»
Графомоторные упражнения на песке. Графическое упражнение «Повтори» (прорисовывание прямых вертикальных и горизонтальных линий одинаковой и разной длины). Упражнение «Дорожки» (прием рисования двумя руками одновременно и последовательно: прорисовывания по песку и насыпания песка струйкой. Упражнение «Зеркальные линии» (прямые, ломанные, кривые) Е.А. Тупичкина стр. 34
11
«Золотая осень»
Учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное; развивать фантазию, творческое воображение; совершенствовать владение различными приемами рисования; обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами; воспитывать любовь к природе.
Н.Н. Леонова стр. 89
12
«Треугольные фантазии»
Графомоторные упражнения на песке. Графические упражнения «Линии н песке»; «Симметричные линии». Рисование «песком» и на песке простейших предметов треугольной формы: флажок, колпак, морковка, елка, ракета и др. Е.А. Тупичкина стр. 37
13
Декабрь
«Сказочная зима»
Учить устанавливать связи и закономерности в природе, выстраивать работу: соблюдать композицию, использовать линию горизонта, линейный план (близко - далеко); развивать интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, выражать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии; упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней, подводить к пониманию
Н.Н. Леонова стр. 104
~ 23 ~
того, что с помощью холодных цветосочетаний художник передает зимнее ощущение картины; обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
14
«Игрушки и предметы быта»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» игрушек: пирамидка, неваляшка, матрешка, ракета; посуды: чашка, кувшин, ваза, чайник кастрюля; мебели, бытовой техники: стул, стол, шкаф, диван и др. Е.А. Тупичкина стр. 41
15
«Дымковская птица»
Учить создавать декоративный образ птицы в жанре дымковской росписи; закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги), приемы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти; воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Н.Н. Леонова стр. 108
16
«Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»
Графомоторные упражнения на песке. Графические упражнения «Линии на песке» (прямые и пересекающие линии); «Симметричные линии» (прямые, кривые). Е.А. Тупичкина стр. 37
17
Январь
«Замок Снежной королевы»
Учить рисовать фантастический замок Снежной королевы, передавать её общий облик, причудливое сочетание высоких и низких башен, расположенных рядом друг с другом, соединенных мостиками и лестничными переходами, увенчанных крышами, куполами и шпилями разной формы, арочными окнами; закреплять умение подбирать колорит (в данном случае цвета и оттенки холодных тонов); использовать ранее освоенные приемы рисования концом кисти.
Н.Н. Леонова стр. 119
18
«Деревья: такие разные»
Графомоторные упражнения на песке. Освоение способов рисование приемом «по песку» и «песком» различного вида трав, кустарников, деревьев (дуб, береза, тополь, яблоня, ель и др.) Е.А. Тупичкина стр. 39
19
«Дом моей мечты»
Учить ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя, составлять творческие рассказы, сложные распространённые предложения; закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами, самостоятельно выбирая формат и расположение листа бумаги; развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелку моторику; воспитывать уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.
Н.Н. Леонова стр. 125
~ 24 ~
20
«Превращение кружка»
Графические упражнения на песке. «Симметричные линии» (округлой и дугообразной, спиралевидной формы). Игровое упражнение «Как круг появился» (изображение круга посредством различных приемов: насыпания прорисовывания и др.) Е.А. Тупичкина стр. 35
21
Февраль
«Наша армия»
Учить закрашивать рисунок карандашом, не выходя за пределы контура; закреплять умение правильно держать карандаш; воспитывать уважительное отношение к Российской армии.
Н.Н. Леонова стр.148
22
«Галстук для папы»
Вызывать интерес к подготовке подарков и сувениров; учить декоративному оформлению галстука; рисованию орнаментов и узоров на заготовках разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки; воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Н.Н. Леонова стр. 153
23
«Гжельские узоры»
Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий; составлять узор на полосе в форме трапеции, выполняя в центре композицию из растительных элементов, по краям кайму, бордюр; развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать к истокам русской народной культуры.
Н.Н. Леонова стр. 137
24
«Транспорт»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» различных видов: наземного транспорта, воздушного транспорта, морского транспорта. Е.А. Тупичкина стр. 41
25
Март
«Милой мамочки портрет»
Учить рисовать женский портрет; инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, тёти); продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
Н.Н. Леонова стр. 154
26
«Веточка мимозы для мамочки»
Учить рисовать цветок мимозы, создавать в рисунке точный образ мимозы путем использования разнообразных приемов рисования (рисования красками и кистью, ватными палочками); продолжать знакомить с натюрмортом; развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность; воспитывать любовь к маме, вызывать желание заботиться о ней и сделать ей приятное.
Н.Н. Леонова стр. 157
27
«Песочные человечки»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования «по песку» и «песком» людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек, сказочных человечков. Е.А. Тупичкина стр. 45
~ 25 ~
28
«Матрешки»
Познакомить с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенностями росписи полхов - майданских матрешек (колорит, композиция, элементы); учить рисовать растительный узор в стиле полхов-майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель; вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Н.Н. Леонова стр. 165
29
Апрель
«Рыбки»
Учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о обитателях морского дна разными изобразительными средствами;, изображать рыбок в виде декоративного узора на вырезанном силуэте; развивать графические навыки и способности к формообразованию; воспитывать эстетическое отношение к природе.
Н.Н. Леонова стр. 185
30
«Космический пейзаж»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» элементов космического пространства планет, звезд. Кометы, космического корабля, ракеты и пр. Е.А. Тупичкина стр. 47
31
«Цветы: в жизни и сказке»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» и цветов: тюльпана, ромашки, лилии, мимозы, подсолнуха и др. Е.А. Тупичкина стр. 40
32
«Кем я хочу быть»
Учить рисовать людей в движении , создавать сюжетную композицию; развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорционные и пространственные отношения между объектами); закреплять знания о видах профессий.
Н.Н. Леонова стр. 180
33
Май
«День Победы»
Учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуашевых красок; закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов; развивать способность чувствовать переданное художником настроение и эмоционально откликаться на него, желание общаться по поводу увиденного, давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии; продолжать развивать фантазию, творческое воображение, общую и мелкую моторику; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям ВОВ через произведения искусства; обогащать словарь детей оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Н.Н. Леонова стр. 191
34
«Рисование светофора»
Учить рисовать светофор, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта; закрепить навык
Н.Н. Леонова стр. 202
~ 26 ~
аккуратного раскрашивания; воспитывать в дошкольниках дисциплинированных пешеходов.
35
«Рисую настроение на песке»
Графомоторные упражнения на песке. Способы передачи эмоционального состояния на песочной картинке. Арт-терапевтическая техника «Прогоняем злость», «Мусорное ведро», «Прогоняем злость». Е.А. Тупичкина стр. 49
36
«Детский сад»
Расширить и уточнить знания о работе сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; выявить уровень комфортности ребёнка в детском саду; учить создавать сюжетную композицию о детском саде; формировать умение пользоваться разными приемами рисования и изобразительными материалами.4 развивать логическое мышление, воображение; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
Н.Н. Леонова стр. 205
Итого
36
~ 27 ~
Старший дошкольный возраст: 3й год обучения

Месяц
Тема занятий
Программное содержание
Литература
1
Сентябрь
Принятие норм и правил изостудии «Радуга красок»
Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности.
Игры и упражнения на знакомство
«Золотая осень»
Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи, работать в смешанной технике, используя разные приемы рисования, выделяя в своем рисунке главное; развивать интерес к пейзажу, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, выражать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы; развивать фантазию и творческие возможности, способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроения, желание общаться по поводу увиденного, давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии; упражнять в подборе природных материалов к будущей картине.
Н.Н. Леонова стр. 76
2
«Здравствуй песочная страна!»
Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах. (Прием формирования фона - засыпание песком, рассыпая на весу в движении) Е.А. Тупичкина стр. 30
3
«Тайный силуэт»
Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах. (Рисование песком) Е.А. Тупичкина стр. 31
4
«Фруктово - овощные истории»
Графомоторные упражнения на песке. Способы приема рисования «по песку» и «песком» овощей и фруктов: банана, груши, ананаса, винограда, моркови, свеклы, кабачка, перца, арбуза и тд. Е.А. Тупичкина стр. 41
5
Октябрь
«Дикие животные»
Закрепить знания о диких животных; учить рисовать диких животных графическим способом, передавать движения животных, их характерные особенности; формировать умение работать с графическим материалом; развивать речевую активность; помочь в
Н.Н. Леонова стр. 109
~ 28 ~
усвоении грамматического строя языка; воспитывать любовь к животным.
6
«Волшебные точки»
Прием рисования кончиками пальцев двумя руками одновременно и последовательно. Графомоторные упражнения на песке. Создание песочных картин: «Бусы», «Гроздь винограда», «Полянка цветов». Арт-терапевтическое упражнение «Моя буква» (точками изображается первая буква имени, затем нежно накрывается ладонями и вспоминаются лучшие качества). Е.А. Тупичкина стр. 33
7
«Жили-были дед и баба»
Продолжать учить рисовать портрет пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц; совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно- выразительные умения; учить использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера.
Н.Н. Леонова стр. 88
8
«Образ женщины - матери»
Учить рисовать женский портрет, правильно располагать части туловища; формировать умение рисовать разными изобразительными материалами; воспитывать любовь и уважение к матери.
Н.Н. Леонова стр. 116
9
Ноябрь
«Посуда»
Продолжать учить рисовать посуды, её части и детали, украшать узором; развивать изобразительные навыки, умение самостоятельно выбирать необходимые изобразительные материалы для работы; закреплять представления о названии частей посуды; обогащать словарь по теме «посуда»: чашка, тарелка, поднос, ваза, ложка, скатерть; развивать связную речь; упражнять в составлении предложения.
Н.Н. Леонова стр. 98
10
«Праздничный стол»
Продолжать знакомить с сюжетным натюрмортом, рассматривая репродукции картины И. Грабаря «Неприбранный стол»; учить последовательно рассматривать картину (что изображено, как изображено), придумывать свой натюрморт; закреплять умения работать красками, подбирать нужный цвет на палитре; закреплять знания о цветовом спектре; развивать творческое воображение, внимание, эстетический вкус, умение соотносить увиденное с собственным опытом.
Н.Н. Леонова стр. 100
11
«Чаепитие у самовара»
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление помогать ей, радовать её; формировать умение рисовать самовар, передавать его внешний вид помощью изобразительных средств и материалов; обогащать знания о
Н.Н. Леонова стр. 113
~ 29 ~
русских народных обычаях и традициях.
12
«Песочные человечки»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования «по песку» и «песком» людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек, сказочных человечков. Е.А. Тупичкина стр. 45
13
Декабрь
«Еловые веточки»
Учить передавать особенности строения, окраску и размещение в пространстве еловой ветки; показать способы обследования натуры; пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы; развивать координацию в системе «глаз-рука»; учить рисовать елочные украшения.
Н.Н. Леонова стр. 132
14
«Зима»
Учить работать в нетрадиционной технике рисования, соблюдать композицию, использовать линию горизонта, линейный план (близко-далеко); развивать интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, вызывать желания любоваться им; учить выражать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроем и опытом восприятия природы.
Н.Н. Леонова стр. 119
15
«Волшебные снежинки»
Учит строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях, использовать в узоре прямые, округлые линии, формы, растительные элементы; закреплять умение пользоваться кистью; вызывать желание украсить интерьер группы к новогоднему празднику.
Н.Н. Леонова стр. 123
16
«Новогодний праздник»
Расширить представления о праздновании Нового года у разных народов и в Древней Руси; формировать представления о профессии артиста, различных, направлениях артистической деятельности; учить декорировать новогодний подарок; закреплять умение пользоваться разными материалами; воспитывать желание дарить близким людям и друзьям подарки.
Н.Н. Леонова стр. 136
17
Январь
«Рисую настроение на песке»
Графомоторные упражнения на песке. Способы передачи эмоционального состояния на песочной картинке. Арт-терапевтическая техника «Прогоняем злость», «Мусорное ведро», «Прогоняем злость». Е.А. Тупичкина стр. 49
18
«Мы у ёлочки танцуем»
Учить рисовать новогодний праздник, используя яркие цвета для передачи веселого настроения, изображать персонажи, объединяя их общим содержанием; воспитывать интерес к новогоднему празднику.
Н.Н. Леонова стр. 134
19
«Замок снежной королевы»
Учить рисовать фантастический замок Снежной королевы,
Н.Н. Леонова стр. 138
~ 30 ~
передавать её общий облик, причудливое сочетание высоких и низких башен, расположенных рядом друг с другом, соединенных мостиками и лестничными переходами, увенчанных крышами, куполами и шпилями разной формы, арочными окнами; закреплять умение подбирать колорит (в данном случае цвета и оттенки холодных тонов); использовать ранее освоенные приемы рисования концом кисти.
20
«Звери»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек, сказочных человечков. Е.А. Тупичкина стр. 45
21
Февраль
«Хохломские ложки»
Познакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры – закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне – красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.
Н.Н. Леонова стр. 183
22
«Наша армия родная»
Сформировать первичные представления об особенностях военной службы; учить рисовать военных, служащих в разных родах войск; уточнить представления о родах войск, защитниках Отечества; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызывать желание быть похожим на сильных, смелых российских воинов.
Н.Н. Леонова стр. 167
23
«Галстук для папы»
Вызывать интерес к подготовке подарков и сувениров; учить декоративному оформлению галстука; рисованию орнаментов и узоров на заготовках разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки; воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Н.Н. Леонова стр. 172
24
«Сказочные животные»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком животных – героев мультипликационных фильмов: удав, медведь, кот Матроскин, собака Шарик, кот Леопольд, Винни-Пух, Чебурашка, крокодил Гена и др. Е.А. Тупичкина стр. 47
25
Март
«Мама»
Разъяснить смысл слова мама; учить создавать образ мамы с помощью изобразительных материалов; формировать умение рисовать женский портрет, его части; раскрыть образ матери в поэзии, в живописи; развивать творческие способности, речь; показать, как музыка и живопись создают образ матери;
Н.Н. Леонова стр. 173
~ 31 ~
воспитывать любовь и уважение к матери.
26
«Труд мам»
Учить рисовать по замыслу профессию своей мамы, используя в работе живописные изобразительные материалы; воспитывать уважение к труду мамы и желание делать ей подарки.
Н.Н. Леонова стр. 176
27
«Русские матрешки»
Продолжить ознакомление с историей народной игрушки, её внешним видом, особенностями росписи полхов-майданских матрешек (колорит, композиция, элементы); учить рисовать растительный узор в стиле полхов-майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель; вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Н.Н. Леонова стр. 186
28
«Весенние мелодии»
Учить рисовать весенний пейзаж, использовать в рисунке разные художественные материал; развивать умения пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка, цвета, пробы краски, разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов, эстетическое восприятие природы; воспитывать любовь к родному краю.
Н.Н. Леонова стр. 177
29
Апрель
«Подводное царство»
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» обитателей подводного мира (растений, ракушек, кораллов, рыб): скат, окунь, щука, морской конек, золотая рыбка, акула, кит, осьминог, медуза, кит, дельфин, ракушки и др. совершенствование приемов рисования обитателей подводного мира (растений, ракушек, кораллов рыб). Е.А. Тупичкина стр. 43
30
«Мир космоса»
Уточнить знания о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете Земля, современных летательных аппаратах, первых космонавтах); закреплять навыки в различных техниках рисования; учить создавать многоплановую композицию, выделять главное размером и цветом; развивать фантазию, воображение; обогащать словарь понятиями: планетолет, луноход, космодром, космонавты.
Н.Н. Леонова стр. 195
31
«Тайна удивительной планеты»
Расширять кругозор, знания о космосе; учить создавать космическую композицию в сотворчестве, работать с акриловыми красками, создавать выразительные образы; побуждать к поиску изобразительно-выразительных средств для создания космических сюжетов; развивать художественный вкус, фантазию, творческие способности.
Н.Н. Леонова стр. 193
32
«Рисую музыку песком»
Графомоторные упражнения на песке. Способы передачи настроения, характера музыки на песочной картине: свет и тень, Е.А. Тупичкина стр. 49
~ 32 ~
характер линий, скорость движения руки, содержание изображения. Передача характера музыки: быстрая и медленная, веселая и грустная, лирическая и маршевая и тд.
33
Май
«День Победы»
Учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуашевых красок; закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов; развивать способность чувствовать переданное художником настроение и эмоционально откликаться на него, желание общаться по поводу увиденного, давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии; продолжать развивать фантазию, творческое воображение, общую и мелкую моторику; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям ВОВ через произведения искусства; обогащать словарь детей оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Н.Н. Леонова стр. 214
34
Рисование дорожного знака «Впереди опасность»
Учить соблюдать в работе последовательность; развивать умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения, аккуратность и целеустремленность.
Н.Н. Леонова стр. 224
35
«Мир песочных фантазий»
Графомоторные упражнения на песке. Игра «Я умею рисовать» (демонстрация освоенных способов рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка). Е.А. Тупичкина стр. 50
36
«Чему учат в школе?»
Обобщить и углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; стимулировать к ранней профессиональной ориентации; учить правилам поведения в школе и на уроках, подбирать обобщающее слово к группе предметов, создавать живописную композицию о школьной жизни; развивать творческие способности; учить правилам пользования гуашевыми и акварельными красками.4 закреплять технические навыки пользования изобразительными материалами; воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю.
Н.Н. Леонова стр. 228
Итого
36
План работы с родителями
1 год обучения
Сроки
Название мероприятий
Сентябрь
Вводные собрания
Октябрь
Консультация для родителей на тему: «Ваш ребенок на занятиях изобразительной деятельности».
Ноябрь
Буклеты на тему: «Развитие речи посредством изобразительной деятельности детей»;
Индивидуальные беседы на тему: «Влияние изобразительной деятельности на психическое развитие ребенка».
Декабрь
Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей в изобразительной деятельности»;
Конкурс семейных работ «Новогодняя Ёлочка».
Январь
Индивидуальные беседы на тему: «Пути воспитания детской одарённости»;
Выставка детских работ на тему: «Морозные узоры».
Февраль
Консультация для родителей «Учитесь рисовать вместе с ребёнком»;
Выставка детских работ «Самолет».
Март
Рекомендации для родителей на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей»;
Выставка детских работ «Мама».
Апрель Индивидуальная беседа на тему: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности»;
Памятки для родителей на тему: «На чем рисуют дети».
Май
Выставка детских работ «День Победы»;
Анкетирование родителей на тему: «Любит ли ваш ребенок рисовать?».
В течение года
Выпуск газеты «Радуга».
В течение года
Выставки детского творчества.
В течение года
Обновление наглядной информации и папок передвижек для родителей.
~ 34 ~
План работы с родителями
2й год обучения
Сроки
Название мероприятий
Сентябрь
Вводные собрания
Октябрь
Консультация для родителей на тему: «С чего начинать обучение ребёнка цветам».
Ноябрь
Буклеты на тему: «О чем говорит детский рисунок»;
Индивидуальные беседы на тему: «Влияние изобразительной деятельности на психическое развитие ребенка».
Декабрь
Консультация «Как научить ребенка рисовать если вы сами этого не умеете»;
Конкурс семейных работ «Развесистое дерево».
Январь
Индивидуальные беседы на тему: «Художественное творчество в семье»;
Выставка детских работ на тему: «Снежинки».
Февраль
Консультация для родителей «Советы родителям детей с признаками художественной одаренности»;
Выставка детских работ «Я с папой».
Март
Рекомендации для родителей на тему: «Как способствовать возникновению у детей интереса рисованию»;
Выставка детских работ «Мама милая моя».
Апрель Индивидуальная беседа на тему: «Изучаем цвета с ребёнком»;
Памятки для родителей на тему: «Дымковская игрушка».
Май
Выставка детских работ «День Победы»;
Анкетирование родителей на тему: «Любит ли ваш ребенок рисовать?».
В течение года
Выпуск газеты «Радуга».
В течение года
Выставки детского творчества.
В течение года
Обновление наглядной информации и папок передвижек для родителей.
~ 35 ~
План работы с родителями
3й год обучения
Сроки
Название мероприятий
Сентябрь
Вводные собрания
Октябрь
Консультация для родителей на тему: «Городецкая роспись».
Ноябрь
Буклеты на тему: «Развитие речи посредством изобразительной деятельности детей»;
Индивидуальные беседы на тему: «Нетрадиционная техника рисования».
Декабрь
Консультация «Развиваем мелкую моторику у детей»;
Конкурс семейных работ «Новогодняя Ёлочка».
Январь
Индивидуальные беседы на тему: «Пути воспитания детской одарённости»;
Выставка детских работ на тему: «Замок снежной королевы».
Февраль
Консультация для родителей «Чудесная гжель»;
Выставка детских работ «Наша армия родная».
Март
Рекомендации для родителей на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей»;
Выставка детских работ «Цветы для мамы».
Апрель Индивидуальная беседа на тему: «Игры с песком для детей на летнем отдыхе»;
Памятки для родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?».
Май
Выставка детских работ «До свидания, детский сад!»;
Анкетирование родителей на тему: «Любит ли ваш ребенок рисовать?».
В течение года
Выпуск газеты «Радуга».
В течение года
Выставки детского творчества.
В течение года
Обновление наглядной информации и папок передвижек для родителей.
~ 36 ~
Используемая литература
1. Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г., Михайлова З.А., Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» М.: «Детство – пресс», 2017.
2. Леонова Н.Н., Художественное творчество по программе «Детство», Средняя группа, М.: «УЧИТЕЛЬ», 2014.
3. Леонова Н.Н., Художественное творчество по программе «Детство», Старшая группа, М.: «УЧИТЕЛЬ», 2014.
4. Леонова Н.Н., Художественное творчество по программе «Детство», Подготовительная группа, М.: «УЧИТЕЛЬ», 2014. 5. Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий» программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» М.: «АРКТИ», 2016. 6. Каушкаль О.Н., Чернышова И.Н., Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка о песочнице» М.: «Центр педагогического образования», 2016. 7. Воробьёва Н.А., Сапожникова О.Б., «Педагогическая песочница» Развитие навыков поведения дошкольников в чрезвычайных ситуациях М.: «Интеллект – Центр», 2016. 8. Воробьёва Н.А., Сапожникова О.Б., «Педагогическая песочница» Формирование патриотизма у дошкольников на примере представлений о вооружённых силах, М.: «Интеллект – Центр», 2016.
9. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., Песочная терапия в развитии дошкольников, М.: «ТЦ Сфера», 2017.
10. Сапожникова О.Б., Петрик Т.А., Педагогическая песочница для развития речи детей 3 - 5 лет, М.: «ТЦ Сфера», 2017.
Приложение 1
Диагностическая карта образовательного мониторинга кружка «Радуга красок» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дата проведения: 1 этап ________________ 2 этап _________________
Цель. Выявление предпочтения детей в видах и жанрах изобразительного искусства и изобразительной деятельности,
изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них.

Ф.И. ребёнка
Умение рисовать и раскрашивать и круглую и овальную
форму
Называет основные техники рисования песком на световых планшетах
Использование разнообразных способов и приемов
Умение рисовать простейший ленточный орнамент
Знание цветов и оттенков, умение пользоваться ими
Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ
Умение расположить предметы на листе в разном композиционном решении
Умение правильно держать карандаш
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Условные обозначения: Выполняет самостоятельно – высокий
Выполняет с помощью педагога - средний
Не выполняет - низкий
Педагог дополнительного образования ________________ /
~ 38 ~
Диагностическая карта образовательного мониторинга кружка «Радуга красок» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дата проведения: 1 этап ________________ 2 этап _________________
Цель. Выявление предпочтения детей в видах и жанрах изобразительного искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них.
Старший дошкольный возраст: старшая группа

Ф.И. ребёнка
Умение рисовать и раскрашивать и круглую и овальную
форму
Называет основные техники рисования песком на световых планшетах
Называет, различает произведения искусства (живопись, графика, скульптура)
Использование разнообразных способов и приемов
Умение рисовать простейший ленточный орнамент
Знание цветов и оттенков, умение пользоваться ими
Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ
Умение расположить предметы на листе в разном композиционном решении
Умеет правильно держать карандаш
Уровень
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Условные обозначения: Выполняет самостоятельно – высокий
Выполняет с помощью педагога - средний
Не выполняет - низкий
Педагог дополнительного образования ________________ /
~ 39 ~
Диагностическая карта образовательного мониторинга кружка «Радуга красок» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дата проведения: 1 этап ________________ 2 этап _________________
Цель. Выявление предпочтения детей в видах и жанрах изобразительного искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них.
Старший дошкольный возраст: подготовительная группа

Ф.И. ребёнка
Называет виды и жанры изобразительного искусства
Называет основные техники рисования песком на световых планшетах
Создает изображение в сложных техниках, по своей инициативе экспериментирует с изобразительными материалами
Использование разнообразных способов и приемов
Умение рисовать простейший ленточный орнамент
Знание цветов и оттенков, умение пользоваться ими
Смешивание красок
получение оранжевого
лимонного ,и оттенки
коричневого, зелёного
Умение расположить предметы на листе в разном композиционном решении
Проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения деятельности, бережное отношение к материалам
Уровень
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Условные обозначения: Выполняет самостоятельно – высокий
Выполняет с помощью педагога - средний
Не выполняет - низкий
Педагог дополнительного образования ________________ /
~ 40 ~
Приложение 2
Уровни развития
Уровни
Средний дошкольный возраст:
средняя группа
Старший дошкольный возраст:
старшая группа
Старший дошкольный возраст:
подготовительная группа
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Высокий
Средний
Низкий
Приложение 3
Список детей посещающих кружок по изодеятельности
«Радуга красок»
Средний дошкольный возраст: 1й год обучения

Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Ведущая рука
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего
Старший дошкольный возраст: 2й год обучения

Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Ведущая рука
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего
Старший дошкольный возраст: 3й год обучения

Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Ведущая рука
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Конспекты занятий к авторской программе "Радуга красок"

Используемые нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, рисование манкой, скатывание салфеток, оттиск печаткой....

Конспекты занятий к программе "Радуга красок"

Конспекты занятий к программе "Радуга красок"...

Образовательная программа "Азбука красок"

окозание дополнительной образовательной услуги по кружковой работе...

Программа "Радуга красок"

Программа кружка "Радуга красок" по развитию художественно-эстетических способностей у детей 4-го года жизни с использованием нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа "Радуга красок"

Техника нетрадиционного рисования...

Конкурсно - игровая программа «Осенних красок хоровод»

Конкурсно - игровая программа «Осенних красок хоровод»...

Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....